Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека"
1. Общее представление о функциональных состояниях работника
2. Проблема стресса и дистресса в труде
3. Сущность и структура производственного конфликта
4. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
5. Способы управления производственными конфликтами
Реферат
Конфликты в служебных отношениях
Челябинск 2010
Содержание
1. Общее представление о функциональных состояниях работника
2. Проблема стресса и дистресса в труде
3. Сущность и структура производственного конфликта
4. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
5. Способы управления производственными конфликтами
Проблема функциональных состояний
- одна из наиболее запутанных в психологических
исследованиях человеческой деятельности.
Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное
состояние перестает быть просто фоном,
но становится существенной особенностью
динамики реально наблюдаемых характеристик
поведения и деятельности. Основная трудность здесь
состоит в том, что при анализе профессиональной
деятельности мы рассматриваем, главным
образом, стационарные оценки параметров
того или иного психического процесса,
а их изменение в разные моменты времени
связываем с изменением функционального
состояния человека"
Выделяется две основные группы психических
функциональных состояний: 1) стресс
(напряженность); и 2) утомление. При этом
существуют разные уровни факторов, определяющих
функциональные состояния работника:
физиологические факторы и психологические
факторы.
Теоретический аспект проблемы
функциональных состояний связан
с уточнением вопроса о том, что вообще
считать психическим функциональным состоянием?
Ю.М. Забродин пишет в этой связи: "…в
природе самого функционального состояния
заключена и динамика и стабильность.
Именно в понятии состояния мы пытаемся
связать два важнейших момента психического:
устойчивость и изменчивость". При этом
традиционно под "состоянием" понимают
только "стабильность". Таким образом,
при экспериментальном исследовании функциональных
состояний важны: временная динамика состояний
и структурное описание самого состояния.
Проблема структуры функциональных состояний
связана с пониманием того, что само состояние
- это "фиксация некоторых событий",
зафиксированный "временной срез"
значений системы, отображение ее структуры
в каждый данный момент (интервал) времени".
При этом сразу же обнаруживается трудность,
выражающаяся в том, что "под таким отображением
мы понимаем не просто "временной срез"…
но в действительности временной инвариант,
т.е. такое отображение, при котором структура
взаимосвязей остается зафиксированной,
неизменной в течение произвольно выбранного
промежутка времени (произвольного интервала)".
"Поэтому важно избежать ошибок, выбирать
эти временные интервалы так, чтобы не
нарушать пространственно-временной целостности
интересующей нас системы, - пишет Ю.М.
Забродин. - Так при изучении "состояния"
того или иного психического процесса
необходимо, чтобы он полностью "уложился"
в анализируемый временной интервал. Понятно,
что множество найденных таким образом
интервалов в первом приближении определяют
множество возможных состояний изучаемой
системы".
При этом "каждый субъект потенциально
может находиться в одном из множества
различных состояний" - этим и определяется
"пространство функциональных психических
состояний". Функциональные состояния
психической системы человека - оператора интересны постольку, поскольку
они изменяются. Проявление изменений
функционального состояния выражается
в ритмах (как регулярных изменениях системы),
и в нерегулярных (чаще всего, навязанных)
изменениях системы.
В психологическом плане "состояния
всегда реально рассматривать как реакции
на внешние или внутренние возмущения,
которые изменяют характеристики психической
системы и организма в целом".
Как считает Ю.М. Забродин, "проблема функционального
(психического) состояния оказывается
теснейшим образом связанной с психологическим
проектированием профессиональной деятельности,
особенно в той его (психологического
проекта) части, которая относится к профессиональной
подготовке и функционированию субъекта".
"Формирование профготовности отличается от задач отбора и распределения людей. При проектировании деятельности реализуется проблема психологического управления в двух типах: 1) Когда мы готовим людей к деятельности, мы, управляя ими в индивидуальном процессе обучения, формируем профессиональные способности, строим систему нужных ПВК, а затем - приводим их "в действие"; 2) Когда мы выбираем и распределяем людей, то делаем то же самое по отношению к контингенту, к множеству претендентов на рабочее место".
рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью: токов, иглоукалывания, лазерными технологиями);
Выдающийся психофизиолог и
философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая
о сущности стресса, отмечает: "Стресс есть неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование". При этом "неспецифичный"
ответ - это ответ, предъявляющий требование
к перестройке и адаптации к возникающей
трудности. "Неспецифические требования,
предъявляемые воздействием как таковым,
- это и есть сущность стресса", - пишет
Г. Селье.
