Конфликты в служебных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека"

Содержание

1. Общее представление о функциональных состояниях работника
2. Проблема стресса и дистресса в труде
3. Сущность и структура производственного конфликта
4. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
5. Способы управления производственными конфликтами

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 252.50 Кб (Скачать)
  1. Уловки организационного и процедурного характера:
    • материалы дела предоставляются накануне, что затрудняет обстоятельное знакомство с ними;
    • первое слово предоставляется тем, кто явно поддерживает "начальство", таким образом сразу создается установка;
    • принятие решения фиксируется жестко, без повторных обсуждений, что исключает корректировку решения при появлении новых обстоятельств;
    • слово поочередно предоставляется наиболее агрессивным участникам, атмосфера накаляется и на вопрос: "Будем ли продолжать заседание?", обычный ответ - "Нет!";
    • игнорируются предложения по процедуре совещания;
    • предложения, выносимые на голосование, формулируются нечетко;
    • обсуждение приостанавливается на выступающем, позиция которого более желаема для "начальства" (обычно более эффективны первое и последнее выступления);
    • одних выступающих жестко ограничивают временем (регламентом), а других - нет;
    • на обсуждение приглашаются лица, не имеющие права голоса (иногда это позволяет принять решение, ориентируясь на общую "атмосферу" в зале);
    • в ключевой момент обсуждения (невыгодный для организаторов) вдруг объявляется перерыв;
    • перед началом нежелательного обсуждения вдруг меняется повестка дня;
    • сначала "выпускается пар" на малозначительных вопросах, а для обсуждения важных проблем уже не хватает ни времени, ни сил, что позволяет организаторам "быстро протолкнуть" выгодное для них решение;
    • участникам как бы "случайно" раздаются неполные документы, а потом выясняется, что кто-то, "к сожалению", оказался не в курсе всей имеющейся информации;
    • обратный вариант - "избыточное информирование", когда участники обсуждения просто теряются в фактах;
    • важные для обсуждения рабочие документы "теряются".
  2. Психологические уловки спора:
    • выведение оппонента из равновесия, провоцирующее его на необдуманные шаги;
    • использование непонятных для оппонента слов и теорий (расчет на то, что оппонент "постесняется" переспрашивать, чтобы не показать свою "некомпетентность");
    • "Ошарашивание" оппонента очень быстрым темпом речи;
    • перевод спора в сферу "домыслов" ("Вы это утверждаете потому, что…" и оппонент вынужден оправдываться);
    • однозначные, бездоказательные оценки (типа "ерунда", "это банально" и т.п.);
    • постепенное "приучивание" оппонента к какой-либо мысли, в защиту которой аргументы не приводятся. После чего она объявляется "доказанной" (по принципу: "Но ведь вы же это приняли, соглашались со мной раньше…");
    • многозначительная недосказанность, с намеком на то, что "можно сказать и больше…", но это не делается по каким-то "моральным соображениям";
    • ссылка на авторитет;
    • "Подмазывание" аргументов с помощью лести к оппоненту (например, фраза: "Как продемонстрировали нам успехи нашего уважаемого…");
    • различные приемы принижения оппонента в виде "оценочных вопросов" ("Как, Вы этого не читали?");
    • принижение с помощью иронии ("Извините, но Вы говорите вещи, которые выше нашего понимания");
    • сильные доводы оппонента как бы "не замечаются", игнорируются;
    • провокационные обороты речи, которые могут оскорбить некоторых оппонентов ("например, иногда говорят "попы" - вместо "духовенство", "аппаратчики" - вместо "сотрудники", "торгаши" - вместо "работники сферы быта");
    • апелляция к личности оппонента, а не к его аргументам ("Вы, может быть, и правы, но помните, как в прошлом месяце Вы сделали то-то и то-то…, так можете ли Вы…");
    • выискивание каких-либо прошлых высказываний оппонента, которые противоречат его нынешней позиции;
    • метод "да, но...", когда сначала оппонента хвалят, а затем неожиданно начинают резко критиковать (расчет на то, что оппонент уже расслабился, обрадовался, а может, успел полюбить Вас, после чего, скорее всего, уже не способен достойно сопротивляться);
    • все доводы оппонента с помощью остроумия (или артистизма) обращаются в шутку или в "хохму" (в примитивных коллективах это обычно нравится другим участникам и они начинают воспринимать совещание как очередную "развлекуху") и т.п.
  3. Логико-психологические уловки:
    • мысль формулируется неопределенно, что позволяет ее интерпретировать по-разному;
    • доводы оппонента правильные, но явно недостаточные для доказательства основного тезиса;
    • частные закономерности неправомерно обобщаются;
    • требование однозначного ответа от оппонента (хотя по сложным проблемам однозначные ответы бывают редко);
    • после прослушивания доводов оппонента делается свой вывод ("приговор"), совершенно не следующий из выступления оппонента;
    • в высказывания оппонента вкладываются иные смыслы;
    • сводятся к абсурду все доводы оппонента путем чрезмерного преувеличения высказанных им положений с последующим осмеянием этого "смоделированного" заключения и т.п.

