Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека"
1. Общее представление о функциональных состояниях работника
2. Проблема стресса и дистресса в труде
3. Сущность и структура производственного конфликта
4. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей
5. Способы управления производственными конфликтами
Купер и Маршалл выделяют основные направления управления производственным стрессом:
Мы считаем, что в самом общем
плане проблема контроля и предотвращения
стресса (дистресса) в труде связана
не столько с тем, чтобы непременно "бороться"
со стрессом, сколько в грамотном и ответственном
управлении стрессами и снижении вероятности
перерастания стресса в дистресс. В этом
смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов
в трудовой деятельности, ведь известно,
что так же, как и стресс, конфликт может
быть полезен и даже необходим для развития
организации и конкретных сотрудников
этой организации. И уже применительно
к конфликту в организации, проблема также
состоит в том, чтобы направить энергию
этого конфликта в позитивное русло развития
самой организации и личности работников.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социологии, социальной психологии) - процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Существуют
два основных подхода к определению
конфликта.
Первый ориентирован на актуальные действия,
где у противоборствующих сторон часто
взаимоисключающие или несовместимые
ценности, что исключает соревнование,
конкуренцию и т.п. по обладанию этими
ценностями (поскольку ценности - разные);
второй ориентирован на мотивы и действия,
где ценности могут и совпадать, но различаются
психологические состояния конфликтующих
сторон (конфликт идей, ценностей, установок,
мотивов …).
Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).
Для анализа и лучшего понимания
конфликта полезно выделить основные структурные элементы
и основные характеристики конфликта.
Сами структурные элементы - это необходимые
сущностные параметры явления, без наличия
которых конфликт не может развиваться
как динамически взаимосвязанная целостная
система и как процесс. Ниже предлагаются
следующие основные элементы (составляющие)
конфликта:
1) Инцидент (информационный) - событие,
которое помогло обозначить хотя бы одному
из взаимодействующих субъектов отличие
его интересов и ценностей от интересов
и ценностей других участников взаимодействия.
2) Инцидент (деятельностный) - повод для
объявления конфронтационных действий
по поводу различия интересов и ценностных
ориентаций.
3) Конфликтная ситуация - развитие конфликта
в конкретный временной период.
4) Субъекты конфликта - участники конфликтного
взаимодействия, которые могут быть представлены
индивидом, группой индивидов, социальной
организацией.
5) Предмет конфликта - конкретные интересы
и ценностные ориентации, по поводу различия
которых происходит конфликтное взаимодействие
(то, из-за чего возник конфликт).
6) Конфликтные отношения - форма и содержание
взаимодействия между субъектами, их действия
по разрешению конфликта.
Выделяются также основные фазы развития конфликта:
1) Конфронтационная (военная) фаза, когда
каждая сторона противопоставляет свои
интересы интересам другой стороны.
2) Компромиссная (политическая) фаза -
стороны стремятся достигнуть своих целей
через переговоры.
3) Коммуникационная (управленческая) фаза
- стороны стремятся достигнуть общего
понимания ситуации (консенсус): через
понимание того, что суверенитетом обладают
не только сами субъекты конфликта, но
и их интересы; стремление к взаимодополнению
интересов.
Выделяется также понятие "кризис"
(псевдофаза, возникающая внутри одной
из фаз конфликта) - это такое взаимодействие
субъектов, при котором не происходит
поступательного перехода от фазы к фазе
(например, длительная задержка на одной
фазе, разрушительная "зацикленность",
фазовая стагнация или даже возврат к
предшествующей фазе).
На основании выделения фаз конфликта
и понимания того, что является "кризисом",
можно обозначить, что является управлением
конфликтом. Управление конфликтом
- это деятельность по обеспечению развития
конфликтного взаимодействия, т.е. переход
к последующей фазе развития конфликта.
Таким образом, высшим искусством реагирования
на конфликтную ситуацию является не "борьба"
с конфликтом, а способствование развитию
конфликтных отношений.
Заметим, что поскольку конфликт имеет
и позитивные (конструктивные) функции,
то в ряде случаев оправдано и специальное
провоцирование руководством (и психологами)
конфликтов, но при обязательном условии
контроля за ними и возможностью управлять
этими конфликтами. По сути, любой опытный
руководитель или воспитатель так и поступает,
иначе и работа, и учебный процесс воспринимался
бы как сплошная скука, ведь без преодоления
проблем не может быть вообще никакого
развития.
Многие авторы особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных
отношений.
Например, В.Р. Дольник считает, что в основе человеческих
конфликтов лежат биологические программы,
направленные на стремление выжить в схватке
за существование (соревнование особи
с враждебным миром, с представителями
других видов, с сородичами). Даже у стадных
животных, где существуют определенные
правила поведения, предполагается соперничество
за лучшую пищу, за самку, за лидерство
в стае. Таким образом, стремление к соперничеству
заложено еще у предков человека. (см. Дольник,
1994).
Дж. Ролз главную причину конфликтов в
человеческом обществе связывает с нарушением
норм социальной справедливости и, как
следствие - с ущемленным чувством собственного
достоинства. При этом сама справедливость
- это соответствие между вкладом человека
в решение каких-то вопросов и получаемыми
за это благами (моральными или материальными).
Данное "соответствие" определяется
уровнем развития конкретного общества,
группы или отдельного индивида. Исходя
из этого часто конфликт порождается:
либо нарушением существующих и общепринятых
норм справедливости, либо столкновением
разных представлений о нормах справедливости.
С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов:
противоположные ориентации вступающих
во взаимодействие людей (различие потребностей);
идеологические причины; причины экономического
и социального порядка; противоречия между
элементами социальной структуры (например,
когда цели и задачи разных уровней организации
или управления обществом не соответствуют
друг другу).