Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются — учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования — конфликты между учащимися.
Задачи:
1. изучить научную и методическую литературу по данной теме;
2. подобрать и обработать материал по способам решения конфликтов между учащимися;
3. подобрать диагностические методики по предупреждению конфликтов.

Содержание

Введение ….................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов между учащимся школьного возраста(9-11 классы)...................................................................................................
1.1. Проблема и понятия конфликта в разных исследованиях………………………
1.2. Сущность, функции и структурные компоненты конфликта...............................
1.3. Методы исследования конфликта...........................................................................
1.4. Формы и виды конфликта........................................................................................
1.5. Стратегии конфликта...............................................................................................
Глава 2. Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения.....................................................................................................................
2.1. Конфликты между учащимися................................................................................
2.2. Диагностические методики определения конфликта............................................
2.3. Рекомендации по разрешению конфликта.............................................................
Заключение.....................................................................................................................
Литература................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.27 Кб (Скачать)

      2. Необходимость осуществления выбора  и соответствующего отказа от  альтернативной возможности. Акцент  на существующих противоречиях  поставлен в одном из современных  определений конфликта, данного  в работе Е.С.Романовой, Л.Р.Гребенникова (1996), согласно которому конфликт  ― это интрапсихическая или  интерпсихическая презентация назревшего  противоречия, которое предельно  обострено и требует своего  разрешения в конкретных действиях.

      3.Любая  конфликтная ситуация характеризуется  неопределенностью и непредсказуемостью  своего исхода. До разрешения  ситуации заранее невозможно  точно предсказать, чем же завершится  данный конфликт. Видимо, эта неопределенность  и непредсказуемость исхода конфликта  ― даже более существенные  причины конфликтофобий. Любой конфликт  всегда является разрывом субъектной  непрерывности или целостности  социальной жизни группы, после  которого может быть несколько  вариантов дальнейшего развития, и некоторые пути могут быть  прогрессивные, а иные ― нет. 

    4. Признак конфликта, связанный с обязательным эмоциональным напряжением, сопровождающим практически все конфликтные ситуации. Как правило, эмоции, развивающиеся в конфликте, имеют отрицательный знак: обида, раздражение, злость, тревога, страх, приводящие к активно- и пассивно-оборонительному поведению, что зачастую сопровождается значительными физиологическими и психическими изменениями человека, участвующего в конфликте.

      Следовательно, любой конфликт, в том числе  профессиональный, имеет свои процессуальные характеристики. На основании анализа  иерархических соотношений признаков конфликта можно предложить следующее определение конфликт [26].

   Конфликты различают:

- по  способам их разрешения на  антагонистические и компромиссные; 

- по  природе возникновения на социально-организационные  и эмоциональные; 

            По длительности конфликты бывают:

Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).

Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).

Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).

По степени  выпаженности:

Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).

      Частично  скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления  глубинных причин).

 Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).  Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).

Потенциальные

  Внутригрупповой  конфликт – конфликт внутри группы.

Межгрупповой  конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. 

      Противоборствующие  стороны – группы (малые, средине  и микрогруппы).  В  основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

    Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

    Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия [7].

      Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

      Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового [12].

1.5. Стратегии  конфликта 

      В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я  потеряю, какое значение имеет предмет  спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка  или сотрудничество). Часто отражение  этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном  взаимодействии насыщено мощным эмоциональным  напряжением и носит спонтанный характер.

      Конфликтное поведение, как особый тип поведения, вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).

 Среди  основных принципов конфликтного  противоборства выделяют:

  1. концентрацию сил;
  2. координацию сил;
  3. нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника;
  4. экономию сил и времени и др. [2].
 
 
 
 
 
 

                                Схема 2. Формирование стратегии.  

                                                                                 

      Особое  место в оценке моделей и стратегий  поведения личности в конфликте  занимает ценность для нее межличностных  отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство  и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте  будет отличаться деструктивным  содержанием или крайними позициями  в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных  отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного  поведения в конфликте или  направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или  уступку.

    Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника ― как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения [18].

    Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях.

        Во-первых, при защите интересов  дела от посягательств на них  со стороны конфликтной личности.

     Во - вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого» [23]. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Конфликты между  учащимся старших  классов и способы

их  разрешения.

                 

2.1. Конфликты между  учащимся старших  классов. 

        Конфликты среди учеников происходят  довольно часто и, по мнению  учителей “являются обычным делом  для школы”. Наверно основные  поводы конфликтов между учениками  - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее  часто конфликты происходят в  8-9 классах в так называемый  переходный возраст. Конфликты  в подростковой среде характерны  для всех времен и народов.  Сегодня причиной серьезного  конфликта может стать спор  между представителями разных  музыкальных культур (“реперами”  и “металлистами”), между болельщиками  разных спортивных команд (Динамо  и Спартак). “Детская жестокость - явление общественное. Один из  парадоксов мировой педагогики  заключается в том, что ребенок  гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли...”

      Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом [19].

      Анализ  конфликтных ситуаций в школе  является как бы примером отношений  между двумя поколениями. Заканчивая анализ таких конфликтов, отметим:

  1. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.

      2. Обычно в межпоколенных конфликтах  задействованы институты, которые  напрямую выполняют функцию социализации (родители в семье, или учителя  в школе). Таким образом, возможно, такие конфликты (а точнее их  последствия) одни из механизмов  социализации, которые позволяют  зафиксировать на себе внимание  социализирующейся личности.

      3. Важным последствие таких конфликтов  может служить то, что ввиду  постоянного противостояния норм  и ценностей двух поколений,  окажется, что в итоге сохранятся  “лучшие” (как естественный отбор  у Дарвина). Такие процессы не  дают стагнировать обществу, приводят  его к постоянному развитию.

      Сама  подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной  жестокости. Ненужные семье и школе  дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и  насилуют [22].

      У немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. “Позиция отчуждения в его  экзистенциональном преломлении просматривается  как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого досуга”.

      Криминальные  последствия демонстрации по каналам  средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические  исследования, тесно связаны с  “психологической склонностью детей, подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам. Отсюда, мы можем наблюдать “разборки” между самими подростками (рэперами и металистами) – “как большие!”, а ведь виновники этого – сами взрослые - те социальные институты, которым общество поручило воспитание детей. Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко оказываются перед выбором: кем стать – жертвой или преступником. Многие выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.

      Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению. “Далеко не все разновидности  конфликта благоприятны для внутригрупповой  структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации  зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой  протекает конфликт”.

      В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной  ситуации, поскольку время от времени  в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти [15].

      Например, был такой случай на уроке литературы в 8 классе. Студентка-практикантка плохо управляла классом, дети занимались своими делами. Вдруг один учащийся стал теребить дневник другого. Завязалась драка. Студентка не смогла её остановить. Учеников разняли силами класса. Один из школьников получил лёгкие телесные повреждения, поэтому с происшедшим впоследствии разбирался участковый милиционер. Впрочем, в конце концов, всё обошлось.

Информация о работе Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения