Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Содержание

Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     - бедность потребностей и интересов;

     - аморальность способа их удовлетворения. 

  1. Психологические предпосылки проведения реформ в России.

     Время, в котором живет наша страна, характеризуется не только сменой века и тысячелетия, но и небезуспешной попыткой новых реформаторов России сменить парадигму ее развития.

     Конец XX в. для населения нашей страны характерен столкновением идеалов. В этом столкновении представлены коммунистические идеалы, которые воспринимались как мир духовного, несмотря на все противоречия, которые прошла Россия за семидесятилетний социалистический путь развития. И этот мир столкнулся с миром вещей, в котором главными ценностями являются собственность и деньги.

     В мире духовном почти каждый человек  ощущал себя частицей общества – идеи гармонично развитого человека; в  мире, куда его ведут реформаторы, он становится частицей общества потребления  и должен проявлять жесткость  и практический эгоизм.

     Относительная легкость, с которой реформаторам удался начальный этап этой трансформации, может быть понята лишь посредством  глубокого психологического анализа, благодаря которому можно установить действительные предпосылки экономических  реформ, которые последовательно привели страну к нравственно-правовому, а затем к глубокому экономическому кризису и социальной депрессии.

     В теоретических работах, отражающих взгляды на природу человека и  общественное устройство за последние 200 лет человеческой истории, существуют два диаметрально противоположных подхода, получившие отражение в практической, политической и общественной деятельности.

     Первый  подход отражает веру в разум и  добрые начала в человеке, в его  способность к принятию правильных решений без ущерба для других людей. Сторонники этого подхода все зло мира и человеческие страдания в нем склонны объяснять неправильным социальным устройством, отсутствием всеобщего образования и развития культуры и полагают, что это все можно компенсировать построенными на научной основе социальными программами и принятием мудрых законов.

     Противоположной точки зрения придерживались и придерживаются сторонники второго подхода, которые  полагают, что сложность социального  устройства общества намного превышает  способность индивидуума принимать правильные политические решения, а поэтому следует ценить традиции, веру, мораль как силы, связывающие людей в единое целое; что эгоизм остается неистребимым свойством человека, поэтому надо учитывать его при формировании общества, а не пытаться искоренить; что неравенство человеческих способностей исключает царство абсолютного равенства и даже делает его в принципе несправедливым.

     Примеряя  на себя эти два подхода, любой  человек может заявить, что не принадлежит полностью ни тому, ни другому.

     Главной внутренней предпосылкой организации  процесса перестройки в России, волн реформ и контрреформ является характерное  для российского государства  и общества «расщепление» культуры, идеологии, социальной и политической жизни на радикальный либерализм, защищающий права и свободы человека, но игнорирующий социальные проблемы большинства населения, и не менее радикальной государственный патернализм, в свою очередь защищающий «маленького человека», но игнорирующий экономические и политические права и свободы граждан.

     Исследования  последних лет свидетельствуют, что эта тенденция стала массовым явлением для российских мужчин в  возрасте 20-55 лет и приобрела угрожающие масштабы.

     Реформаторами не были учтены психологические характеристики структуры той почвы, на которую они пересаживали «западное растение», и в, частности, совсем не учитывались национальные русские архетипы.

     Совершенно  понятно, что реформаторов следует  отнести к макиавеллистскому  психологическому типу, а основную массу населения России – к  аффилированному типу.

     Стратегиям  реформ был присущ деструктивный  характер, который в ряде случаев  дополнялся параноидной наполненностью.

     Наконец, реформаторы выбрали неадекватно  быстрый темп реформ.

     Культуры  в процессе обмена мистифицируют  и дезориентируют друг друга.

     Так, западноевропейская цивилизация успешно  распространяет во все мире психологию потребления, но не те профессиональные и образовательные качества, которые  создают предпосылки потребления  – эффективную экономику.

     Были  допущены и глобальные просчеты: начало реформ в России совпало с подготовкой передовых стран Запада к смене парадигмы социального развития и переходу к так называемому постмодерну.

     Можно говорить о рыночной экономике, но нельзя говорить о рыночном обществе. В  дополнение к рынкам общество нуждается в институтах, которые будут служить таким социальным целям, как политическая свобода и социальная справедливость. Такие институты существуют в отдельных странах, но не в глобальном обществе, развитие которого отстает от роста глобальной экономики. Если этот разрыв не будет преодолен, глобальная капиталистическая система не может выжить.

