Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:02, дипломная работа
решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, понятие, структуру и функции межличностного конфликта.
2. Выявить причины и уровни конфликтности коллективов медицинских учреждений.
3. Разработать модель преодоления межличностных конфликтов.
4. Экспериментально проверить и выявить психологические условия предупреждения межличностных конфликтов среди медперсонала на примере наркологического и кардиологического отделений больницы.
Введение 3
Глава 1. Конфликтные ситуации в современных организациях 7
1.1. Причины и типы конфликтных ситуаций в медицинских организациях 11
1.2. Динамика конфликта 16
1.3. Типы Конфликтных личностей 18
1.4 Поведение в конфликте 20
1.5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов 22
Глава 2. Управление конфликтами в современных организациях 25
2.1. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта 25
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами
в организационных структурах 29
2.3. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях 32
Глава 3 Эмпирическое исследование оценки уровня конфликтности среди медицинских работников, а также их потребности в получении психологической помощи и решения конфликтных ситуаций 43
3.1 Характеристика базы, процедуры поведения и методов исследования 43
3.2 Изложение и анализ результатов исследования 43
3.2.1 Изложение и анализ результатов исследования по методике Е. И. Рогова «Конфликтная ли вы личность». 43
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике К. Н. Томаса «Стили поведения в конфликтах» 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 52
Б - только если имею для этого веские основания.
В - критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли Вы спорите с друзьями?
А - только если люди необидчивые.
Б - лишь по принципиальным вопросам.
В - споры -- моя стихия.
4. Как Вы реагируете, если кто-то проходит без очереди?
А - возмущаюсь в душе, но молчу: "Себе дороже!".
Б - делаю замечание.
В - прохожу вперед и наблюдаю за порядком.
5. Вам на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?
А - не буду поднимать скандал из-за пустяков.
Б - молча возьму солонку.
В - не удержусь от едких замечаний и, возможно, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
А - с возмущением посмотрю на обидчика.
Б - сухо сделаю замечание.
В - выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
А - промолчу.
Б - ограничусь коротким тактичным комментарием.
В - устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?
А - постараюсь казаться равнодушной, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.
Б - не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.
В
- проигрыш надолго испортит настроение.
Ключ
Выбор варианта А -- 4 очка; Б -- 2 очка, В -- 0 очков.
22--32 очка -- Вы тактичны и миролюбивы, легко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение "Платон мне друг, но истина дороже!" никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12--20 очков -- Вы слывете человеком конфликтным. На самом деле Вы конфликтуете, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Эти качества вызывают к Вам уважение.
До
10 очков -- Вы не можете жить без споров
и конфликтов. Любите критиковать других,
но нетерпимо относитесь к замечаниям
в свой адрес. Вы критикуете ради критики,
а не для пользы дела. Очень трудно приходится
тем, кто рядом с Вами на работе и дома.
Ваша несдержанность и грубость отталкивают
людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих
друзей? Словом, постарайтесь перебороть
свой вздорный характер.
Приложение
2
СТИЛЬ
поведения в конфликте
Методика американского социального психолога К.Н. Томаса "Стиль поведения в конфликтах" определяет типичные способы реагирования на конфликтные ситуации и стресс. С помощью этой методики можно выявить склонность человека к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, его стремление к компромиссам, избеганию конфликтов. Для того, чтобы определить, к какому стилю поведения склонен человек, следует внимательно прочитать каждое из двойных высказываний и выбрать то, которое в большей степени соответствует обычным поступкам и действиям определенного индивидуума [Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999].
Выберите, пожалуйста, по одному высказыванию, которое в большей степени соответствует Вашим обычным поступкам.
1. А -- иногда предоставляю возможность другим людям взять на
себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б -- чем обсуждать то, в чем мы расходимся, стараюсь обратить
внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А -- стараюсь найти компромиссное решение.
Б -- пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого
человека, и моих собственных.
3. А -- обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б -- иногда жертвую своими собственными интересами ради
интересов другого человека.
4. А -- пытаюсь найти компромиссное решение.
Б -- стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. А -- улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь получить поддержку других людей.
Б -- стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А -- пытаюсь избежать неприятности для себя.
Б -- стараюсь добиться своего.
7. А -- стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
Б -- считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
8. А -- обычно настойчиво стараюсь добиться своего.
Б -- прежде всего стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А -- думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.
Б -- прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А -- твердо стремлюсь добиться своего.
Б -- пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А -- прежде всего стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б -- стараюсь успокоить оппонента и, главное, сохранить наши отношения.
12. А -- часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б -- даю возможность другому человеку остаться при своем мнении в каких-либо вопросах, если он готов пойти на уступки.
13. А -- предлагаю среднюю позицию.
Б -- настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. А -- сообщаю другому человеку свою точку зрения и прошу высказать его мнение.
Б -- пытаюсь показать оппоненту логику и преимущество моих взглядов.
15. А -- стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения.
Б -- стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. А -- стараюсь не задеть чувств другого человека.
Б -- обычно пытаюсь убедить оппонента в преимуществах моей позиции.
17. А -- обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б -- стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А -- чтобы сделать другого человека счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
Б -- дам другому возможность остаться при своем мнении, если он готов на уступки.
19. А -- прежде всего пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б -- стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. А -- ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к оппоненту.
Б -- стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А -- ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому человеку.
Б -- всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А -- пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
Б -- отстаиваю свою позицию.
23. А -- как правило, озабочена тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
Б -- иногда предоставляю возможность другим людям взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А -- если оппонент считает свою позицию очень важной, стараюсь идти ему навстречу.
Б -- стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А -- стараюсь убедить другого человека в своей правоте.
Б -- ведя переговоры, стараюсь быть внимательной к аргументам другого человека.
26. А -- обычно предлагаю среднюю позицию.
Б -- почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А -- часто стремлюсь избежать споров.
Б -- если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
28. А -- обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б -- улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого человека.
29. А -- предлагаю среднюю позицию.
Б -- думаю, не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. А -- стараюсь не задеть чувств другого человека.
Б -- всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы совместно с оппонентом добиться успеха.
Ключ
Из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.
Соперничество: ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22В, 25А, 28А.
Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11 А, 14А, 19А, 20А, 21 Б, 23А, 26Б, 28Б, ЗОБ.
Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
Избегание: 1А, 5Б, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 21А, 23Б, 27А, 29Б.
Приспособление: 1Б, ЗБ, 4Б, 6А, 11Б, 15А, 16А, 18А, 24А, 25Б, 27Б, ЗОА.
Полученные количественные оценки сравнивают для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.