Чтобы лучше понять, что такое "стресс",
важно разобраться, что не является стрессом.
Стресс - это не просто нервное напряжение
(стрессовые реакции присущи и низшим
животным, а у человека это связано с "эмоциональными
раздражителями"). Стресс - не всегда
результат повреждения: "Деятельность,
связанная со стрессом, может быть приятной
или неприятной. Дистресс всегда неприятен".
Стресса не следует избегать: "…всегда
есть потребность для поддержания жизни,
отпора нападению и приспособление…".
"В обиходной речи, когда говорят, что
человек "испытывает стресс", обычно
имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…".
Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса
означает смерть: "Вопреки ходячему
мнению, мы не должны - да и не в состоянии
- избегать стресса. Но мы можем использовать
его и наслаждаться им, если лучше узнаем
его механизмы и выработаем соответствующую
философию жизни. Этому и посвящена моя
книга".
Физиологические основы и
общая логика запуска стрессового механизма
вражаются в следующем. Стрессор (раздражитель,
вызывающий столкновение интересов, проблему
для организма) возбуждает гипоталамус
(пути передачи этого возбуждения до конца
не выяснены). Продуцируется вещество,
дающее сигнал гипофизу выделять в кровь
адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под
влиянием же АКТГ внешняя корковая часть
надпочечников выделяет кортикоиды. Это
приводит к сморщиванию вилочковой железы
и многим другим "сопутствующим изменениям".
При этом сами кортикоиды "либо способствуют
воспалению, либо гасят его" через соответствующие
нервные импульсы, выделяющие адреналин
или ацетилхолин. "В какой-то момент
возникает столкновение интересов - стрессор;
затем появляются сбалансированные импульсы
- приказы сопротивляться или терпеть".
Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе
и самореализации в профессии, которые
занимают в его книге "Стресс и дистресс"
весьма значительное место. Как считает
Г. Селье, действие должно быть завершено,
иначе - дистресс: "Главный источник дистресса
- в неудовлетворенности жизнью, неуважении
к своим занятиям…"; человек непременно
должен израсходовать запас адаптационной
энергии, чтобы "удовлетворить врожденную
потребность в самовыражении, совершить
то, что он считает своим предназначением,
исполнить миссию, для которой, как ему
кажется, он рожден".
По-новому рассматривается и проблема
долга. Долг - это добровольно принятый
кодекс поведения. Главный смысл долга
- "стабилизировать линию поведения
с помощью правил, которые мы уважаем и
думаем, что их будут уважать другие".
Заметим, что выбор подобных правил - это
"дело вкуса, а вкусы как известно не
поддаются оценке разума".
Одна из важнейших идей Г. Селье,
призывающих к полноценному счастью
и психическому здоровью, выражается
в следующих словах: "Стремись к самой высшей
из доступных тебе целей. И не вступай
в борьбу из-за бессмыслиц".
Проблема стресса в труде позволяет
по-новому поставить и проблему высшего смысла жизни.
Г. Селье приводит притчу о солдате наполеоновской
армии, потерявшем в бою ногу и ставшем
к старости обычным "маленьким сапожником":
"…он навеки сохранил благодарность
императору, который предоставил ему возможность
отведать нектар величия. Без своего энергичного
вождя он провел бы всю жизнь в однообразии
и скуке, оставаясь "маленьким сапожником
с улицы Сен-Пер". Правда, в настоящий
момент, для "русского менталитета"
настоящее "величие" заключается
в том, чтобы быть хоть бомжем, но в Париже…
Для рассмотрения и обоснования необходимости
полноценной жизни Г. Селье предлагает принцип "альтруистического
эгоизма". Основатель теории стресса,
как физиолог Г. Селье рассуждает здесь
о том, что альтруистический эгоизм возник
по чисто эгоистическим причинам: "Одноклеточные
начали объединяться в более сильные и
сложные многоклеточные организмы. Часть
клеток отказалась от независимости и
специализировалась, взяв на себя функции
питания, защиты, перемещения в пространстве…
Точно так же и люди сформировали "группы
взаимного сотрудничества и страховки"
- семьи, племена и нации, в которых альтруистический
эгоизм служит ключом к успеху... Это единственный
способ сохранить разделение труда, значение
которого в современном обществе все возрастает"
Но при этом можно добавить, что каждый
член общества (в отличие от живых клеточек)
должен понимать, за что именно он отказывается
от независимости, и в этом заключается
его сознательный выбор, т.е. то самое ограничение,
о котором говорил Г. Селье (о долге как
о "добровольно принятом кодексе поведения").
