Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Содержание

Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Следователь должен развивать у себя умение управлять  всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

      Основа  организаторской деятельности –  способность точно ориентироваться  в действительности, в частности  в начальной ситуации, качествах  людей и их возможностях.

      Организаторские качества и умение в значительной степени можно привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что они формируются в условиях профессиональной деятельности. Поэтому понятие «инициативны, организованный студент» на практике не тождественно понятию «инициативны, организованный следователь» и нередко находится с ним в противоречии.

      Для следственной работы необходимы прежде всего следующие организационные  качества:

      - настойчивость, энергичность, организованность, обеспечивающие целенаправленное  расследование уголовного дела, систематическую работу;

      - находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организаторский способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела;

      - выдержка, дисциплинированность, самокритичность,  чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

      Искусство расследования – это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи.

      Участие образных компонентом в мышлении следователя дает ему следующие  преимущества:

      - укрупняет те информационные единицы (элементы), которыми следователь оперирует в процессе мышления, что ускоряет поиск смысловых связей и обеспечивает их большую содержательность;

      - способствует стимулированию мыслительного  процесса, что в свою очередь  является основной причиной одномоментного понимания без последовательного перебора всех вариантов;

      - влечет за собой увеличение  количества правильных суждений  и уменьшения ошибочных по  мере появления образных компонентов  в процессе мышления, т.е. оказывает  положительное влияние на успешность решения следственных задач.

      Следующим этапом является проверка гипотез, поиск  верной версии. Выделим основные стадии на этом этапе:

      - выведение следствий, выдвижение  предположений, непосредственно  вытекающих из каждой версии;

      - поиск информации, которая может подтвердить или опровергнуть гипотезы или следствия из них;

      - поступление новой информации  и повторение цикла.

      Одной из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень профессионализма следователя, - комплексное чувство  перспективы уголовного дела. В его основе лежит главным образом способности к реконструктивной деятельности.

      Талантливого  следователя характеризуют:

      - экономная (симультанная) вычленение  криминалистически значимой информации  на месте происшествия и в  других условиях;

      - быстрый перевод (перекодирование)  этой информации в знаковую  систему криминалистических понятий;

      -  переработка полученной информации  в закодированном виде, создание  гипотез;

      - проверка выдвинутых гипотез  путем раскодирования информации  на предметном уровне, а также построение при подтверждении гипотезы версии в закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

      - высокий уровень самопроверки: детекция  ошибок, заключающаяся в периодическом  сопоставлении выдвинутой версии  с реальными обстоятельствами (для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой, а также на уровне: «предмет - образ предмета – знак – предмет»).

      Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к ликвидации преступности.  

  1. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого

     Глубокое  и полное изучение следователем и  судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.

     - Правильная квалификация совершенного  преступления. В особенности это  касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т.д.

     - Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).

     - Воспитательное воздействие на  личность правонарушителя с целью  его ресоциализации должно начинаться  на первом допросе и опираться на достаточно глубокое знание следователем индивидуальных особенностей данной личности.

     - Работа по выявлению причин  данного преступления.

     Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование внутреннего  мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основным критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования.

     Объем и содержание психологического изучения обвиняемого, необходимого для успешного  расследования, определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.

     Изучение  психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.

     Предмет расследования шире предмета доказывания: следователя интересуют не только обстоятельства, подлежащие доказыванию, но и процессуальные средства, с помощью которых устанавливаются искомые факты.

     Определяемые  с процессуальной точки зрения границы  изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого обычно отражается в следственном производстве.

     Изучение  личности в криминалистическом плане выходит за процессуальные рамки как по объему собираемых сведений, так и по средствам, с помощью которых эти сведения устанавливаются.

     Психологию  личности обвиняемого следует изучать  в тех пределах, которые позволяют  следователю обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу.

     При определении таких источников информации следует исходить из того, что они  должны обеспечить получение сведений, относящихся, во-первых, к прошлому обвиняемого (условия жизни, формирование характера, жизненный путь и т.п.) и, во-вторых, характеризующих его на момент совершения преступления и в период его расследования.

     Такой широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

     К процессуальным относятся все источники, содержащие сведения о событии преступления, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, т.е. показания свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, заключения экспертов, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, другие документы.

     Непроцессуальными считаются все остальные источники, не перечисленные в ст. 74 УПК РФ: данные оперативно-розыскной деятельности, сведения, содержащиеся в различных материалах и документах, не приобщенных к делу, данные наблюдения за обвиняемы, изучения его быта, условий жизни и окружения.

     Криминалистическое  изучение личности обвиняемого осуществляется следователем, главным образом, в  целях выбора тех или иных тактических  приемов при производстве следственных действий в том объеме, которые  следователь считает необходимым. Установление целого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона.

     К числу уголовно-правовых задач, для  решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в первую очередь: установление вменяемости (т.е. способности быть виновным); форма вины (умысел или неосторожность); мотивы преступления; эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень и характер ответственности.

     Анализ  характера и способа совершения преступления, целей, которые преследовал  обвиняемый, сведений о его поведении  до и после совершения преступления, отношения обвиняемого к людям, его образа жизни – все это способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта.

     Форма вины (умысел или неосторожность) определяется путем выявления психического отношения  обвиняемого к деянию в момент его совершения.

     Желание или сознательное допущение наступления общественно опасных последствий деяния связано с некоторыми особенностями направленности личности и чертами характера.

     Мотивы  преступления, т.е. побуждения, которыми руководствовался обвиняемы при  его совершении, должны устанавливаться при расследовании каждого уголовного дела.

     Мотив – это признак, характеризующий  субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для  разграничения составов, имеющих  сходные признаки (например, хулиганство  и причинение легких телесных повреждений).

     В психологии под мотивом понимаются: 1) побуждения к деятельности, связанные  с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внутренних и  внешних условий, которые вызвали  активность субъекта и определили ее направленность; 2) побуждающий и определяющий направленность деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

     Одним из психологических признаков юридического понятия «сильное душевное волнение» является аффект. Диагностика аффекта составляет специальную задачу, решаемую с помощью судебно-психологической экспертизы.

     Особенности психологии обвиняемого могут и  должны рассматриваться в числе  обстоятельств, влияющих на степень  и характер его ответственности.

     В числе смягчающих и отягчающих ответственность  обстоятельств закон называет жизненные  ситуации, побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуется учитывать психологические качества обвиняемого.

     К числу смягчающих ответственность  обстоятельств закон относит  влияние на обвиняемого угрозы, стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств  и т.п.

     Среди отягчающих ответственность обстоятельство закон называет корыстные и низменные побуждения, особую жесткость или издевательство, проявившиеся при совершении преступления, т.е. диктует необходимость исследования такой важной стороны психологии человека, как содержание побуждений и целей поступков.

     Главными  субъективными признаками особой жестокости и издевательства следует считать  способность обвиняемого в момент совершения преступления понимать, что  его действия причиняют потерпевшему особые моральные или физические мучения, желание или допущение их наступления, пренебрежение страданиями потерпевшего при их осознания или способности осознавать, если даже обвиняемый не стремился специально к их причинению.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"