     У России в этот период были все шансы  использовать этот этап и оказаться  в авангарде. Вместо этого отягощенные  комплексом неполноценности «режиссеры»  привели страну к «дикому капитализму».

     Вместо  строительства общественной системы, гарантирующей стабильное существование, люди предпочли слепо поддержать ту часть элиты, которая на данный момент выглядела наиболее прогрессивной.

     Современные либералы, утратившие культурологическую интуицию, рассматривали рыночную экономику как специфический тип социальной технологии, игнорируя ее культурные и нравственные предпосылки. Поэтому-то их рекомендации по внедрению рыночных начал оказываются столь контрпродуктивными.

     Революционные преобразования, коренная ломка могут быть оправданы, если нет другого, эволюционного пути. Поэтому радикализм большевиков был неизбежен и оправдан в той безвыходной ситуации, в которой Россия сложилась в 1917 г.

     Радикализм  же гайдаровских реформ нельзя оправдать экономической и политической ситуацией начала 1990-х гг. Степень этих кризисов совершенно различна. В последнем случае страна имела возможность эволюционного перехода в новое качество с сохранение всего положительного, что было накоплено за годы советской власти. Но форма опять победила содержание.

     К началу проведения экономических реформ в России существовала достаточно своеобразная ситуация (организаторы реформ, очевидно, не представляли ее достаточно полно). Речь идет в первую очередь о социально-психологических особенностях общественной структуры в области экономических отношений. Первым источником развития социальной ситуации по криминальному типу явились экономические преступники и их капиталы, которые сформировались в период застоя и для которых характерно было получение прибыли в сфере теневой экономики. Вторым источником – коррумпированные представители государственной и партийной номенклатуры.

     Наконец, третьим – профессиональная общеуголовная  преступность, которая паразитировала на деятелях теневой экономики, а эти деятели использовали уголовников в целях сокрытия следов хищения, преступного воздействия на нежелательных свидетелей и т.п.

     Кроме того, начальную стадию проведения реформ осложнили почти полное отсутствие правового регулирования и ряд организационных просчетов.

     В результате перечисленные выше структуры получили большую свободу действий и, взаимно дополняя друг друга, способствовали формированию в экономике организованных преступных конгломераций. 

  1. Структура профессиограммы следователя

      Профессиограмма следователя представляет собой  сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностны  качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

      В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

      Особое  значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.

      Следующий уровень – это коммуникативная  сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения  с ними.

      Следователь должен уметь организовать свое психическое  состояние. Хороший следователь  обладает навыками управления своей  волевой и эмоциональной сферой и – в рамках закона – эмоциями допрашиваемого.

      Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т.д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

      На  следующем уровне следователь выступает  как организатор расследовании. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа ставит его ежедневно в положение сдающего экзамен, требует особой собранности, точности и организованности.

      Наблюдение  как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений  внешнего мира.

      Особое  место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности  и объективной возможности удовлетворения.

      Созданная следователем система определяется «выделением» им события преступления. Это более или менее образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму существования версий.

      Высокий уровень наблюдательности следователя  обусловлен следующим:

      - установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия  преступления и расследования уголовного дела; эта установка помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном безрезультатном обыске и т.д.);

      - специфическим концентрированием  внимания именно на тех объектах и их свойства, которые могут дать необходимую информацию; обнаружение следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатации улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т.д.

      - длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и длительных допросах.

      Одна  из важнейших проблем психологии допроса – проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на решение последним целей допроса.

      Допрос  – это борьба за истину. Силы в  этой борьбе следователю дают различные  научные знания, в том числе знания психологии.

      Протокол  допроса должен удовлетворять следующим  требованиям.

      - язык его должен отвечать некоторым  критериям: грамматическому, стилистическому  и юридическому. Он должен быть  точным и достаточно понятным  для тех, кто будет читать протокол.

      - в протоколе следует сохранять  лексические особенности речи  допрашиваемого.

      - протокол должен полностью соответствовать  требованиям процессуального закона  по внешнему оформлению и по  самому его содержанию.

      - протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

      Один  из важных аспектов деятельности следователя  как организатора – быстрое укомплектование  группы людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему нужно получить дополнительную информацию. Комплектование такой группы зависит от совершенного преступления, местных условия и других факторов.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"