Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30
Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.
Основа
организаторской деятельности –
способность точно
Организаторские качества и умение в значительной степени можно привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что они формируются в условиях профессиональной деятельности. Поэтому понятие «инициативны, организованный студент» на практике не тождественно понятию «инициативны, организованный следователь» и нередко находится с ним в противоречии.
Для
следственной работы необходимы прежде
всего следующие
-
настойчивость, энергичность, организованность,
обеспечивающие
- находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организаторский способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела;
- выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.
Искусство
расследования – это в
Участие образных компонентом в мышлении следователя дает ему следующие преимущества:
- укрупняет те информационные единицы (элементы), которыми следователь оперирует в процессе мышления, что ускоряет поиск смысловых связей и обеспечивает их большую содержательность;
-
способствует стимулированию
-
влечет за собой увеличение
количества правильных
Следующим этапом является проверка гипотез, поиск верной версии. Выделим основные стадии на этом этапе:
-
выведение следствий,
- поиск информации, которая может подтвердить или опровергнуть гипотезы или следствия из них;
- поступление новой информации и повторение цикла.
Одной
из профилирующих свойств
Талантливого следователя характеризуют:
-
экономная (симультанная) вычленение
криминалистически значимой
-
быстрый перевод (
-
переработка полученной
-
проверка выдвинутых гипотез
путем раскодирования
-
высокий уровень самопроверки: детекция
ошибок, заключающаяся в периодическом
сопоставлении выдвинутой
Завершает
структуру профессиограммы
Глубокое
и полное изучение следователем и
судом психологических
-
Правильная квалификация
- Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).
-
Воспитательное воздействие на
личность правонарушителя с
- Работа по выявлению причин данного преступления.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основным критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования.
Объем и содержание психологического изучения обвиняемого, необходимого для успешного расследования, определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.
Предмет расследования шире предмета доказывания: следователя интересуют не только обстоятельства, подлежащие доказыванию, но и процессуальные средства, с помощью которых устанавливаются искомые факты.
Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого обычно отражается в следственном производстве.
Изучение личности в криминалистическом плане выходит за процессуальные рамки как по объему собираемых сведений, так и по средствам, с помощью которых эти сведения устанавливаются.
Психологию личности обвиняемого следует изучать в тех пределах, которые позволяют следователю обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу.
При определении таких источников информации следует исходить из того, что они должны обеспечить получение сведений, относящихся, во-первых, к прошлому обвиняемого (условия жизни, формирование характера, жизненный путь и т.п.) и, во-вторых, характеризующих его на момент совершения преступления и в период его расследования.
Такой широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.
К процессуальным относятся все источники, содержащие сведения о событии преступления, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, т.е. показания свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, заключения экспертов, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, другие документы.
Непроцессуальными считаются все остальные источники, не перечисленные в ст. 74 УПК РФ: данные оперативно-розыскной деятельности, сведения, содержащиеся в различных материалах и документах, не приобщенных к делу, данные наблюдения за обвиняемы, изучения его быта, условий жизни и окружения.
Криминалистическое
изучение личности обвиняемого осуществляется
следователем, главным образом, в
целях выбора тех или иных тактических
приемов при производстве следственных
действий в том объеме, которые
следователь считает
К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в первую очередь: установление вменяемости (т.е. способности быть виновным); форма вины (умысел или неосторожность); мотивы преступления; эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень и характер ответственности.
Анализ характера и способа совершения преступления, целей, которые преследовал обвиняемый, сведений о его поведении до и после совершения преступления, отношения обвиняемого к людям, его образа жизни – все это способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта.
Форма вины (умысел или неосторожность) определяется путем выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения.
Желание или сознательное допущение наступления общественно опасных последствий деяния связано с некоторыми особенностями направленности личности и чертами характера.
Мотивы преступления, т.е. побуждения, которыми руководствовался обвиняемы при его совершении, должны устанавливаться при расследовании каждого уголовного дела.
Мотив – это признак, характеризующий субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для разграничения составов, имеющих сходные признаки (например, хулиганство и причинение легких телесных повреждений).
В психологии под мотивом понимаются: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внутренних и внешних условий, которые вызвали активность субъекта и определили ее направленность; 2) побуждающий и определяющий направленность деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Одним
из психологических признаков
Особенности психологии обвиняемого могут и должны рассматриваться в числе обстоятельств, влияющих на степень и характер его ответственности.
В числе смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств закон называет жизненные ситуации, побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуется учитывать психологические качества обвиняемого.
К числу смягчающих ответственность обстоятельств закон относит влияние на обвиняемого угрозы, стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств и т.п.
Среди отягчающих ответственность обстоятельство закон называет корыстные и низменные побуждения, особую жесткость или издевательство, проявившиеся при совершении преступления, т.е. диктует необходимость исследования такой важной стороны психологии человека, как содержание побуждений и целей поступков.
Главными
субъективными признаками особой жестокости
и издевательства следует считать
способность обвиняемого в
Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"