- Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
- Информационный стресс возникает в условиях
жесткого лимита времени и усугубляется
в условиях высокой ответственности задания.
Часто информационный стресс сопровождается
неопределенностью ситуации (или недостоверной
информацией о ситуации) и быстрой переменой
информационных параметров.
- Эмоциональный стресс возникает при реальной
или предполагаемой опасности (чувство
вины за невыполненную работу, отношения
с коллегами и др.). Нередко разрушаются
глубинные установки и ценности работника,
связанные с его профессией.
- Коммуникативный стресс связан с реальными
проблемами делового общения. Он проявляется
в повышенной конфликтности, в неспособности
контролировать себя, в неумении тактично
отказать в чем-либо, в незнании средств
защиты от манипулятивного воздействия
и т.п.
- Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит
от индивидуальных особенностей работника.
Варианты стрессовых сценариев, выделенные
по разным основаниям:
- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
- в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет
самого себя); на коллег и начальников
(работник винит других работников);
- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание"
стресса с последующим достаточно быстрым
его "раскручиванием".
- Н.В. Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса.
Основные правила поведения в условиях стресса:
- наблюдать за самим собой;
- искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении");
- перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);
- задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).
- Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:
- раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто "собака громко лает от страха" - Н.П.); тревожность,
неудовлетворенность своей работой и
т.п.
- коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость,
намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность,
угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки
ярости); направленной на другого (обвинение
другого) или на самого себя (самообвинение).
Главная проблема - человек не всегда
осознает собственной агрессивности
(для него все это - "нормальное явление",
хотя сам же он и страдает).
Принцип справедливости в
общении выражается в следующем правиле:
"Сколько сил, времени и поддержки человек
отдает в общении с кем-то, столько же сил,
времени и поддержки он получает от другого
человека". (Правда, точнее было бы сказать,
что человек вправе рассчитывать на все
это.) Н.В. Самоукина отмечает, что важно
также выбрать "психологическую валюту"
своего вклада в общение.
- Проблема "остановки болтливого собеседника". Н.В. Самоукина предлагает
для этого следующие основные правила:
- внутренне решиться позаботиться о самом себе, решиться уважать самого себя (это как основа вашей решимости остановить болтуна);
- не брать вину на себя (вы имеете право участвовать в общении на равных,
а не только в роли "внимательного слушателя"
или "психотерапевта" - Н.П.);
- не вините своего партнера (если партнер стал говорить слишком длинно, вы сами отдали ему "коммуникативное пространство"; кроме того, болтливость - это один из показателей открытости
партнера по отношению к вам);
- формула остановки болтливого партнера - проговорить для себя: "Все, что он говорит, безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) Вам необходимо заняться другими делами (или обсудить другие вопросы)…".
- Важную роль в профессиональном общении играет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:
- фраза, имеющая положительное содержание (положительную оценку собеседника,
отношения или ситуации);
- фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и его объективных причин);
- фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших
с ним отношений).
Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования
в деловом общении (Там же. С. 205-207).
Выделяются основные характеристики манипулятора
и его жертвы. Главные цели манипулятора
- корысть и самоутверждение. Главная добыча
манипулятора - хорошие, добрые и гуманные
люди (манипулятор как бы "завидует"
им, а также пользуется их добротой и открытостью).
Сам манипулятор не способен к открытости
и искренности (и нередко даже страдает
от этого). "Он либо "покупает" другого
("Я дам тебе денег и власти"), либо
"покупается" сам ("Я хочу денег
и власти"). Его зависимость от этих
"Дай" и "Возьми" - огромна, он
сам является их игрушкой".
- Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования:
- укрепление своей жизненной позиции;
- укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"… и не стоит из-за этого винить себя);
- владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).
Стресс нередко возникает по
причине несовпадения темпов общения.
При этом важно либо подстроиться к темпу
общения собеседника, либо объяснить ему
недопустимость его темпа в общении с
вами, либо перейти к компромиссному варианту
общения.
Особый интерес представляет профессиональный стресс
достижения. Главная проблема здесь
- несоответствие уровня ожиданий реальным
возможностям (ресурсам) человека.
Также интересен стресс, вызванный страхом
сделать ошибку. Страх ошибки часто
"блокирует" творческие способности
человека. Человек постепенно начинает
отказываться от всего нового и рискованного.
В итоге постепенно человек начинает вообще
"бояться жить"…
Достаточно распространенным является профессиональный стресс
конкуренции. Часто в окружающих (в
коллегах) человек видит своих "конкурентов".
"Человек, отдающий себя конкурентной
гонке", начинает жить "не своей жизнью":
он выбирает работу не по склонности, а
в соответствии с престижем, его окружают
только "нужные" люди, а на друзей
не хватает ни времени, ни сил, рядом с
ним часто находится топ-модель, внешность
которой соответствует европейским стандартам,
а не любимая женщина…", - пишет Н.В.
Самоукина. Проблема таких людей в том,
что они имеют "только одну цель"
- карьеру, успех в конкуренции (сами себя
обворовывают, т.к. жизнь и человеческие
отношения - намного богаче). Таким людям
предлагается хороший совет: желательно
"выбирать друзей и любимых не в конкурентной
среде"… "Ловушка конкуренции"
выражается в том, что многие не отдают
себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция,
что их ждет там, на "вершине" (часто
это - разочарование, зависть и одиночество…).
Отдельно выделяется профессиональный стресс
успеха. "Как ни странно, интенсивный
стресс работник может испытывать и тогда,
когда достигает крупного успеха…",
- отмечает Н.В. Самоукина. Нередко после
крупного достижения наступает состояние
"обессмысливания" того, что осуществилось…
Особую тему представляет проблема зарабатывания денег
и сопутствующий этому профессиональный
стресс. Замечено, что очень часто
крупный выигрыш или неожиданное наследство
приносят не радость, а еще большие проблемы
(вред). Формула "Все зло от больших денег"
действительно срабатывает, но… если
они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно.
Количество денег (много их или мало) -
относительно. Добавим к этому то, что
у каждого существует как бы свое, "запрограммированное
для него Судьбой количество денег и богатства",
хотя с этим можно и поспорить, т.к. это
очень распространенное обоснование существующей
несправедливости.
Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно
привыкают и к тому, что "все продается
и покупается", но это - "прекрасная"
основа личностной деградации. Проблемы
(для богатого) начинаются тогда, когда
оказывается, что не все можно купить за
деньги (например, не каждая женщина "продается",
да и вообще, возможно ли "покупать"
любовь, если это действительно настоящая
любовь?..). И тогда богатый человек, опасаясь
неудач с такими "покупками", сам
стремится оградить себя от настоящих
чувств и подлинных человеческих отношений,
что еще больше усугубляет его личностную
деградацию. В современной РФ обладание
большими деньгами осложняется еще и тем,
что родители нынешнего богача жили более
скромно и естественно (а часто и его собственное
детство проходило на фоне более человечных
взаимоотношений). Поэтому часто богач
бывает обречен на одиночество и постоянный
страх за свои капиталы (не только перед
"мафией", но и перед своими завистливыми
близкими…).
В современных зарубежных подходах к исследованию
стресса в труде предпринимаются попытки
по-новому осмыслить это явление. С.Касл
отмечает, что в настоящее время внимание
к теме стресса в труде несколько уступает
таким проблемам как качество трудовой
жизни, безработица, факторы риска и др.
- В частности, С. Касл выделяет основные направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности:
- Создание перечней стрессогенных условий среды.
- Обновление понятия "стресс" с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания
основных функций на требуемом уровне;
стресс как "информирование" об угрозе
утраты или повреждения; стресс как фрустрация
или угроза, которая не может быть устранена;
стресс как непредсказуемость будущего.
- Определение "стресса" в терминах некоторых
"базовых" поведенческих характеристик,
например: отсутствие адекватной реакции,
что влечет за собой нежелательные (негативные)
последствия; новые, слишком интенсивные,
быстро меняющиеся или непредсказуемые
ситуации; мотивы, определяющие поведение
в специфических ситуациях, такие как
мотив достижения и др. (то, что ведет к
перенапряжению).
- Попытки придать еще большую четкость понятию "стресс" с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.
В целом можно выделить две основные линии интерпретации
понятия "стресс в труде":
В более узкой трактовке стресс - это завышенные
требования среды к наличным возможностям
субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция
и т.п.
В более широкой трактовке стресс - это
неадекватность в целостной системе взаимоотношений
"человек - среда", которая включает
не только приведенное выше толкование,
но и связи между потребностями человека
и возможностью их удовлетворения в труде
(другими словами, неиспользование человеком
своих возможностей, снижение нагрузки,
низкая стимуляция). Кстати, это в немалой
степени связано с проблемой справедливости
в труде (вклад должен соответствовать
вознаграждению), а эта проблема напрямую
связана с проблемой чувства собственного
достоинства работника.
