Конфликты в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:02, дипломная работа

Описание работы

решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, понятие, структуру и функции межличностного конфликта.
2. Выявить причины и уровни конфликтности коллективов медицинских учреждений.
3. Разработать модель преодоления межличностных конфликтов.
4. Экспериментально проверить и выявить психологические условия предупреждения межличностных конфликтов среди медперсонала на примере наркологического и кардиологического отделений больницы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конфликтные ситуации в современных организациях 7
1.1. Причины и типы конфликтных ситуаций в медицинских организациях 11
1.2. Динамика конфликта 16
1.3. Типы Конфликтных личностей 18
1.4 Поведение в конфликте 20
1.5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов 22
Глава 2. Управление конфликтами в современных организациях 25
2.1. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта 25
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами
в организационных структурах 29
2.3. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях 32
Глава 3 Эмпирическое исследование оценки уровня конфликтности среди медицинских работников, а также их потребности в получении психологической помощи и решения конфликтных ситуаций 43
3.1 Характеристика базы, процедуры поведения и методов исследования 43
3.2 Изложение и анализ результатов исследования 43
3.2.1 Изложение и анализ результатов исследования по методике Е. И. Рогова «Конфликтная ли вы личность». 43
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике К. Н. Томаса «Стили поведения в конфликтах» 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 52

Работа содержит 1 файл

Диплом ПЕЧАТЬ.doc

— 687.29 Кб (Скачать)

Глава 2. Управление конфликтами в современных  
организациях
 

     2.1. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта 

       Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого являются переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:

       необходимо выяснить причину конфликта;

       определить цели оппонента;

       наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;

       уточнить поведенческие особенности оппонента;

       Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:

       Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Где находится причина конфликта?

       Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями в организации?

       Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды?

       Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?

       Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.

       В конфликтных ситуациях люди демонстрируют различное поведение, такое как:

       Избегание - это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает), само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому, воздерживается от споров, дискуссий, не уступая, но и не настаивая на своем. Причины избегания: проблемы на самом деле может и не быть; проблема есть, но она настолько незначительна, что не стоит обращать на нее внимания;

       Приспособление - стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то есть идет «капитуляция» другой стороне. Причины приспособления: у меня есть боле важные интересы; мне дорого общение с этим человеком, поэтому не хочу его обижать. Кроме того, многие из причин избегания конфликта применимы к пассивному и активному приспособлению, намеренному желанию умиротворить противника или просто «сдаться».

       Конкуренция - стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствия уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. Конкуренция не обязательно ведет к насилию, а в некоторых случаях стимулирует талант. Причины конкуренции: недоверие к другим, особенно к тем, кто проявляет заинтересованность; недооценка сил другой стороны.

       Компромисс - обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки, другими словами, из общего груза каждая сторона берет на себя часть меньше той, которую она определила для себя первоначально. Результат компромисса - различная степень удовлетворенности и неудовлетворенности всех сторон. Причины компромисса: переговоры в тупике, компромисс - единственный выход; лучше договориться до чего - нибудь, чем ни до чего не договориться.

       Сотрудничество - в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем и, поэтому, является наиболее эффективным. Однако этот подход требует большого напряжения сил, творческих способностей, фантазии, занимает много времени, так как подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой стороны.

       К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

       Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен и делается большая ставка на однозначное решение возникшей проблемы; если руководитель обладает достаточной властью и авторитетом; если нет иного выбора и терять нечего. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать.

       Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, руководитель вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: необходимо найти общее решение; если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений.

       Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в ситуациях, когда: обе стороны одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

       Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для конфликтующей стороны, нет планов сотрудничества для выработки решения. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения можно порекомендовать к применению в следующих ситуациях: источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами; мало ресурсов для решения проблемы желательным способом.

       Стиль приспособления означает, что решение проблемы происходит совместно с другой стороной, но при этом не отстаиваются собственные интересы в целях восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для одной стороны и не очень существенен для другой. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: важнейшая задача - восстановление стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не значим.

       Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно - эмоциональной сфере. При разрешении последних применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует видимое столкновение интересов. В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором последний чувствовал бы себя комфортно. Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт, желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса.

       Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. 

2.2. Характеристики этапов управления конфликтами  
в организационных структурах
 

       Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение.

       Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.

       Объективность понимания - это адекватное, т.е. соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственный реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение. Каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию.

       Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы.

       Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликта с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.

       Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Стратегия предотвращения конфликта: устранить реальный предмет конфликта; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

       Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми.

       Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

       Управление конфликтной ситуацией в организации невозможно без знания конфликтообразующих факторов.

       Информационные факторы - это информация, которая приемлема для одной стороны и не приемлема другой стороны: неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью восстановления проблемы и истории конфликта; слухи и.т.д.

       Структурные факторы - обычно связаны с существованием формальной и неформальной организацией социальной группы и могут включать следующее: что является законной властью; линии отчетности; системы передачи информации; системы правосудия и.т.д.

       Ценностные факторы - принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых сознательно придерживаются и которыми пренебрегают; принципы, следования которым ожидают другие и от других. Ценности вносят в социальную группу чувство порядка, сознание и цель существования.

       Факторы отношений - удовлетворение от взаимодействия или от его отсутствия между двумя или более сторонами. Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты: основа отношений (принудительные или добровольные); сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые); важность взаимоотношения, ценность отношения; длительность отношений; совместимость сторон в смысле ценностей.

       Поведенческие факторы - в отношении конфликта интересно поведение, которое: задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен; угрожает нашей безопасности; подрывает самооценку 
 
 
 

2.3. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов  
в организациях
 

Информация о работе Конфликты в организациях