 

 

 

5. Способы управления  производственными конфликтами

  • Томас и Килменн выделили основные стили поведения в конфликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения людей в ситуации конфликта:
    • конфронтация (соревнование) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны (на основе собственной активности и индивидуальных действий);
    • приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны (на основе собственной пассивности и низкой меры удовлетворения своих интересов);
    • уклонение (избегание) - отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;
    • конкуренция - соревновательное взаимодействие, не ориентированное на обязательный ущерб для другой стороны;
    • компромисс - метод взаимных уступок;
    • сотрудничество - принятие решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.

Для лучшего понимания организации  конструктивного взаимодействия в конфликте, полезно рассмотреть основные закономерности противоборства и сотрудничества, чтобы не путать одно с другим.

  • 1. Методы ведения противоборства:
    • 1) Закономерности противоборства:
      • закон диалектического противоречия - развитие осуществляется в форме возникновения, развертывания и разрешения противоречия;
      • закон динамического равновесия - вследствие противоречия устанавливается оптимальное функционирование социальных систем;
      • закон соразмеренности - каждый, вступающий в процесс противоборства должен соразмерять свои силы и возможности.
    • 2) Принципы противоборства:
      • принцип свободы действий - свободная сфера действий у одной из сторон дает ей больший шанс на успех;
      • принцип ограничения свободы действий - активность по снижению возможностей свободы действия для другой стороны;
      • принцип использования ресурсов противника в своих целях (пример: подъем японской экономики "на спинах" своих бывших противников - американцев; другой пример - развал России ее же собственными силами);
      • принцип осведомленности о противнике в противоборстве с ним (способы - шпионаж, разведка);
      • принцип предвосхищения действий противника (на основе осведомленности);
      • принцип решающего момента - выигрывает тот, кто проведет свои действия в нужный момент;
      • принцип дезорганизации действий противника - один из основных принципов;
      • принцип замещения - возможность замены руководителя в критический момент (предполагается подготовка такой "замены");
      • принцип потенциализации - заранее продуманная система демонстрации возможных действий, которые, однако, предусмотрено не осуществлять (т.е. "запугивание" противника).
  • 2. Методы и условия ведения противоборства:
    • 1) Общие методы противоборства:
      • метод преднамеренных потерь (пожертвовать небольшим для достижения главной цели);
      • метод неожиданного действия;
      • метод введения в заблуждение;
      • метод информационного упреждения (иногда для победы выгодно, чтобы противник знал о ваших намерениях, например, из моральных соображений - "честную" борьбу вести приятнее);
      • метод заманивания в ловушку;
      • метод камуфляжа (например, многие негодяи "прикидываются" благородными);
      • метод слабого звена (стремление найти "ахиллесову пяту" у противника);
      • метод расчленения ("разделяй и властвуй");
      • метод угроз;
      • метод "стрелки весов" (известный пример: высказывание вице-президента США Гарри Трумэна: "Мы будем помогать Германии, если побеждает СССР, но если "стрелка часов" качнется в пользу Германии - помогать СССР, и таким образом, "пусть убивают друг друга как можно больше". Кстати, Г. Трумэн стал после Ф. Рузвельта 33-м президентом США, это именно он отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, в 1949 г. создал НАТО, очень не любил компартию и преследовал ее в США).
    • 2) Методы наступления:
      • метод концентрации сил (на главных направлениях);
      • метод "ахиллесовой пяты" (бить по самым слабым местам противника);
      • метод свершившегося факта (главное - опережение, например, опередить соперника на рынке);
      • метод опережающего удара;
      • метод внезапного удара (в самый неподходящий момент для противника);
      • метод "проволочек", уклонения от решающих действий;
      • метод провокаций (цель - спровоцировать противника на неизбежные "ответные" ходы и, таким образом, взять инициативу и начать контролировать ситуацию).
    • 3) Методы обороны:
      • метод "отсеков" (разбивать свои ресурсы на части - аналогично "отсекам" корабля на случай аварии);
      • метод "бумеранга" (обратить удары противника против него самого).
  • 3. Методы перехода к сотрудничеству:
    • 1) Социально-психологические правила ослабления или прекращения противоборства:
      • правило активного отношения (активность проявляет та сторона, от которой реально зависит прекращение противоборства);
      • правило исключения "ложных образов" противоборства (разрушение "образа врага");
      • правило ассимиляции отрицательных эмоций (снятие напряженности в переговорах - очень тонкое дело);
      • правило смыслового ограничения (не переходить на личности);
      • правило исключения альтернативы "победитель - побежденный" (никто не хочет быть побежденным. Пример: Россия - реально побежденная страна, но все делают вид, что "стало еще лучше").
    • 2) Методы ослабления и прекращения противоборства:
      • метод альтернативного разделения ("перемещение" представителей противоборствующих сторон по своему усмотрению, разрешается образование новых групп, союзов и т.п.);
      • метод соучастия (через диалог);
      • метод сближения (меньше говорить о том, что разъединяет и больше о том, что сближает);
      • метод символических жестов;
      • метод "ассимиляции" (взаимопроникновение друг в друга);
      • метод обращения к прошлому опыту (ко времени, когда "все было хорошо" в отношениях);
      • метод провоцирования на добро (когда "приятно делать добро друг другу");
      • метод общего врага (объединяет бывших соперников);
      • метод бойкота (инициатором вступает третья сторона, заинтересованная в прекращении противоборства - найти такую сторону);
      • метод "уравновешивания" (установить равновесие сил);
      • метод отвлечения (переключение на другие объекты, которые не вызывали споров);
      • метод психологической паузы;
      • метод взаимовыгодных вариантов;
      • метод "фрагментации" (проблема расчленяется на составляющие, каждая из которых решается по очереди);
      • метод посредничества (с помощью авторитетного для обеих сторон "третейского судьи");
      • метод остракизма (изгоняются все, кто мешает сотрудничеству);
      • метод исключаемой демонстрации (стремление к объективной оценке одних и тех же действий и поступков);
