Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Содержание

Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      - совершившие насилие в одиночку (22,5%);

      - совершившие насилие в группе (77,5%).

      Комплексный психологический анализ сексуальных  преступлений несовершеннолетних позволяет  оптимизировать процесс расследования  и профилактики преступлений, а также разработать криминалистически значимые критерии данной категории преступлений с учетом психологических факторов.

      Наряду  с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно  отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям.

      Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, само нередко оказывается порождением  социальных факторов, в частности алкоголизма.

      Указывая  на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации  и психологизации деятельности органов  профилактики, своевременного привлечения  медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательный учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, следует подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера: совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания. 

  1. Психологическая реконструкция события преступления

      Предварительное следствие – это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем (ст. 6, 17 УПК РФ). Можно выделить два направления такой реконструкции:

      1. Реконструкция непосредственно события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции является получение исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне состава преступления.

      2. Исследование личности преступника в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступления к совершенному деянию. Целью такого исследования является получение полной информации о субъекте преступления и его субъективной стороне, о конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные установки и преступное поведение данной личности.

      Все сведения, которые получает следователь, можно разделить на две категории.

      1. Материальные следы – объективная  информация о событии преступления и личности преступника, которая может быть исследована и идентифицирована естественнонаучными методами (по следу рук, ног, крови, слюны, следам нарезки на оболочке пули и т.п.)

      2. «Идеальные следы» - информация о  событии преступления и личности преступника, которую люди знают и могут воспроизвести на допросе.

      Судебная  психология исследует преимущественно  закономерности образования, хранения и воспроизведения следов второй категории.

      Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая имеет свою программу, а по ряду признаков отличается от других видов человеческой деятельности. Перечислим основные из этих признаков.

      1. Подробное правовое регулирование  всех этапов деятельности следователя. Практически каждое свое действие по сбору информации о событии преступления следователь мысленно соотносит с нормой процессуального закона. Все планы в своей будущей и настоящей деятельности следователь соотносит с рамками, установленными процессуальным законом, который является программой деятельности следователя, ее алгоритмом.

      2. Чрезвычайное разнообразие задач,  правильное решение которых требует  применения разнообразных качеств,  навыков и знаний. Для раскрытия  и расследования преступления мало знать общую программу – процессуальный закон. Нужны специальные знания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т.д. Для того чтобы применить эти знания в сложных ситуациях расследования, необходимо, чтобы они были систематизированы. Для эффективного использования объективных психологических закономерностей, действующих в период того или иного следственного действия, следователь должен иметь еще и психологическую программу, которая вооружит его методами диагностики личности и организации психологического воздействия на личность с целью получения информации и перевоспитания.

      3. Преодоление сопротивления со  стороны не заинтересованных  в успешном расследовании дела  и лиц. Пожалуй, нет другого  вида человеческой деятельности, успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересованные люди и группы людей. Следует учесть, что организованное сопротивление виновных деятельности следователя, направленной на расследование и раскрытие преступления, может значительно ее затруднить.

      Одна  из задач следователя заключается  в трезвой оценке создавшейся  конфликтной ситуации, чему может  способствовать ее системный анализ. Следователь должен учитывать противодействие, цель которого – помешать объективному расследованию. Выбирая определенный путь, следователь должен быть уверен, что стратегия его поведения является в данной ситуации лучшей, стремится подкрепить свой выбор, обосновать его количественными данными.

      4. Еще в большей степени, чем  борьба, для настоящего следователя характерно тонкое психологическое воздействие на личность допрашиваемого, обыскиваемого, с тем чтобы изменить его состояние и даже направленность с целью раскрытия преступления и предупреждения преступности.

      5. Поскольку следователь почти никогда не располагает всеми сведениями в начале расследования, ему приходится принимать решения в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности. Иными словами, следователь работает в ситуации острого недостатка информации. Отсюда высокая эмоциональная напряженность его труда, а также закономерность эвристических методов в разработке гипотез и принятии решений и, следовательно, умение использовать такое творческое качество, как интуиция.

      Расследуя уголовное дело, следователь в  процессе реконструкции события преступления имеет дело с несколькими системами.

      - Объективная система предметов,  их свойств и отношений (например, квартира в которой обнаружен  труп со следами насильственной  смерти). Осматривая эти предметы  и постигая имеющиеся между ними связи, следователь вычленяет криминалистически значимую информацию. При этом он имеет дело со знаками – сигналами (взломанный сейф и др.), иконическими знаками – изображениями (след протектора автомобиля, след руки, ноги и т.п.)

      - Система, отражающая вещи, предметы, их свойства и отношения в закодированном виде: например, система документооборота при расследовании дела о хищении, техническая документация по делу о нарушении правил техники безопасности, проектно-сметная документация по делу о хищении на строительном объекте и т.п. 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"