Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются — учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования — конфликты между учащимися.
Задачи:
1. изучить научную и методическую литературу по данной теме;
2. подобрать и обработать материал по способам решения конфликтов между учащимися;
3. подобрать диагностические методики по предупреждению конфликтов.

Содержание

Введение ….................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов между учащимся школьного возраста(9-11 классы)...................................................................................................
1.1. Проблема и понятия конфликта в разных исследованиях………………………
1.2. Сущность, функции и структурные компоненты конфликта...............................
1.3. Методы исследования конфликта...........................................................................
1.4. Формы и виды конфликта........................................................................................
1.5. Стратегии конфликта...............................................................................................
Глава 2. Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения.....................................................................................................................
2.1. Конфликты между учащимися................................................................................
2.2. Диагностические методики определения конфликта............................................
2.3. Рекомендации по разрешению конфликта.............................................................
Заключение.....................................................................................................................
Литература................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.27 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение  ….................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы конфликтов между  учащимся  школьного  возраста(9-11 классы)...................................................................................................

1.1. Проблема  и понятия конфликта в разных исследованиях………………………

1.2. Сущность, функции  и структурные компоненты конфликта...............................

1.3. Методы исследования  конфликта...........................................................................

1.4. Формы и  виды конфликта........................................................................................

1.5. Стратегии  конфликта...............................................................................................

Глава 2. Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения.....................................................................................................................

2.1. Конфликты  между учащимися................................................................................  

2.2. Диагностические  методики определения конфликта............................................

2.3. Рекомендации  по разрешению конфликта.............................................................

Заключение.....................................................................................................................

Литература...................................................................................................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность. Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; различные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии, как при исследованиях, так и при практическом их регулировании.

      Конфликт  — важная составляющая социально  — психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта  остается во многом неразрешенной.

В процессе конфликта изменяется система отношений  и ценностей, люди как бы по-иному  начинают воспринимать реальность, совершая поступки, которые были для них  ранее несвойственны.

      Надо  сказать, что роль общеобразовательной  школы в жизни нашего общества более существенна, чем это принято  считать.

      Ученики также намного хуже учатся и развиваются  там, где сложился нездоровый социально  — психологический климат в классе или учительском коллективе.

      Профилактика  конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить  интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

      Конфликты оказывают заметное отрицательное  влияние на психическое  состояние  и настроение конфликтующих.

      Именно  в школах у ребёнка, подростка  формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни  любого человека. Создание в общеобразовательной  школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.

      Российская  конфликтология находится сегодня  на завершающем этапе формирования как самостоятельная научная  дисциплина. Однако уже сейчас она  может предложить практические рекомендации как по профилактике многих видов  конфликтов, в первую очередь межличностных, так и по конструктивному их разрешению. Поэтому знакомство с основами отечественной  конфликтологии будет весьма, полезно учителям, руководителям школ, да и самим ученикам.

      Из  вышеизложенного вытекает цель курсовой работы — изучить конфликты между учащимися подросткового возраста.

Объектом исследования являются — учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования — конфликты между учащимися.

Задачи:

1. изучить научную и методическую литературу по данной теме;

2. подобрать и обработать материал по способам решения конфликтов  между учащимися;

3. подобрать  диагностические методики по предупреждению конфликтов.

      Гипотеза  —  конфликтные ситуации между учащимися будут присутствовать всегда при условии:

а) если учащиеся не владеют знаниями по конфликтологии;

б) в  образовательных учреждениях отсутствует  системная профилактическая работа в данном направлении;

в) родители не проводят беседы со своими детьми о  возникновении и предотвращении конфликтных ситуаций в школе.

      Практическая  значимость курсовой работы состоит в том, что результатами курсовой работы могут воспользоваться студенты, предполагающие заниматься с учащимися подросткового возраста, а так же преподаватели, изучающие тему «конфликты».

      Структура курсовой работы состоит из:

- введения, в котором рассматривается актуальность изучаемой темы, где показано, что конфликты, являются частью жизни каждого индивида,  поставлена цель - изучение конфликтов между учащимися подросткового возраста;

- теоретической главы, в которой поднимаются вопросы, изучающие понятие, сущность, функции, формы и виды конфликтов;

- практическая часть работы направлена на выработку способов разрешения конфликтов и диагностику;

-  в заключении   подведены итоги работы над курсовой работой;

-  список литературы представлен 29 источниками 

                                                                           
 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы конфликтов между учащимся  школьного возраста(5-11 классы)  

                                                                        «Ничто так не  показывает                      

                                                                           превосходство характера, 

                                                                      как хорошее поведение в ссоре,                           

                                                                           которой нельзя избежать».

                                                                           Г. Тейлор, английский поэт

                                                                                                                                   

1.1. Проблема и понятия  конфликта в разных  исследованиях 

    Проблема межличностного конфликта становится объектом интенсивного изучения в социальной психологии. Вместе с тем при всем многообразии эмпирических и теоретических подходов к проблеме конфликта вырисовывается достаточно устойчивая концептуальная схема, основанная на общепризнанном в западной социально-психологической литературе определении сущности конфликтогенных факторов. Методологически центральным здесь выступает представление о том, что возникновение конфликта обусловлено осознанной несовместимостью индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон. Такой подход к пониманию истоков конфликта распространен под именем мотивационной концепции конфликта.    

      Именно  мотивационная концепция конфликта  рассматривается подавляющим большинством западных авторов как основной путь разработки унифицированной категориальной сетки, позволяющей описать механизм любого социального столкновения любых  противостоящих сторон. Понятно, что  решение этой задачи потребовало  принятия модели, которая по необходимости  должна была быть абстрагирована как  от специфических особенностей конкретных конфликтных столкновений, так и  от содержания вызвавших их противоречий, в ином случае она потеряла бы качество всеобщности. Такой моделью, к которой якобы может быть редуцирован любой социальный конфликт, как раз и выступало стимулированное мотивационно - прагматической несовместимостью конфликтное взаимодействие индивидов в строго регламентированных лабораторных условиях [3].                                                                                                                       

     Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований.  Термин «конфликт» произошел от латинского conflictus, что означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор». Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт», несмотря на его широкое распространение и актуальность, не имеет четкого и более или менее универсального определения [16].                                                                                                                                        

      И следуя этимологическому значению этого  термина, английский социолог Э. Гидденс  дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или  группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [20].                                                                                                                                       

 Известный  английский философ Томас Гоббс  в своих воззрениях допускает  большой элемент конфликта во  всех социальных отношениях, он  не сомневается в том, что  «человек человеку волк», а  в обществе естественным состоянием  является «война всех против  всех».

  Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.

        Выдающийся немецкий теоретик  Георг Зиммель был, в частности,  заинтересован в изучении конфликта  в малых группах. Он замечал,  что конфликты среди членов  одной тесно связанной группы  имеют тенденцию быть более интенсивными, нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.

      Концепции Л. Козера. Социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника [6].

      Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа. Постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта; Любое общество опирается на принуждение  одних его членов другими неравенство  социальных позиций по отношению  к распределению власти.

      Общая теория конфликта Кеннета Боулдинг. Все конфликты имеют общие  образцы развития  их подробное  изучение и анализ предоставляет  возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия; Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным) [24].

      Согласно  бихевиористской (поведенческой) психологической  концепции конфликт понимается как  осознанное противоборство индивидов  или групп с противоречивыми  интересами с целью осуществления  собственного интереса за счет интересов  других.

Информация о работе Конфликты между учащимися старших классов и способы их разрешения