      • метод исключения "потери лица" (никто не должен чувствовать себя проигравшим).
  • Варианты управления конфликтом.
    1. Основные структурные методы разрешения конфликта:
      • разъяснение требований к работе (каждому конкретному сотруднику);
      • координационные и интеграционные механизмы: например, "цепь команд"; смысл - установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие работников;
      • общеорганизационные комплексные цели, требующие объединения усилий нескольких работников (цель - направить усилия персонала на достижение общей цели и, таким образом, повысить степень сплоченности);
      • структура системных вознаграждений - через влияние на поведение людей с целью предотвращения дисфункциональных последствий: например, если вознаграждать соответствующие отделы организации только за увеличение количества продукции, то это вступает в противоречие с ролью других отделов, отвечающих за качество, и общая прибыль фирмы уменьшается; таким образом, важны - комплексный подход, ориентация на общий результат и вознаграждение - в зависимости от вклада каждого подразделения.
    2. Основные стратегии управления конфликтом.
      • Стратегия предотвращения конфликтов, предполагающая следующие основные действия: устранить реальный предмет конфликта; привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
      • Стратегия подавления конфликта (применяется в отношении конфликтов в необратимо деструктивной форме и к беспредметным конфликтам), предполагающая: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют возникновению конфликтных взаимоотношений (например, развести конфликтующих по разным участкам работы или по разным сменам).
      • Стратегии отсрочки (как временные меры, помогающие ослабить конфликт до момента, когда созреют условия для разрешения конфликта). Главное в данной стратегии - изменить отношение одного из конфликтующих к другому (по принципу: "Раз силы стали неравными, то конфликтовать бесполезно…"). Стратегия отсрочки часто предполагает также следующие действия: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль и место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о самой конфликтной ситуации (об условиях конфликта, взаимоотношениях людей и т.п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующих и тем самым сделать его менее опасным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным или недостижимым).
  • Основные принципы и тактики разрешения конфликта.
    1. Принципы разрешения конфликта:
      • принцип понимания - осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов и фазах развития конфликта;
      • принцип предвидения - прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.
    2. Основные тактики разрешения конфликта:
      • Общие рекомендации - при возникновении напряжения между партнерами следует проявлять: внимание к собеседнику; доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение; естественность; терпимость к его слабостям; сочувствие к нему, участие; выдержку, самоконтроль; спокойный тон; лаконичность, немногословность (строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию собеседника); постоянно поддерживать обратную связь с собеседником (с помощью вербальных и невербальных средств); чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит; следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и стремиться не терять его; стараться смотреть собеседнику в глаза (но не фиксировать взгляд более 10 секунд), следить за изменениями его лица, рук, позы; пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние; попытаться почувствовать: "А каково было бы мне в этом состоянии?".
      • Поведение на первой (дословесной) фазе беседы: дать выговориться, не пытаться перекричать, перебивать собеседника; внимательно слушать; сделать паузу, если собеседник излишне активен; показать мимически, двигательными средствами (без слов), что Вы заметили состояние собеседника; уменьшить социальную дистанцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).
      • Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы: доброжелательно поприветствовать собеседника (если беседа проходит без дословесной фазы); отвлечь или переключить внимание собеседника с конфликтной темы (например, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у Вас слова собеседника, если его статус выше и позиция сильнее, чем у Вас; спросить о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже и позиция слабее, чем у Вас; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав; дать понять собеседнику, что Вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит; показать собеседнику свою заинтересованность в решении его проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть свое доверие к собеседнику; подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием; подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых людей; попросить у собеседника совет, как Вам поступать с ним, как Вам помочь решить его проблему; спросить у собеседника, как он сам собирается решать свою проблему; обещать поддержку, если это не противоречит Вашим принципам и интересам общего дела; если есть возможность, решать вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.
      • Специальные оперативные приемы. Здесь важно знать об "уязвимых местах" собеседника и всегда давать ему возможность сохранить "свое лицо": повторить самые неразумные слова собеседника "как бы с недоумением" (типа того, что он наверное "просто ошибся" или Вы сами его "не поняли"); тактично показать, что собеседник излишне резок (через сухое, холодное, формальное обращение, увеличение психологической дистанции, через подчеркнутую "вежливость"); сделать комплимент агрессору (по принципу "доброта с красотой вместе спасут мир"); свести проблему к юмористической или даже гротескно-сатирической стороне (и по возможности, вместе посмеяться над "недоразумением"); проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он Вам (естественно, если у Вас есть для этого "таланты"); сказать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации лично для него (как бы "отрезвить" его); показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит (или которых опасается), и эти люди могут порвать с ним отношения.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций играют специально организованные переговоры. Ниже предлагаются основы техники ведения переговоров. 
          В ходе урегулирования конфликта возможен вариант проведения беседы в режиме спора и дискуссии, поэтому полезно разобраться, в чем их специфика и в чем их возможности и ограничения в плане разрешения конфликта. Дискуссия - обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати. Спор - состязание, в котором одна сторона отстаивает только свое мнение о предмете спора (см. Фролов, 1997. С. 173).

