Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Содержание

Предмет и система юридической психологии 3
Личностный подход в психологии 5
Психологические предпосылки проведения реформ в России 9
Структура профессиограммы следователя 12
Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи 22
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
Психологическая реконструкция события преступления 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    Форма № 25

    МОСКОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ ИНСТУТИТ УПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    по  дисциплине 

    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
     
     

    ВАРИАНТ № 1 
     
     
     

Выполнила: Дружинина Светлана Николаевна

               студентка 5 курса

               юридического факультета

               заочного отделения

               шифр зачетки 261-ЮЗ/03

               группа 61-ЮЗ 
 

Преподаватель: Вишневецкая Ирина Николаевна

                     кандидат юридических наук

                     

                           

Оценка: _______________

Подпись научного руководителя: _______________ 
 
 
 

2011 г.

Оглавление

контрольной работы по дисциплине «Юридическая психология»

Вариант № 1 

  1. Предмет и  система юридической психологии    3
  2. Личностный подход в психологии      5 
  3. Психологические предпосылки проведения реформ в России 9 
  4. Структура профессиограммы следователя    12
  5. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого 17
  6. Судебно-психологическая экспертиза, цели и задачи   22
  7. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии 25
  8. Психологическая реконструкция события преступления  30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Предмет и система юридической психологии

      Юридическая психология включает в себя различные  области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равное мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области  общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

      Являясь активным членом общества, человек  совершает поступки, действия, которые  подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какой-то конкретной общности людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

      Все нормы поведения обычно делят  на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

      Социальные  нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

      Методологическая  особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести  в познании переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.п.

      Психические состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, исследовании их правового значения для установления истины, поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, ровно как и свойств личности правонарушителей.

      Психологическая культура юриста – это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологии юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

      Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические  закономерности системы «человек –  право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности  этой системы.

      Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, которая рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

      Таким образом, в центре внимания этой науки  находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

      Исследуя  проблему предмета и систему юридической  психологии мы исходим из принципиального  положения, что психологические  закономерности в области правоприменительной  деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

      Юридическая психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические  аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей изучаемых ею. Она разрабатывает психологические основы:

      - правопослушного поведения (правосознание,  мораль, общественное мнение, социальные  стереотипы);

      - преступного поведения (структура  личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

      - правоохранительной деятельности (профилактика  правонарушения, следственная психология, психология судебного процессе, судебно-психологическая экспертиза);

      - ресоцализации правонарушителей (исправительно-трудовая  психология, психология адаптации  после освобождения из ИТУ);

      - поведение несовершеннолетних (психологические  особенности проблем, изложенных выше);

      - использование психолога в качестве  консультанта, специалиста и эксперта  на предварительном судебном  следствии.

      Юридическая психология решает следующие задачи:

      - изучение психологических закономерностей  воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

      - разработка научных рекомендаций  с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

      Юридическая психология в современном ее понимании  – это наука, изучающая различные  психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового  регулирования. Она может успешно  развиваться и решать комплекс стоящих  перед ней задач только благодаря системному подходу. 

  1. Личностный  подход в психологии

     В системе «человек – право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как субъекта общественных отношений, как носителя сознания, и  в частности – правосознания.

     Элементами структуры человека, взятой как целостность являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства.

     Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

     Первая  категория психических явлений  – психологические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и т.д.). Это целостные акты психологической  деятельности, которые имеют свою динамику, содержание и результат (ощущения, образы, понятия, чувства, решения и т.д.).

     Вторая  категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они характеризуются относительной  кратковременностью протекания и определяют своеобразие протекания психических процессов.

     Третья  категория психических явлений  – психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность). Это устойчиво повторяющиеся  проявления индивида, закрепленные в  структуре его личности. Они наиболее стойки, хотя способны изменяться в течение жизни. Свойства личности подвергаются коррекции в результате возрастных изменений, болезненных процессов, а также под влиянием социальных условий. Судьба свойств личности зависит прежде всего от воспитания и самовоспитания.

     Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и  т.д. Качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от тех целей и задач, которые ставит себе личность, от ее взглядов и убеждений, а также от связи данного качества с другими свойствами субъекта.

     Исходя  из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

     В психологии наиболее устоялось понимание  потребностей как ощущения человеком  недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

     - конкретный содержательный характер  потребности, который связан обычно  или с предметом, которым стремятся  обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение;

     - более или менее ясное осознание  данной потребности, сопровождаемое  характерным эмоциональным состоянием;

     - эмоционально-волевое состояние  побуждения к удовлетворению  потребности, к изысканию необходимых для этого путей;

     - ослабление, иногда и полное исчезновение  потребностей, а в некоторых случаях  даже отрицание их при удовлетворении;

     - повторное возникновение потребности,  когда необходимость, которая  лежит в основе потребности,  вновь дает о себе знать.

     Таким образом, возникает переживание  потребности в определенных предметах, видах деятельности, отношениях и  т.п. Оно направляет деятельность людей  на получение желаемого. Источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.

     Непосредственный  источник человеческих действий, направленных на удовлетворение потребностей, - это  интересы.

     Интерес и потребность отражают одни и  те же явления, связи и отношения  процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации являются потребности – первопричины интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональное привлекательности.

     При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально  исследование личности в различных  конфликтных ситуациях, в которых  своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель  обнаруживает заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями и реальным поведением индивидуума.

     Для структуры интересов правонарушителей в целом, как указывает большинство  исследователей, характерно:

     - нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

     - извращенный характер некоторых  потребностей;

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"