Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа
В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы)
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ» 8
1.1 Понятие и классификация конфликта 8
1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» 11
1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов в системе «руководитель- подчиненный» 14
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ 23
2.1 Кейс-стади как метод исследования 23
2.2 Кейсы 25
2.3 Решение кейсов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Международный»
Кафедра «Управление Персоналом»
Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Конфликтология»
ЮУрГУ–080505.2011.502.ПЗ КР
Автор работы
Студент группы МН-392
__________________А.С. Болгак
______________________2011 г.
Работа защищена
с оценкой (прописью, цифрой)
___________________________
______________________2011 г.
Челябинск 2011
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Международный»
Кафедра «Управление персоналом»
Заведующий кафедрой
Ирина Викторовна Резанович
____________________2011г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
Болгак Анастасии Сергеевне
Группа 392
Дисциплина Конфликтология
Тема работы Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования
Срок сдачи студентом
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
Календарный план:
Наименование разделов курсовой работы |
Срок выполнения разделов работы |
Отметка о выполнении руководителя |
Глава 1 |
7.10. – 7.11. |
|
Глава 2 |
8. 11. –18. 11 |
|
Готовый проект |
20.12. 2011 |
Руководитель работы __________________________/
Студент
________________________/
АННОТАЦИЯ
Болгак А.С. Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования. – Челябинск: ЮУрГУ, МН – 392, 2011. – 35с., библиографический список – 13 наим.
Предметом исследования данной работы является деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций.
Общий психологический фон взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе.
В данной работе произведена разработка кейсов и описано их возможное решение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ» 8
1.1 Понятие и классификация конфликта 8
1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» 11
1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов в системе «руководитель- подчиненный» 14
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ 23
2.1 Кейс-стади как метод исследования 23
2.2 Кейсы 25
2.3 Решение кейсов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране
социально-психологические
Общий психологический фон взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе.
Совместная
трудовая деятельность сопровождается
множественными межличностными контактами
людей друг с другом. Следовательно,
особую актуальность приобретает изучение
качественных характеристик, способов
этого взаимодействия, что составляет
в целом социально-
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый комплекс факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности трудового коллектива. Так, в работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал.
Можно утверждать,
что в целом феномен социально
- психологического конфликта изучен
достаточно полно. Вместе с тем, специфика
отдельно взятого коллектива накладывает
свои особенности на протекание конфликтов
в системе руководитель-
Целью работы
является изучение способов разрешения
конфликтных ситуаций в системе
отношений руководитель-
Задачи исследования:
1. определить понятие конфликта и его классификацию;
2. Проанализировать причины конфликтности между руководителем и подчиненным;
3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов.
Объект исследования - конфликт между руководителем и подчиненным.
Предмет исследования - деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций.
В первой главе
описаны теоретические аспекты
конфликта в системе «
Во второй главе разработаны кейсы и даны решения к ним.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1
Понятие и классификация
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [5, c. 143]
Ю.Г. Запрудский определяет социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.[11, c. 102]
Таким образом,
конфликт предстает как осознание
на уровне отдельного человека, социальной
группы или более широкой общности
противоречивости процесса взаимодействия
и отношений, различий, а то и несовместимости
интересов, ценностных оценок и целей,
как осмысленное
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.[2, c. 214]
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.
Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. [4, c. 118]
Конфликт между личностью и группой. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.
Межгрупповой конфликт. Причин для возникновения конфликтов между социальными группами великое множество: ограниченность ресурсов, высота социального статуса, навязывание социокультурных ценностей и др. Разворачиваются межгрупповые конфликты примерно по тому же сценарию, что и межличностные. Однако сам факт вовлеченности в конфликты больших групп людей существенно видоизменяет как механизмы их появления, так и режимы протекания, не говоря уже о масштабах последствий.
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.
Классификация конфликтов может быть расширена посредством выделения и других типов конфликтов по самым разным основаниям:
1. По сферам жизнедеятельности людей:
· бытовые;
· семейные;
· трудовые;
· воинские;
· учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: