Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии……………….………………………......4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки……………..…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….…….…….…….…….…….…….…….……...………….….…….…………………14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности…………………………………….…….…….…………..…………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………….………………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

психология2.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени 

А.С. Пушкина»

 

Кафедра информатики и  прикладной математики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

 ________________________________

(факультет, специальность,  курс)

 ________________________________

 (Фамилия И.О.)

 ________________________________

 (№ зач. Книжки Подпись)

 

 

Допущен к защите

 ________________________________

 (Фамилия И.О. преподавателя)

 ________________________________

(Дата Подпись) 

 

 

 

 

Брест, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………….……..3

Общая характеристика методов научной психологии……………….………………………......4

Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки……………..…6

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….…….…….…….…….…….…….…….……...………….….…….…………………14

Метод опроса и беседы. Анализ продуктов  деятельности…………………………………….…….…….…………..…………………………25

Заключение…………………………………………………………………………………………29

Список  использованной литературы……………….………………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специфика научной  психологии заключается  в том, что  она для накопления своих данных использует целый арсенал  научных  методов.

     Большую роль играет и то, каким  путем получено то или иное  знание. Лев Семенович Выготский  (1896-1934) выразил это в следующей  лаконичной формуле: факты, полученные  с помощью разных познавательных  принципов, суть разные факты.  Существует определенная обусловленность  получаемых в эмпирическом исследовании  фактов имевшейся до данного  эмпирического исследования его  схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными  знаниями об изучаемой реальности  и т.п. И подобную взаимосвязь  полученных в исследовании фактов  с предварительными представлениями  исследователя об изучаемых феноменах  и, соответственно, с используемыми  методами можно проследить во  всех психологических направлениях. Поэтому проблема методологии  (средств) психологического познания  является одной из самых существенных  и обсуждаемых проблем психологии.

     Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:

- собственно  методы (наблюдение, эксперимент, моделирование  и пр.);

- методические  приемы;

- методические  подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей  психологии" в качестве главных  психологических методов выделил  наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический  эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме  того, он выделил приемы изучения продуктов  деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время обусловило особенности  этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная  близость с педагогикой и физиологией  вознаградилась включением методов  этих наук в психологический перечень.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика методов научной  психологии

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развия  психических процессов, психических состояний и психических свойств человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

    Научная  психология — система теоретических, методических и  экспериментальных свойств познания  и исследования психических явлений;  переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений  к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации,  экспериментального установления причинных связей и закономерностей,  обеспечения преемственности своих  результатов.

Методы научных  исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того насколько они  валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Метод - это  способ, путь изучения объективной  действительности, познания истины. В  переводе с греческого " methodos " означает "путь". По справедливому замечанию И. П. Павлова: "...метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных".

В зависимости  от того, кто и с какими целями пользуется методами психологии, целесообразно  различать методы собственно научного исследования и методы, непосредственно  применяемые в практике. Методы могут  быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или  скрыто отражают те общие философские  позиции, с которых проводится исследование.

Изучение психических явлений возможно только на основе единственно научного диалектико-материалистического метода познания, опирающегося на объективные  законы, существующие независимо от сознания и воли людей. Методы психологии имеют целью не только фиксировать  факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений  не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может  быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие  друг друга. Например, проявление растерянности  сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Своеобразие психических явлений заключается  в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах  деятельности, будет раскрывать психологическую  сущность этой личности. В этом проявляется  один из основных принципов психологии - единство личности и деятельности.

Поскольку сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом  того общества, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены и на выявление  социальных влияний на психику человека. Нельзя, например, понять свойства личности работника, не сопоставив их с социальными  условиями формирования. В этом проявляется  второй основной принцип психологии - социальная обусловленность психики  человека.

Методы психологии направлены на изучение психических  явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и  изменение психики в истории  животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под  влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий  внешней среды, вследствие заболеваний.

Каждый из этих аспектов изучения психики опирается  на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый  метод был подчинен решаемому  вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая  должна быть достигнута, а потом  в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. Поэтому  далеко не все методы, применяемые  в научно-психологических исследованиях, требуются для практической работы руководителя. Однако, чтобы грамотно использовать необходимые ему психологические методы, руководитель должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: "... наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки

Сущность  метода наблюдения

Всякая наука  основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает . Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии- наблюдение и эксперимент.

Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики  человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее  определяется, какие именно психические  процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям  их можно прослеживать, в каких  условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать  его результаты.

Особенность наблюдения в психологии состоит  в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Психолога же вызывающие их психические процессы и явления. Поэтому правильность результатов  наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и  от их истолкования- определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное преставление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи психологического эксперимента.

Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать  и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует  проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое  наблюдение, как правило, требует  более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.

Наблюдение  относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и  целенаправленном восприятии психических  явлений с целью отыскания  смысла этих явлений, который непосредственно  не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие  опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Существуют  различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих  реакций людей, по которым можно  судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы  человека, степени эмоциональной  возбудимости и пр.

В целом  метод наблюдения называют еще "спланированным восприятием", используется при изучении личности работников, характера взаимоотношений  в трудовом коллективе, его социально-психологического климата. Результаты наблюдений могут  быть представлены в виде дневниковых  записей или по специально разработанной  схеме, а также фиксироваться  в особом протоколе. Более надежными  будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключается  в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении  и деятельности работников, а не их мнение об этом.

Наблюдение  в психологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В  процессе его осуществления психолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и  в реальном времени, причем он фиксирует  не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также  взаимодействие всех участников наблюдения.

Итак, для  того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских  процедур:

- вычленить   в программе исследования те  задачи и гипотезы, которые будут   решаться, и обосновываться данными   наблюдения.

- определить  в общей программе исследования  или специальной программе наблюдения:

- объект  наблюдения (весь коллектив предприятия,  отдельная группа его, лидеры  забастовочного движения или   что-то другое);

- предмет   наблюдения, т.е. совокупность интересующих  наблюдателя свойств (признаков)  объекта (факторов его поведения);

- категории   наблюдения, т.е. конкретные признаки  из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают  следующим требованиям: они особенно  значимы для решения определенных в общей программе

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"