Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:02, дипломная работа
решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, понятие, структуру и функции межличностного конфликта.
2. Выявить причины и уровни конфликтности коллективов медицинских учреждений.
3. Разработать модель преодоления межличностных конфликтов.
4. Экспериментально проверить и выявить психологические условия предупреждения межличностных конфликтов среди медперсонала на примере наркологического и кардиологического отделений больницы.
Введение 3
Глава 1. Конфликтные ситуации в современных организациях 7
1.1. Причины и типы конфликтных ситуаций в медицинских организациях 11
1.2. Динамика конфликта 16
1.3. Типы Конфликтных личностей 18
1.4 Поведение в конфликте 20
1.5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов 22
Глава 2. Управление конфликтами в современных организациях 25
2.1. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта 25
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами
в организационных структурах 29
2.3. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях 32
Глава 3 Эмпирическое исследование оценки уровня конфликтности среди медицинских работников, а также их потребности в получении психологической помощи и решения конфликтных ситуаций 43
3.1 Характеристика базы, процедуры поведения и методов исследования 43
3.2 Изложение и анализ результатов исследования 43
3.2.1 Изложение и анализ результатов исследования по методике Е. И. Рогова «Конфликтная ли вы личность». 43
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике К. Н. Томаса «Стили поведения в конфликтах» 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 52
На уровень конфликтности может влиять и стаж работы (см. таблица 3).
Таблица 3
Влияние стажа работы на уровень конфликтности
Профессиональный стаж | Группы
по профилю работы и уровню конфликтности, кол-во чел. | |||||
наркологическое | кардиологическое | |||||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |
1-10 лет | - | - | 3 | - | - | 2 |
11 -20 лет | - | 1 | 1 | - | 1 | 2 |
21-30 лет | - | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | - | 2 | 4 | - | 1 | 5 |
Согласно
таблице 3 в первые 10 лет работы в ЛПУ для
обеих групп опрошенных медсестер характерен
низкий уровень конфликтности. Но уже
с 11-го года работы наблюдается незначительное
повышение до среднего уровня конфликтности.
3.2.2. Изложение
и анализ результатов исследования по
методике
К. Н. Томаса «Стили поведения в конфликтах»
На 2 этапе работы с помощью методики американского социального психолога К.Н. Томаса "Стили поведения в конфликтах" (1973), адаптированной Н.В. Гришиной (приложение 2), мы стремились определить типичные способы реагирования медицинских сестер разных профилей на конфликтные ситуации, а также выявить их склонность к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремление к компромиссам или конфликтам.
Анализ полученных результатов проводился с учетом тех же параметров (таблицы 4, 5).
Таблица 4
Оценка стиля поведения в конфликтной ситуации и при стрессе
Стиль
поведения в конфликтных ситуациях |
Группы по профилю работы, кол-во чел. | |
кардиологическая | наркологическая | |
Соперничество | 1 | - |
Сотрудничество | 2 | 1 |
Компромисс | - | 2 |
Избегание | 3 | 2 |
Приспособление | - | 1 |
Итого | 6 | 6 |
Анализируя результаты изучения специфики реагирования на конфликтные ситуации медсестер обеих групп, можно сделать следующие выводы:
1. Стиль поведения в конфликтных ситуациях зависит от таких параметров, как возраст, стаж и специфика работы.
2. Медсестры наркологического профиля в конфликтных ситуациях склонны к поиску компромиссов, в то время как кардиологичесие медсестры -- к избеганию конфликтов.
3. Медсестры кардиологического отделения в отличие от наркологических способны к проявлению соперничества в конфликтных ситуациях.
4. Кардиологические медсестры более склонны к сотрудничеству.
5. Впервые годы работы наркологические медсестры избегают конфликтов, а с опытом работы начинают прибегать к компромиссам, в то время как у кардиологических медсестер наблюдается обратный процесс.
6. Уровень приспособляемости медсестер наркологического отделения, работающих первые 10 лет, выше, чем у кардиологических.
7. Медсестры, работающие в наркологическом отделении, абсолютно не проявляют соперничества в конфликтных ситуациях, в отличие от медсестер кардиологического отделения.
8. Кардиологические медсестры в отличие от наркологических склонны к сотрудничеству в конфликтных ситуациях.
9. Чем ниже возрастная граница респондентов обеих групп, тем они более склонны к компромиссам, с возрастом этот способ реагирования на конфликтные ситуации меняется на избегание конфликтов.
Таблица 5
Влияние
стажа работы на способы поведения
в конфликтных ситуациях
Стаж | Группа
по профилю работы и стилю поведения, кол-во чел. | |||||||||
кардиологическая | наркологическая | |||||||||
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление | соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление | |
1-10 лет | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 |
1 1-20 лет | - | 3 | - | - | - | - | 1 | - | - | - |
21-30 лет | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 | - | - |
Итого | 1 | 3 | 2 | - | - | - | 1 | 2 | - | 3 |
Заключение
Современные организации отличаются от организаций, существовавших пятьдесят, сто лет тому назад. Изменения, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на структуры, распределение ролей в организациях, коммуникативный процесс между членами организации и организационными подразделениями.
Вертикальная или горизонтальная структура, скалярная или матричная схема подчинения, высокие или низкие ролевые требования к работникам, степень оснащенности современными средствами коммуникации - все это накладывает свой отпечаток на специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях. Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в манере поведения. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Структура организации является определяющим моментом и для типологии возникающих конфликтных ситуаций. В вертикально - ориентированных организациях конфликты носят преимущественно вертикальный характер «начальник - подчиненный», в горизонтально - ориентированных организациях к этим конфликтам добавляются горизонтальные конфликты «работник - работник».
Последствия конфликтных ситуаций в современных медицинских учреждениях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей.
Таким образом, еще на начальном этапе различные организации разводятся по разным полям деятельности, разграничиваются их функции и снимаются точки острого соприкосновения и конфликтогенного напряжения.
Список литературы
1. Андреев
В.И. Саморазвитие культуры разрешения
конфликтов/ Хрестоматия по социальной
психологии. - М.: Международная педагогическая
академия, 1994.
2. Гришина
Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер,
2000.
3.Комаров
Е. Организационные и дезорганизационные
методы управления как составляющие организационной
и дезорганизационной культуры предприятия//
Управление персоналом. №11 2000.
4.Корнелиус
Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт/
Хрестоматия по социальной психологии.
- М.: Международная педагогическая академия,
1994.
5. Котлер Ф., Боуди Д., Мейкеиз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. - М.: «Юнити», 1998.
6.Розанова
В., Беседина Н. Психологические особенности
конфликтов// Управление персоналом. №3
2000.
7.Скотт
Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. -
Киев: Внештогиздат, 1991.
8.Управление
персоналом: Учебник для вузов/ Под ред.
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1998.
9.Уткин
Э.А. Конфликтология: теория и практика.
- М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ:
Издательство ЭКМОС, 2000.
10. Dana D.
Managing conflict: A Workshop on communication. - HRD Press, 1996.
Приложения
Приложение 1
ТЕСТ
Конфликтная
ли вы личность
Методика Е.И. Рогова "Конфликтная ли вы личность" заключается в ответах на вопросы с последующим подсчетом баллов за ответы и оценкой полученных результатов [Рогов Е.И., 2002].
Выберите,
пожалуйста, по одному ответу на каждый
вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А - не принимаю участие.
Б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.
В - активно вмешиваюсь, чем "вызываю огонь на себя".
2. Выступаете ли Вы на собрании с критикой руководства?
А - нет.