  • Традиционно выделяются основные виды спора (см. Фролов, 1997. С.. 175):
    • Одна из сторон обладает действительно правильным знанием. Разрешение спора сводится к доказательству своей правоты; но тот, кто обладает правильной информацией, т.е. заранее знает свою победу, все-таки вступает в спор… О таком споре в народе говорят: "Спорят двое, один из них подлый, другой - глупый".
    • Обе стороны имеют достоверные, идентичные знания и могут это доказать. Спор часто возникает из-за взаимного непонимания, т.е. спорят об одном и том же. Парадоксально, но это самые сложные и длительные споры…
    • Ни одна из сторон не обладает достоверной информацией. Споры также бывают длительными и бурными. Часто обе стороны бывают недовольны, т.к. выясняется их некомпетентность в обсуждаемой проблеме.
  • Классификация споров по целям (см. Фролов. 1997. С. 176-177):
    • Аподиктический спор. Цель - нахождение правильного ответа. Часто получается новое знание (пример: спор А. Эйнштейна с Н. Бором по проблемам развития физики, в немалой степени обогативший науку).
    • Эвристический спор. Цель - каждая сторона достигает своих целей, не обманывая другую сторону. Основные методы: рассуждения и доказательства.
    • Софистический спор. Цель - достичь своих личных целей, не считаясь с целями другой стороны. Часто используются различные "уловки" и некорректные способы (о них уже говорилось выше).
  • Рекомендации по организации конструктивного обсуждения:
    1. Меры, способствующие конструктивному обсуждению:
      • предварительная работа над проблемой (подготовка к спору или дискуссии);
      • анализ интересов сторон;
      • выделение взаимоприемлемых критериев оценки эффективности обсуждаемых вопросов;
      • выработка совместной концепции подхода к обсуждаемой проблеме;
      • если возможно, составление каждой из сторон текстов с тезисным изложением своих позиций;
      • анализ вопросов, по которым наметилось разногласие;
      • заблаговременное определение позиций для возможных уступок в споре;
      • организация самой процедуры обсуждения, исключающей "уловки" и некорректные способы ведения переговоров.
    2. Логические правила при аргументации:
      • формулировки должны быть четкими, определенными и понятными;
      • обсуждаемые положения не должны подменяться по ходу обсуждения (по принципу: "Сначала - за здравие, потом - за упокой");
      • опровержение должно осуществляться независимо от аргументов, т.к. неправильность аргументов еще не свидетельствует о ложности тезиса;
      • опровержение - через разные виды доказательства: через доказательство несостоятельности главной идеи - опровержение тезиса; через показ несостоятельности доводов - опровержение аргументации; через показ неправильности связи аргументов и тезиса - опровержение демонстрации;
      • аргументы должны быть достоверными и достаточными для доказательства своей позиции.
    3. Приемы стимулирования обсуждения:
      • ярче продемонстрировать актуальность проблем для всех участников;
      • сделать приоритетными убедительные аргументы;
      • использовать метод "условного принятия довода оппонента ("Допустим, что вы правы…");
      • использовать прием "гипотетического обсуждения" ("…предположим, что Ваша точка зрения правильная…");
      • оттягивание возражений (это помогает лучше узнать позицию и доводы оппонента);
      • поощрять активность оппонента с помощью уточняющих вопросов ("…а как бы Вы это сделали?").
    4. Нейтрализация "уловок" и ошибок аргументации:
      • открыто обсудить с оппонентом некорректные приемы ведения переговоров;
      • стремиться раскрыть суть уловки (а для этого их надо знать);
      • тактично объяснить характер ошибочных умозаключений (если эти ошибки носят непреднамеренный характер);
      • если оппонент "злостно" использует свои уловки - нейтрализовать их с помощью своих уловок (по принципу: "на любую силу всегда найдется еще большая сила", правда, если она действительно найдется…);
      • использовать прием "возвратного удара" (использование его же аргументов против него самого);
      • разоблачать уловки (лучше с помощью яркого примера, показывающего нежелательные последствия этой уловки для того, кто ее использовал);
      • использовать "метод обличения" (открыто заявить о намеренном характере уловки оппонента);
      • логическое принуждение оппонента признать свою неправоту (это как бы основной метод);
      • если уловки связаны с искажением смысла, то попросить оппонента "уточнить свои высказывания";
      • если используются уловки, направленные на дискредитацию Вашей личности, то следует перевести обсуждение на проблему и не поддаваться на провокации (например, не стремиться "оправдываться");
      • не стремиться высказывать сразу все имеющиеся аргументы;
      • не следует стремиться к тому, чтобы непременно "загнать оппонента в угол";
      • поскольку некоторые мысли и идеи еще должны созреть, то можно предусмотреть несколько этапов обсуждения данной проблемы (если проблема действительно сложная).
  • Выделяются также возможные "исходы" спора:
    • Спор ни к чему не привел;
    • Сопротивление сторон в конце спора уменьшилось (позиции сблизились);
    • Один из спорящих согласился с мнением своего оппонента;
    • Обе стороны выиграли от спора, прояснили некоторые свои позиции (например, в "аподиктическом" споре - см. выше);
    • Проблема спора не решена, но обе стороны оказались в выигрыше (например, укрепились в своих позициях или продемонстрировали окружающим свои достоинства).

В целом выделяются следующие основные подходы по осуществлению вмешательств в конфликтные ситуации: 
          1. Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы уже сформировавшейся организации. 
          2. Процедурный метод, где консультант управляет процессом изменений в организации, посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с самим клиентом. 
          3. Консультационный подход - это, прежде всего, обучение клиента (заказчика); развивает его интуицию, способность понимать и решать свои проблемы. При реализации консультационного подхода психологу особенно важно продемонстрировать свою независимость и беспристрастность. Входе работы с противоборствующими сторонами важно структурировать их взаимоотношения, а также обеспечить равное влияние сторон на процесс разрешения конфликта. Важную роль играет рассмотрение так называемых "безысходных ситуаций", когда в ходе их детализации и анализа вырабатываются конкретные рекомендации по преодолению конфликта в целом . 
          Реально консультациорнный подход включает в себя элементы самых разнообразных консультационных, процедурных, экспертных и даже психотерапевтических технологий. Все это лишний раз свидетельствует о том, что в современной психологии действуют интегративные тенденции, когда происходит взаимообогащение разных подходов и направлений. Происходит даже переориентация с технологии (психотехнологии), на саму цель (задачу, смысл) психологической помощи, в том числе и в помощи в урегулировании конфликтов и проблем в условиях производства.

 

 

Список литературы

 

1.  http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology

2.   http://cde.ael.ru/electronik/del_obs/10.html


Информация о работе Конфликты в служебных отношениях