Г. Селье рассуждает
об ужасе скуки и бессмысленности
и о том, как это преодолеть: "Ничто так
не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие
раздражителей и препятствий, которые
предстоит преодолеть". Еще Б. Шоу отмечал,
что "труд по обязанности - это работа,
а работа по склонности - это досуг"
"Западный мир терзают ненасытные требования
"меньше работать - больше получать".
Но этого явно недостаточно, - пишет Г.
Селье. - Стресс связан с любым видом работы,
а дистресс - не с любым. Мы должны спросить
себя: меньше работать и высвободить время
- для чего? Больше работать, чтобы купить
- что?".
Особо важны для психолога труда следующие
слова Г. Селье: "Следует по крайней мере
"быть на дружеской ноге" со своей
работой, а в идеальном случае желательно
найти себе "игровую профессию", как
можно более приятную, полезную и созидательную.
Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным
клапаном - для самовыражения, а также
для предотвращения неразумных вспышек
насилия или бегства в воображаемую жизнь
с помощью наркотиков".
Рассматривая проблему удовлетворенности
человека в труде, Г. Селье выделяет два
основных типа "влиятельных людей":
1) те, которые хотят производить, создавать
- из любви к творчеству; 2) ловкачи и пройдохи,
которые домогаются влияния и власти.
"Выдающиеся творцы в умственном отношении
гораздо выше самых ловких интриганов,
но они не могут применить свои дарования
в этом отталкивающем для них состязании.
А если им удается преодолеть отвращение
- их творческий потенциал скоро увянет.
Эти два типа деятельности нелегко совместить",
- пишет выдающийся физиолог и философ.
Сама проблема
стресса остро заявила о себе
именно в ХХ столетии. Это было вызвано
тем, что в современном мире (и на современном
производстве) часто возникают ситуации,
когда человек, встречаясь с какой-то сложностью,
не может полноценно реализовать накопившуюся
энергию (вызванную физиологическим механизмом
стресса), и тогда эта энергия начинает
разрушать самого человека. В итоге, вместо
вполне нормальных стрессовых реакций,
человека начинают разрывать на части
механизмы дистресса, когда энергия не
может реализоваться в каких-то конструктивных
действиях. Например, дистресс проявляется
тогда, когда работник не может ответить
на несправедливые претензии дурака-начальника
(многие оправдывают себя тем, что проще
сохранить обиду в себе, чем возмутиться
и создать для себя еще большие проблемы
с этим начальником-дураком). В другом
типичном примере человек не может полноценно
реализовать свое стремление к творчеству
или стремление к полноценному общению
с коллегами в условиях карьерной конкуренции
и т.п.
Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого
достоинства в условиях современного
производства. Но особую проблему
составляют случаи, когда человек ущемляется
в самом главном - в справедливой оплате
его труда. Общество, таким образом, отказывает
в праве человеку чувствовать себя не
только полноценным специалистом, приносящим
пользу данному производству, но и чувствовать
себя полноценным гражданином и личностью.
Все это, в итоге, создает базу и для стресса,
и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего
кризиса работника. Конечно, частично
такой работник может успокоить себя тем,
что "важны не деньги, а сам процесс
труда" или "ощущение того, что твой
труд полезен людям, даже безотносительно
того, насколько люди благодарят работника".
Но в глубине души ущемленный в зарплате
работник все равно сохраняет обиду (если
у него еще осталось хоть какое-то достоинство).
И эта обида, которая должна быть направлена
на тех, от кого зависит оплата труда, направляется
на самого работника (согласно механизму
образования дистресса, разрушающего
самого человека). А может, так и должно
быть? Может это и есть главное наказание
для работника за неуважение к самому
себе и к своему труду?..
Соотнося проблемы стресса с условиями
работы в организации, Н.В. Самоукина пишет:
"Профессиональный стресс - это напряженное
состояние работника, возникающее у него
при воздействии эмоционально-отрицательных
и экстремальных факторов, связанное с
выполняемой профессиональной деятельностью".
Фактически речь скорее идет о профессиональном
дистрессе. К этому можно было бы добавить,
что профессиональный стресс (дистресс)
- это также реакция на какие-то затруднения,
выражающаяся в неспецифических действиях.