Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются — учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования — конфликты между учащимися.
Задачи:
1. изучить научную и методическую литературу по данной теме;
2. подобрать и обработать материал по способам решения конфликтов между учащимися;
3. подобрать диагностические методики по предупреждению конфликтов.

Содержание

Введение ….................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов между учащимся школьного возраста(9-11 классы)...................................................................................................
1.1. Проблема и понятия конфликта в разных исследованиях………………………
1.2. Сущность, функции и структурные компоненты конфликта...............................
1.3. Методы исследования конфликта...........................................................................
1.4. Формы и виды конфликта........................................................................................
1.5. Стратегии конфликта...............................................................................................
Глава 2. Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения.....................................................................................................................
2.1. Конфликты между учащимися................................................................................
2.2. Диагностические методики определения конфликта............................................
2.3. Рекомендации по разрешению конфликта.............................................................
Заключение.....................................................................................................................
Литература................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.27 Кб (Скачать)

    Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.

         Поскони Альберта Хедоури: '' Конфликт - отсутствие согласия между двумя  и более сторонами, которые  могут быть конкретными лицами  или группами. "Это ситуациям  когда" каждая сторона делает  все, чтобы принята была ее  точка зрения или цель, и мешает  другой стороне делать тоже  самое" [29].  

    1.2.Сущность, функции и структурные компоненты конфликта. 

      Основными структурными компонентами любого конфликта  являются: участники конфликта - индивидуумы, социальные группы, организации, институты, чьи интересы сталкиваются в конфликте.

      Участники конфликта:

- субъекты;  
- инициаторы;  
- свидетели;  
-  группы поддержки.

Основными участниками конфликта являются субъекты конфликта.

      Субъекты  конфликта (оппоненты, конфликтанты) - индивиды или их различные сообщества, интересы и цели которых сталкиваются, т.е. непосредственные участники конфликта.

      Основные  функции конфликта:                                                       
- латентные; 
- деструктивные; 
- явные; 
-  конструктивные.

Явные функции конфликта характеризуются  тем, что его последствия совпадают  с целями, которые провозглашали  и преследовали оппоненты конфликта.

      Латентные (скрытые) функции  конфликта - последствия в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта, либо последствия конфликта обнаруживаются, лишь с течением времени. Латентные функции конфликта могут выражаться в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям и интересам конфликтующих сторон.

      Явные и латентные функции конфликта  могут быть как отрицательными, так  и положительными, то есть они имеют  двойственный характер.

    Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной для субъектов конфликта всегда носит конкретный характер и может быть биполярной, т.е. существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликта. Один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта.

      Конфликт  функционален в том случае, если он с оптимальными издержками способствует развитию социальной системы.

Деструктивные  конфликты:                                                  
- дезорганизующая;  
- нарушение коммуникации;                                      
- дестабилизационная; 
-  дезинтеграционная.

Таким образом, можно сделать вывод, что  конфликт сложное, многообразное, системное  социально-психологическое явление, постоянно присутствующее в жизни  социальных систем, несущее в себе как положительные, так и отрицательные  функции.

Структура конфликтов. 

      Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

 Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

      Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

      Мотивы  конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы вступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов и убеждений).

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе [3].

     Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.  В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

      Вторым  элементом конфликта выступают  цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и  убеждениями, материальными и духовными  интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

      И наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

            Межгрупповые и межличностные  конфликты представляют собой 

столкновение  индивидов с группой или групп   между собой [4].

      Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные, вертикальные и межличностные; горизонтальные, открытые  и межгрупповые и т.д. [5].

      Рассмотренные конфликты могут выполнять самые  разные функции, как позитивные, так  и негативные.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует  различать объективные причины  и их восприятие индивидами.

         Объективные причины в достаточной  степени условно можно представить  в виде нескольких укрепленных  групп:

-ограниченность  ресурсов, подлежащих распределению;

-различие  в целях, ценностях, методах  поведения, уровне квалификации, образования;

-взаимозависимость  заданий неправильное распределение  ответственности;

-плохие  коммуникации [14].

      Вместе  с тем объективные причины  только тогда являются причинами  конфликта, когда сделают невозможным  личности или группе реализовать  свои потребности, заденут личные или  групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью  личности, допустимыми для нее  формами поведения, принятыми в  коллективе социальными нормами  и правилами. Кроме того, участие  индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее  препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед  субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее  будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

      Выбор способа преодоления препятствий  будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной  устойчивости личности, располагаемых  средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов [21].

 

1.3. Методы исследования  конфликта 

        Методология науки о конфликте  включает в себя целый комплекс  конкретно - научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются  во множество специальных процедур  ― методиках получения научных  данных.

Каждый  из указанных методов  имеет свои особенности.

   1) Структурно - функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. И образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

      2) Этот метод исследования конфликта,  учитывая динамичную, текучую природу  этого социального явления, должен  быть, дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

      Важнейший инструмент процессуального анализа  ― определение основных этапов или  стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями.

      3) Типологизация ― еще один эффективный метод социально - психологического анализа.

        Исходя из философских категорий  общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку  классификацию, как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно - социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

   4) Однако, при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме обънительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа.

  5) Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

  Вся  совокупность указанных основных  методов конфликтологии составляет  ее методологическую стратегию.  Ее реализация предполагает использование  целого арсенала конкретных методик  и процедур, составляющих тактику  конфликтологического исследования [28]. 
 

1.4. Формы и виды  конфликта. 

      Большой вклад в формирование сложностей выполнения руководящих обязанностей и реализации властных функций вносят противоречия между отдельными группами и коллективами, которые могут  проявляться в форме реальной конкуренции за финансовые и материальные ресурсы, за сферы влияния.     Довольно частой является ситуация скрытого и неявного столкновения интересов  разных групп или от степени актуализированное  противоречий в системе общественных коллективов. Независимо ересов и ценностей напрямую с разрешением этих противоречий приходится иметь дело лидеру и руководителю. В связи с этим профессиональная деятельность по управлению любой социальной структурой и процессом насыщена конфликтными отношениями. Следует сказать о том, что профессиональные конфликты в сфере управления.

      Конфликты встречаются не только в жизни  каждого человека, но и любого общества (см. учебники и учебные пособия  по конфликтологии, приведенные в  списке литературы). В истории человечества они известны с древних времен и описаны еще в мифах и  сказках. Несмотря на свою огромную значимость в становлении культуры и цивилизации, причины формирования конфликтных  ситуаций и механизмы, определяющие поведение людей в этих жизненных  обстоятельствах, изучены в науке  явно недостаточно. До сих пор в  психологии ведутся дискуссии о  роли конфликтов в развитии общества, в ходе которых было сформировано два диаметрально противоположных  взгляда на их значение в жизни  человека и социума. Согласно одному конфликты всегда вредны и от них  необходимо избавляться или их необходимо избегать [25].

      Существенная  причина конфликтов ― это иерархическая структура существующих мотиваций человека, которые порождают латентные противоречия, вскрывающиеся в конфликтных ситуациях.

Итак, общепризнанными  признаками конфликтов являются:

      1. Вскрывающиеся противоречия либо  в мотивационной структуре отдельного  человека, либо в системе интересов  социальной группы.

Информация о работе Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения