Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Содержание

Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Воспитательную  функцию следователя по отношению  к обвиняемому необходимо считать самостоятельной задачей всего процесса расследования. Осуществление воспитательной функции – многообразный и сложный процесс, и требующий от следователя большого напряжения сил, использование знаний в области психологии, педагогики, этики и других смежных наук. Наконец, это изобретательность, умение использовать каждую естественно сложившуюся ситуацию во время общения с обвиняемым, выдержка, терпение и т.п.

     Одним из важнейших условий осуществления  воспитательной функции следователя является неукоснительное соблюдение им основных принципов предварительного следствия – законности, быстроты, полноты, всесторонности и объективности расследования, обеспечение обвиняемого права на защиту, недопустимость и разглашение тех данных предварительного следствия, которые могут нанести моральный ущерб обвиняемому или его семье, родственникам, друзьям, сослуживцам. 

  1. Судебно-психологическая  экспертиза, цели и  задачи

      Судебно-психологическая  экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом – экспертом – на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

      Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

      Объектом  судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

      К компетенции судебно-психологической  экспертизы относятся:

      - установление способности несовершеннолетних  обвиняемых, имеющих признаки отставания  в психическом развитии, полностью  сознавать значение своих действий, руководить ими;

      - установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно  воспринимать имеющие значение  для дела обстоятельства и  давать о них правильные показания;

      - установление способности потерпевших  по делам об изнасиловании  (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

      - установление наличия или отставания  у подэкспертного в момент  совершения преступления состояния  аффекта или иных непатологических  эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

     - установление наличия у лица, предположительно покончившего  жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

     - установление ведущих мотивов  в поведении человека и мотивации  отдельных поступков как важных  психологических обстоятельств, характеризующих личность;

     - установление индивидуально-психологических  особенностей подэкспертного, способных  существенно повлиять на его  поведение и на формирование  у него намерения совершать  преступление;

     - установление структуры преступной  группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

     При назначении судебно-психологической  экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

     Любые психологические исследования в  рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:

     - изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснения предмета судебно-психологической экспертизы;

     - постановка задач исследовательского  характера;

     - отбор методов исследования в  соответствии с поставленными  задачами;

     - непосредственно проведение исследования;

           а) психологический анализ материалов уголовного дела;

           б) наблюдение за подэкспертным;

           в) беседа с подэкспертным;

           г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических  особенностей подэкспертного;

     - анализ и обработка полученной информации;

     - работа со специальной литературой;

     - составление заключения эксперта.

     Заключение  эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством  по уголовному делу.

     Судебно-психологическая  экспертиза помогает полнее познать  личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.

     При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение  обвиняемого, выявить его психологическую  обстановку и стимулы, побудившие его к действию.

     Судебно-психологическая  экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.

     Судебно-психологическая экспертиза – одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.

     В целом же судебно-психологическая  экспертиза способствует раскрытию  и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление. 

  1. Проблемы  несовершеннолетних в юридической  психологии

      Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

      Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

      В подавляющем большинстве случаев  в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти  свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

      Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба.

      Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой  в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорции, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

      Личность  «трудного» подростка прежде всего  характеризуется низким уровнем  социализации и отражает пробелы  и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

      Под трудновоспитуемостью прежде всего  понимают негативизм и сопротивление  педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

      В процессе развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся  качественно новыми скачками в развитии его психики и организма.

      В первую очередь следует назвать  те осложнения, которые влечет за собой  бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс  полового созревания подростка. Эта  неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к различным соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком, служит поводом для огорчений, делает его уязвимым в среде сверстников. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к резким болезненным состояниям, повышенному артериальному давлению, галлюцинациям, головным болям. И пожалуй, самое заметное влияние на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, выливающиеся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднять его отношения с окружающими.

      Кризис  подросткового возраста с более  или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется  в том, что у подростка существенно  перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагировании на их мнение.

      Подростковая  гиперсексуальность требует особо  внимательного отношения к проблеме полового воспитания. Там, где приобщение к половой жизни происходит в  раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши, формирования потребительски-развлекательного отношения к женщине, неспособность управлять своими инстинктами и как следствие этого – неспособность к моногамии, к сохранению верности в браке.

      Глубокое  и всестороннее исследование психологических  предпосылок возникновения и  развития наркомании в молодежной среде  дает возможность выявить основные закономерности этого явления, разработать  комплексные рекомендации, направленные на борьбу с преступностью в сфере злоупотребления наркотиками.

      Злоупотребление наркотиками характерно для тех  групп общества, которые находятся  в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально  значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для молодежной среды.

      Группы  людей, имеющих потребность в  наркотиках, обслуживает система  наркобизнеса, которая представляет собой сложное социальное явление  теневой экономики, образующее иерархическую  структуру управления и эксплуатации в процессе изготовления и потребления наркотиков большими массами людей.

      Психологический анализ структуры наркобизнеса помогает определить индивидуальные особенности  членов преступной группировки, дать рекомендации относительно последовательности проведения оперативно-следственных мероприятий с учетом оппозиции и «слабых звеньев» в этой структуре.

      В процессе проведения судебно-психологических  экспертиз было проанализировано 62 уголовных дела по половым преступлениям  несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет. В процессе судебно-психологической экспертизы изучались механизмы преступного поведения несовершеннолетних в зависимости от личностных характерологических данных, а также проводился психологический анализ ситуации деликта. Все подэкспертные условно были разделены на две группы:

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"