Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ» 8
1.1 Понятие и классификация конфликта 8
1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» 11
1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов в системе «руководитель- подчиненный» 14
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ 23
2.1 Кейс-стади как метод исследования 23
2.2 Кейсы 25
2.3 Решение кейсов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС.docx

— 69.93 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Международный»

Кафедра «Управление Персоналом»

 

 

 

Конфликты в системе  «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине  «Конфликтология»

ЮУрГУ–080505.2011.502.ПЗ КР

 

 

 

 

                                                                         Руководитель,    к. пс.н., доцент

                                                                       _______________О.Ю. Рудакова

                                                                       ______________________ 2011 г.

 

Автор работы

Студент группы МН-392

__________________А.С. Болгак

______________________2011 г.

 

Работа  защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

______________________2011 г.

 

 

 

Челябинск 2011

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Международный»

Кафедра «Управление персоналом»

 

                                                                         

 

                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                  Заведующий кафедрой 

            Ирина Викторовна Резанович

  ____________________2011г.

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Болгак Анастасии  Сергеевне

Группа 392

 

 

Дисциплина Конфликтология

Тема  работы  Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования

Срок сдачи студентом законченной  работы 20 декабря 2011г.

Перечень  вопросов, подлежащих разработке:

  1. Определить понятие и классификацию конфликта;
  2. Проанализировать причины конфликтности между руководителем и подчиненным;
  3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов;
  4. Разработать кейсы по данной теме, решить их.

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план:

 

 

Наименование разделов курсовой работы

Срок выполнения разделов работы

Отметка о выполнении руководителя

Глава 1

7.10. – 7.11.

 

Глава 2

8. 11. –18. 11

 

Готовый проект

20.12. 2011

 

 

 

Руководитель работы __________________________/Рудакова О.Ю./

Студент                        ________________________/Болгак А.С./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Болгак А.С. Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования. – Челябинск:  ЮУрГУ, МН – 392, 2011. – 35с., библиографический список – 13 наим.

 

Предметом исследования данной работы является деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций.

Общий психологический  фон взаимоотношений на фирме  задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов  малой группы трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения  выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический  климат в коллективе.

В данной работе произведена разработка кейсов и описано их возможное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ» 8

1.1 Понятие и классификация конфликта 8

1.2 Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» 11

1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов в системе «руководитель- подчиненный» 14

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ 23

2.1 Кейс-стади как метод исследования 23

2.2 Кейсы 25

2.3 Решение кейсов 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время  начинает привлекать все больший  интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом  социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних  и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы).

Общий психологический  фон взаимоотношений на фирме  задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов  малой группы трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения  выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический  климат в коллективе.

Совместная  трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особую актуальность приобретает изучение качественных характеристик, способов этого взаимодействия, что составляет в целом социально-психологические  факторы деятельности трудового  коллектива.

В работах  ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый  комплекс факторов, оказывающих влияние  на эффективность деятельности трудового  коллектива. Так, в работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал.

Можно утверждать, что в целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Вместе с тем, специфика  отдельно взятого коллектива накладывает  свои особенности на протекание конфликтов в системе руководитель-подчиненный. В первую очередь, именно от психолога, профессионала в области человеческих отношений, зависит эффективность  разрешения данного типа конфликтов.

Целью работы является изучение способов разрешения конфликтных ситуаций в системе  отношений руководитель-подчиненный.

Задачи исследования:

1. определить понятие конфликта и его классификацию;

  2. Проанализировать причины конфликтности между руководителем и подчиненным;

3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов.

Объект исследования - конфликт между руководителем и подчиненным.

Предмет исследования - деятельность по предотвращению конфликтных ситуаций.

В первой главе  описаны теоретические аспекты  конфликта в системе «руководитель-подчиненный».

Во второй главе разработаны кейсы и  даны решения к ним.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА  В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ»

 

1.1 Понятие и классификация конфликта

 

Конфликт    (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [5, c. 143]

 Ю.Г. Запрудский определяет социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

Обладая разумом  и способностью к самосознанию, человек, в большей степени свободен в  выборе направлений деятельности, может  регулировать свои отношения. Будучи рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.[11, c. 102]

Таким образом, конфликт предстает как осознание  на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости  интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.[2, c. 214]

Внутриличностный  конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

В общей форме  внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

Межличностный конфликт - это столкновение между  отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого  типа возникают на каждом шагу и  по самым разным поводам. Примерами  таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в  группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. [4, c. 118]

Конфликт  между личностью и группой. Этот тип конфликта имеет много  общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Межгрупповой  конфликт. Причин для возникновения  конфликтов между социальными группами великое множество: ограниченность ресурсов, высота социального статуса, навязывание социокультурных ценностей и др. Разворачиваются межгрупповые конфликты примерно по тому же сценарию, что и межличностные. Однако сам факт вовлеченности в конфликты больших групп людей существенно видоизменяет как механизмы их появления, так и режимы протекания, не говоря уже о масштабах последствий.

Выражается  этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Классификация конфликтов может быть расширена  посредством выделения и других типов конфликтов по самым разным основаниям:

1. По сферам  жизнедеятельности людей:

· бытовые;

· семейные;

· трудовые;

· воинские;

· учебно-педагогические и др.

2. По характеру  объектов, по поводу которых возникают конфликты:

Информация о работе Конфликты в системе «руководитель - подчиненный»: методы исследования и технологии урегулирования