Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа
В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы)
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ» 8
1.1 Понятие и классификация конфликта 8
1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» 11
1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов в системе «руководитель- подчиненный» 14
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ 23
2.1 Кейс-стади как метод исследования 23
2.2 Кейсы 25
2.3 Решение кейсов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
· ресурсные;
· статусно - ролевые;
· социокультурные;
· идеологические и др.
3. По направленности воздействия и распределения полномочий:
· конфликты «по вертикали» (начальник - подчиненный, вышестоящая организация - нижестоящая организация);
· конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).[13, c.224]
Помимо этого, различают также конфликты: явные и латентные; конструктивные и деструктивные; кратковременные и длительные; реалистические и нереалистические; локальные, региональные и международные и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации - помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.
1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»
Проблема
взаимоотношений руководителей
и подчиненных весьма актуальна
для современной науки и
Среди причин
конфликтности отношений
Первая означает объективно
существующую связь между людьми,
когда одни группы людей направляют
деятельность подчиненных, а последние
выполняют указания. Личностное содержание
отношений в звене «
Противоречие в данном
звене заложено в том, что от руководителя
зависит довольно широкий диапазон
жизнедеятельности
Сбалансированность рабочего
места означает, что его функции
должны быть обеспечены средствами, и
не должно быть средств, не связанных
с какой-либо функцией. Обязанности
и права должны быть взаимно уравновешенны.
Ответственность должна обеспечиваться
соответствующей властью, и наоборот.
Разбалансированность рабочего места
ведет к возникновению
7. Рассогласованность
связей между рабочими местами
в организации, которая
8.
Сложность социальной и
9. Недостаточная
обеспеченность по объективным
условиям управленческих
Среди субъективных
причин конфликтов в звене «руководитель-
К первым относят:
Ко вторым относят:
1.3
Предупреждение и разрешение
конфликтов в системе «
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:[9, c. 79]
· психологический отбор специалистов в организацию;
· стимулирование мотивации к добросовестному труду;
· справедливость и гласность в деятельности организации;
· учет интересов
всех лиц, которых затрагивает
· своевременное информирование людей по важным для них проблемам;
· снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей;
· организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество» ;
· оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
· уменьшение зависимости работника от руководителя;
· поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста;
· справедливое распределение нагрузки между подчиненными.
Для руководителя важно грамотно организовать отношения с подчиненными.[12, c. 98]
При этом целесообразно руководствоваться следующими правилами:
· ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Распоряжение должно быть отдано простым, ясным языком. Не допускайте двусмысленности, неопределенности. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного;
· обеспечьте выполнение задачи всем необходимым;
· приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в правовом отношении;
· текущий
контроль снижает вероятность
· не спешите
с однозначной оценкой
· достигнутое подчиненным оценивайте, исходя из начального положения дел и успехов других работников. Это правильнее, чем основываться только на поставленной задаче;
· не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного;
· критикуйте после того, как похвалите;
· критикуйте и оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности;
· давая критическую оценку подчиненному, не переносите ее на всю социальную группу, к которой он принадлежит;
· избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Чем резче обращаются к человеку, тем интенсивнее он настраивается на противодействие к источнику такого обращения. Кроме того, вы можете ошибаться;
· не делайте подчиненных «козлами отпущения» своих управленческих ошибок. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, особенно если эти качества проявляются у руководителя;
· будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным. Помните, что люди больше всего не любят несправедливость;
· всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными;
· реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправить ошибки. Такая стратегия в будущем даст хорошие результаты: меньше проступков — меньше конфликтов — меньше наказаний — меньше проблем;
· уважайте права подчиненных. При любой степени вины за проступок подчиненный будет защищать свои права даже посредством конфликта;
· критикуя подчиненного, указывайте возможные пути исправления ошибок и просчетов.
Для руководителя
важно правильно строить
1. Ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Распоряжение должно быть отдано простым, ясным языком. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного.
2. Обеспечьте выполнение задачи всем необходимым. Предоставление подчиненному инициативы в выполнении отданного распоряжения не означает самоустранения начальника от обеспечения его выполнения.
Приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в правовом отношении. Не идите вразрез с нормативными требованиями, не ущемляйте человеческое достоинство.
Текущий контроль
снижает вероятность
3. Не спешите с однозначной оценкой результатов деятельности подчиненного. Если вы не уверены в том, что глубоко изучили итоги деятельности подчиненного, то лучше с оценкой не спешить.
Достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других работников. Это правильнее, чем основываться только на поставленной задаче.
4. Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного. Решительные попытки «сделать из него человека» ни к чему хорошему, кроме конфликтов, не приведут. Процесс воспитания – длительный процесс. Поэтому, проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на быстрые и немедленные положительные результаты.
5. Критикуйте после того, как похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительных аспектов в его работе, вы тем самым настроите его на положительное отношение к вам. Критика, исходящая от вас, будет восприниматься более конструктивно.