Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны все против всех.

Содержание

Введение................................................................……………………………….….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов в психологии……...…5
1.1История становления конфликта……………………………………...............7
1.2Основные подходы к определению понятия конфликт……………….….....9
1.3 Виды конфликтов…………………………………………………….............12
1.4 Стороны конфликта…………………………………………………...............16
Глава 2 Возникновение конфликтной ситуации и способы их разрешения….20
2.1 Конфликтная ситуация и инцидент………………………………………….20
2.2 Влияние толерантности на позиции в конфликте……………………..……23
2.3 Пути и способы разрешения конфликта………………………………….…26
2.4 Управление конфликтами в группах…………………………………..........28
Заключение………………………………………………………………….……31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

(конечная версия) конфликты и пути их разрешения..docx

— 57.61 Кб (Скачать)

       Термин  «участники конфликта» некоторые считают  не очень удачным, так как он не различает, например, среди участников, сторонников и противников в  конфликте. Вместо него предлагается употреблять  понятие «оппонент» (в переводе с  латинского «противополагающий, возражающий, спорящий»). Участниками конфликта  могут быть люди, вовлеченные или  сознательно участвующие в нем, сочувствующие одной из сторон. Известно, что сторонники и противники в  конфликте, как и оппоненты, под  влиянием обстоятельств могут менять свои позиции, иногда на диаметрально противоположные, не переставая быть его  участниками. Нам представляется, что  термин «участники (субъекты) конфликта» вполне подходит. Он не несет в себе оценочного компонента, что исходно  очень важно и позволяет говорить о всех людях как об участниках конфликтов (реальных или потенциальных). Тем более что даже невольные  наблюдатели конфликта становятся в определенной мере участниками, переживая  или сопереживая реальным исполнителям этой роли. Эта проблема достаточно хорошо показана в разных фильмах, когда  кто-то случайно становится свидетелем конфликта и его как свидетеля, потом преследуют преступники. Так  человек невольно становится участником конфликта.

       В реальной жизни мы также иногда невольно из свидетеля чужого конфликта превращаемся в его участника. Комичная роль тещи из многих анекдотов в значительной мере связана именно с тем, что  она быстро становится участником конфликтов дочери и ее мужа. Сохранить позицию  толерантности или хотя бы отстраненно-нейтральную  и не включаться в конфликт, позволить  молодым самим найти нужный выход  из ситуации, принять важное решение  нужнее, чем вмешиваться и навязывать собственное мнение. Однако это вопросы  не только конфликтологические, но еще  и этические. Важно понимать, что  всю жизнь мы учимся, меняемся, но никогда не можем сказать: «Я уже  достиг вершины». Наша конфликтность  и толерантность проходят проверку именно в конфликтных ситуациях, когда хочется вмешаться, дать совет, навести порядок и т.д. или надо подождать, дать возможность участникам самим прийти к согласию, дать выпустить  пар и понять, чего не следует  делать.

       Сторонами, или участниками конфликта могут  быть отдельные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы – семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д..   Большие группы – государства,  этнические и религиозные образования, нации, партии. Когда участниками конфликта становятся большие группы, то речь идет о социальном конфликте. В нашем рассмотрении акцент будет сделан на конфликтах в малых группах, но вначале коснемся понятия группы как важнейшей формы объединения людей. На протяжении жизни человек постоянно включен в разнообразные группы, которые оказывают на него влияние. Посудите сами, человек приходит в этот мир в определенной семье (малая группа), в конкретной стране (большая группа), вырастая, ходит в детский сад, учится в школьном классе, занимается спортом, приобретает близких друзей в своем дворе (все это малые группы) и т.д. Личность и ее самосознание, нормы и ценности конкретного человека, его система представления о мире складывается в процессе взаимодействия в этих группах.

       В конфликтологии, ориентирующейся на систему образования, т.е. в психолого-педагогической конфликтологии, участниками конфликта  могут быть школьники разного  возраста, студенты, их родители, педагоги школ, колледжей, университетов, а так  же учащиеся и сотрудники образовательных  учреждений. Различают прямых и косвенных  участников конфликта.

       Прямые  участники –  те, кто непосредственно участвует в конфликте и отрыто заявляет свои позиции.

       Косвенные участники – люди, силы, преследующие в своем конфликте свои интересы, иногда даже не осознанно. Косвенные участники могут:

  1. провоцировать конфликт и способствовать его эскалации;
  2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
  3. поддерживать ту или иную сторону либо обе стороны одновременно.

       Косвенные участники конфликта составляют определенную часть социальной среды, т.е. они определенным образом формируют  условия, в которых протекают  конфликты. Социальная среда может  ускорять процесс развития конфликта, сдерживать его или быть нейтральной. Вот здесь следует сказать  о конфликтности  и толерантности. Конфликтность  социальной среды  будет способствовать развитию конфликта, а толерантность – сдерживать его. Однако, что еще более важно, нейтральность среды будет проявляться  по-разному, если сами участники конфликтны или толерантны. В первом случае нейтральная среда будет  способствовать эскалации конфликта, а во втором – способствовать снижению накала конфликта, т.е. деэскалации конфликта. Представьте себе двух драчунов и  их конфликтное взаимодействие, которое  протекает в нейтральной среде. Используя  термин « участники  конфликта», можно иметь в виду и его инициаторов, и исполнителей, и подстрекателей, и «жертв», случайных  лиц, оказавшихся  втянутыми в  конфликт. Участники любого конфликта  обладают определенным статусом в группе.

       Статус  – совокупность  психологических  характеристик, определяющих место  данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. В каждой группе есть лидеры и отвергаемые, т.е. высокостатусные  и низкостатусные члены группы. Есть и средне статусные. По отношению  к каждому члену у группы есть система ожиданий  в отношение  его поведения. Поведение, соответствующее  принятому образцу, поощряется, а  не соответствующее – наказывается. Система ожиданий строится на основе групповых  норм и правил и контролируется группой с помощью поощрений  и наказаний, т.е. санкций.

       В конфликте статус человека влияет на то, как его воспринимают другие участники. Они приписывают ему  в собственном восприятия определенный ранг. Участники конфликта используют эти ранги для оказания давления на партнера, для подкрепления собственных  сил и т.д. 
 

Глава 2 Возникновение конфликтной ситуации и способы их разрешения

       2.1 Конфликтная ситуация  и инцидент.

 

       Переход участников к конфликтному взаимодействию начинается с инициативы одной из сторон в борьбе за объект конфликта. На этом этапе инициатор конфликта, явно или не явно преследующий свои цели, проявляет определенную активность (в виде угроз или попыток выяснить отношения, прояснить позиции). Другая сторона при этом, может также  проявлять активность или оставаться пассивной.

       Конфликтная ситуация  -  объективная ситуация, фиксирующая обострение реально существующих противоречий у участников в определенной сфере, выявляющая отношения сторон к объекту конфликта и их позиции. Какое-то время конфликтная ситуация может существовать как потенциальный конфликт для одной или для обеих сторон. Подлинное значение она обретает лишь после осознания значимости предмета разногласий для сторон. Именно это оказывает решающее влияние на процесс их включения в конфликт и на степень его жесткости. Конфликтная ситуация включает острую форму противоречия, являющуюся основой конфликта, при которой существующие противоположности не могут больше существовать в рамках прежнего единства.

       В любой конфликтной ситуации существуют границы разногласий, что, к сожалению,  не всегда легко распознается. Иногда внешне все выглядит легко и просто, но в реальности за этой простотой  скрываются огромные сложности. Типичным примером неясности этих границ является ссора, которая начинается с какого-либо пустяка, допустим из-за невымытой посуды, а заканчивается вспоминанием всех близких и дальних родственников, на которых вы, оказывается, похожи, т.е. когда к этому добавляется  негативная оценка личности. В результате реальные расхождения, из-за которых  возник спор, и сопутствующие моменты  в форме обвинений и оскорблений  переплетаются, создавая всё новые  и новые очаги спора.

       Осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным напряжением, что активно влияет на течение  конфликта и его исход.

       Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо, чтобы хоть один из участников воспринял её как  значимую для себя, т.е. чтобы для  одного из них она приобрела личностный смысл.

       Инцидент – конфликтный эпизод, завязка конфликта, начало конфликтной ситуации – ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников будущего конфликта. именно с этого момента конфликт становится для участников психологической реальностью. Иными словами, инцидент – именно тот момент в конфликте, который позволяет осознать собственную включенность в конфликт.

       Инцидент  может быть спровоцирован случайным  поводом, но чаще он является последней  каплей, переполняющей чашу терпения. Именно там, где кончается это  самое терпение, мы и получаем сигнал о границах нашей толерантности. Появление таких сигналов есть системная  реакция на определенное воздействие.

       Именно  недостаточное осознание собственных  недостатков или изъянов, которые  «должны не замечать» другие, приводит часто современных подростков к  агрессии, конфликтности. А надо сказать, что человечество потратило немало усилий и времени, чтобы понять, как  вредна интолерантность для человека и человечества.

       В нынешний век, который начался с  чудовищного разгула терроризма, каждому необходимо задуматься над  этим, осознать границы толерантности, чтобы не хвататься каждый момент за оружие, а реагировать точно  в соответствии с нашими принципами, не провоцируя случайных инцидентов. В старой германской армии солдату  не разрешалось подавать жалобу сразу  же после происшествия, давшего для  него повод. Он должен был сдержать первое чувство обиды, «заспать»  его и остыть. Если же он подавал  жалобу немедленно, в день происшествия, его наказывали. Так воспитывали  в солдатах сдержанность. В нашей  стране известный педагог А.С. Макаренко  также стремился   научить подростков не выдавать самую первую реакцию. Он считал, что «тормозить себя нужно  на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… человек без тормоза  – испорченная машина».

       Конфликт  требует сил, умение управлять своими реакциями и самопонимания.  Когда  нам не удается управлять собой ,контролировать свои реакции, мы кричим, размахиваем руками ,ругаем партнера , используем другие недозволенные  приемы для его подавления, а потом  очень часто сожалеем об этом, испытываем неловкость за  такое поведение, стремимся «сбежать» от этих воспоминаний. Вероятно, если бы в этот момент возможно было остановиться и посмотреть на себя со стороны и увидеть то, что потом и вспоминать не хочется, мы были бы явно иного мнения о своих  добродетелях. Иными словами, осуществить  рефлексию необходимо для того, чтобы понять, что мешает мне и как лучше действовать, чтобы быть довольным собой и своими отношениями с другими людьми.

       Инцидент  может быть открытым скрытым. Скрытый инцидент проходит на уровне эмоциональном, как скрытые воздействия на оппонента или реакции на них. Человек осознает существование конфликта или просто эмоционально переживает его, но не проявляет своих чувств. Открытый инцидент либо находится на грани конфликтных действий, либо представляет собой серию таких действий.

       Может ли быть разрешен конфликт на стадии инцидента? Да, естественно, может, особенно если это случайный инцидент. Инцидент демонстрирует участникам существование  проблемы, суть которой им может  быть и не ясна, но возникновение  размолвок, ссор, обид сигнализирует  о необходимости обратить внимание и принять своевременно меры –  прежде всего важно прояснить, что  является причиной, возможно, это просто неверно истолкованное поведение, не так понятый сигнал.

       2.2 Влияние толерантности  на позиции в  конфликте

 

       Поведение толерантной и интолерантной  личностей в конфликтных ситуациях  сильно различаются.

       Толерантная, или обладающая установками толерантного сознания, личность не склонна к  самообвинению и обвинению другого, она стремится сохранить отношения  и личность, свою внутреннюю устойчивость. С этой целью она ориентирована  на ясность и открытость, не навязывает своей позиции, учитывает мнение другого человека, его потребности  и возможности.

       Конфликтная личность всегда ищет изъяны и отрицательные  черты в другом человеке. Она подозрительна  и не способна гибко и творчески  искать пути решения конфликта, долго  не успокаивается, в мыслях вновь  и вновь возвращается к случившемуся, многократно проговаривает и  прокручивает ситуацию, «жует интеллектуальную жвачку». При этом она даже близко не подходит к мысли, что занимается самоуничтожением, саморазрушением. Ведь возврат в прошлое нужен только для того, чтобы найти на будущее  способ сосуществования, найти эффективное  изменение, т. е. тот ресурс, те силы в себе, которые будут этому  способствовать.

       Толерантная личность видит в конфликте новые  возможности и их решение, а конфликтная  – загоняет себя в тупик и ненавидит  весь мир.

       Восприятие  партнера в конфликтной ситуации  зависит от многих факторов, установок, стереотипов восприятия, ожиданий, опыта и т.д.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения