Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:53, реферат
Цель исследования – раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их разрешения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ литературы по данной теме;
- Раскрыть содержание понятия «конфликт»;
- Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;
- Обозначить методы управления и предотвращения конфликтов в индустрии гостеприимства;
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретическая сущность и природа конфликта в организации..............6
1.1 Сущность конфликта……………………………………………………….6
1.2 Типы конфликтов…………………………………………………………..9
1.3 Причины конфликтов……………………………………………………..10
1.4 Методы разрешения конфликтов………………………………………...13
2. Анализ конфликтных ситуаций на примере гостиницы………………...18
2.1 Клиенты гостиничных предприятий и их типы…………………………18
2.2 Рассмотрение жалоб………………………………………………………21
2.3 Предотвращение конфликтов…………………………………………….24
3. Разработка мероприятий для успешного выхода из конфликтных ситуаций…………………………………………………………………………26
3.1 Создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций……………………………………………………………………….26
3.2 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта……….27
3.3 Рекомендации по управлению конфликтами…………………………....29
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников………………………………………..35
3.2 Разработка
стратегии поведения
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения?
Сферы сближения. По каким
проблемам конфликтующие могли
бы выработать общие взгляды? Это, касается
проблем деловой и
Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.
Для руководителя полезно
знать, какие черты характера
и особенности поведения
- неадекватная самооценка
своих возможностей и
- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм мышления,
взглядов, убеждений, нежелание
- излишняя принципиальность
и прямолинейность в
- определенный набор
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но ив личностно-эмоциональной сфере. При разрешении последних применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует видимое столкновение интересов. В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором последний чувствовал бы себя комфортно.
Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
3.3 Рекомендации по управлению конфликтами
Для эффективного управления конфликтами необходимо уметь их прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать.
Определение существа конфликта заключается в согласовании представлений о сложившейся ситуации и выработке определенной стратегии поведения, при этом действия носят пошаговый характер.
Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чем, собственно, суть проблемы, приведшей к конфликту. Иными словами, определить основную, базовую его причину. При этом очень важно, чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения проблемы, как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.
Шаг 2. Определение вторичных
причин конфликта. Даже адекватное осознание
основной причины, вызывающей конфликт,
не гарантирует в дальнейшем полное
отсутствие межличностных сложностей.
Их могут стимулировать те или
иные элементы поведения – своего
рода вторичные причины конфликта.
Обычно они служат поводом для
его возникновения, часто затеняя
истинную причину и затрудняя
анализ. Поэтому вслед за уяснением
основной проблемы целесообразно проанализировать
поведение каждого из оппонентов
на предмет выявления
Шаг 3. Поиск возможных путей решения конфликта. Он может быть выражен следующими вопросами, которые следует задать участникам конфликта:
а) что бы ты мог сделать, чтобы решить конфликт?
б) что мог бы сделать для этого твой партнер?
в) каковы ваши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающего обоюдное удовлетворение соперников. Фактически они вправе говорить о заключении между собой своего рода сделки, предполагающей разумные встречные уступки сторон, что способствует достижению ими обоюдовыгодного соглашения.
Шаг 5. Реализация намеченного способа решения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаться намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких – либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений решить конфликт.
Шаг 6. Оценка эффективности
усилий, предпринятых для решения
конфликта. На ее основании проблема
считается либо решенной, либо делается
вывод о необходимости
Пошаговое движение соперников
в сторону решения конфликта
невозможно вне одновременного действия
таких элементов данного
Психолог (посредник) должен стремиться поддерживать каждую сторону, выражать соответствующие взгляды и чувства, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме. Психологу следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу. Их необходимо убедить, что в случае уступок им не грозит «потеря лица».
Как видимо, роль психолога - отнюдь не формальное приложение к ситуации конфликта, а весьма важный фактор ее решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблему конфликтов в сфере управления, можно сделать вывод: конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Следовательно, основная задача
состоит в том, чтобы придать
конфликту по возможности функционально-
Благодаря существующим
установкам на конфликт как отрицательное
явление большинство людей
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться.
Конфликт, порождая
споры, проверяет и весь коллектив,
и каждого служащего в
Конфликт необходим любой организации, как "приток крови" организму. Когда конфликтов мало, коллективу не хватает творческой активности. Когда их чересчур много, падает производительность.
Таким образом, служащие и руководители должны управлять им, извлекая из него максимальную полезность. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя.
Конструктивному менеджеру нужно научится управлять конфликтами, а не только устранять причины и следствия. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Основные выводы по своей работе я сформулировала в нескольких тезисах:
1. Конфликт — это
2. Конфликт не всегда
и не обязательно приводит
к разрушениям. Напротив, это один
из главных процессов,
3. Конфликт содержит в
себе потенциальные позитивные
возможности. Общая идея
4. Конфликт, может быть, управляем,
причём управляем таким