Анализируя причины низкой удовлетворенности
трудом, С. Касл выделяет следующие
их основные группы:
1) Связанные с условиями труда: риск для
здоровья и безопасности; интенсивность
заданного темпа и физической нагрузки;
большая продолжительность труда (особенно,
если она навязана кем-то); вечерние и ночные
смены; неопределенность заданий; недостаток
контроля в течение работы.
2) Связанные с содержанием труда: недостаточное
использование навыков и способностей;
мелкая раздробленность повторяющейся
задачи (одни и те же примитивные операции).
3) Связанные с взаимоотношениями в группе;
отсутствие возможности реально взаимодействовать
с коллегами; большие группы с недостаточным
(реальным) взаимодействием; неприятие
сослуживцами.
4) Связанные с руководством: изоляция
от процесса принятия решения; невозможность
наладить обратную связь с руководителем;
отсутствие оценки хорошего исполнения;
недостаток внимания и понимания со стороны
руководства.
5) Связанные с особенностями организации:
большие организации с уровневым подразделением
(особенно при относительно небольшом
числе уровней в организации, когда особенно
очевидна иерархическая разница); штатная
должность (по сравнению с карьерным перемещением,
ростом в рамках одной должности); дискриминация
при приеме на работу.
6) Связанные с заработной платой и служебным
ростом: низкое материальное вознаграждение;
ощущение несправедливости в зарплате;
отсутствие перспектив в продвижении
по службе.
Выделяется также характеристика "желательных"
условий труда:
- Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности;
- работа должна быть не слишком утомительной;
- вознаграждение за труд должно быть справедливым,
информативным и соответствовать устремлениям
(установкам) работника;
- условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
- работа должна способствовать росту самооценки работника (!);
- факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.
Специально рассматривается вопрос
о корреляции удовлетворенности
трудом и показателями психического здоровья:
- Поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.)
незначительно связаныс удовлетворенностью
трудом.
- Отчужденность в труде мало распространяется на другие сферы жизни.
- Показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворенностью трудом.
- Оценки аффективных проявлений (тревожность-напряженность, депрессия, раздражительность…) дают высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью).
- Показатели "личного счастья" и общей удовлетворенности жизнью сильно коррелируют с удовлетворенностью трудом,
но особенно это заметно в конце 40-х годов
жизни человека.
- Купер и Маршалл исследовали источники стресса "белых воротничков" и выявили следующие их группы:
- Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
- слишком много работы (перегрузки);
- плохие физические условия труда;
- дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
- необходимость самостоятельного принятия решения.
- Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
- ролевая неопределенность, например недостаточная
информированность о профессиональных
обязанностях и соответствующих ожиданиях
со стороны коллег и начальства ("в том
числе и "соблазн сачкануть во время
работы" - Н.П.);
- ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или
чего он не желает делать…
- ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна;
- слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая
в работе);
- малая степень участия в принятии решений в организации.
- Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
- взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы,
чем для руководителей, ориентированных
на человеческие контакты;
- трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
- Факторы, связанные с деловой карьерой:
- два основных стрессогенных фактора: профессиональная
"неуспешность", боязнь ранней отставки;
статус несоответствия, медленное или
слишком быстрое продвижение, фрустрация
из-за достижения "предела" своей
карьеры;
- отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
- несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
- Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
- неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
- ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
- Внеорганизационные источники стрессов:
- Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер "нуждается в социальной
поддержке для борьбы с "подводными
камнями" семейной жизни"); перенесение
кризисов из одной ситуации в другую. Ряд
авторов считают, что идеалом для руководителя
является схема: "Работающий, пробивающий
себе дорогу муж - заботливая жена" (где
жена - как "группа поддержки"). Другой
вариант семьи руководителя: "Две карьеры
с акцентом на полное разделение и невмешательство".
- Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов
обычно принимает на себя жена). Интересно,
что по данным специальных исследований
(опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера
часто связан с тем, насколько успешно
жена включается в новую (особенно иностранную)
среду общения, т.е. как быстро жена находит
смысл в новых отношениях и, как следствие,
меньше попрекает своего мужа.
- Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху",
от начальства; "подвижные" чаще оказываются
перегруженными работой; ориентированные
на достижение показывают большую независимость
и включенность в работу, чем ориентированные
на безопасность и спокойствие…