Коммуникативный аспект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат

Описание работы

Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа содержит 1 файл

Коммуникативный аспект общения.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Невербальная  и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном  взаимодействии.

      Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

  • дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
  • опровержения вербальных сообщений;
  • замещения вербальных сообщений;
  • регулирования разговора.

      Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание.

      Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному, и на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и при этом говорит: «В общем-то, да», то следует усомниться в правдивости его ответа.

      Замещение означает использование невербального  сообщения вместо вербального.

      Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми.

      Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются различные ее виды (Таблица 2)

      Таблица 2.

Акустическая Оптическая Тактильно-кинестезическая Ольфакторная
экстра-

лингвис-

тика

просо-

дика

 
кинесика
 
такесика
 
запахи
  • паузы
  • кашель
  • вздох
  • смех
  • плач
  • темп
  • тембр
  • высота
  • гром-
кость
Выразитель-

ные движения

  • мимика
  • поза
  • жесты
  • походка
  • контакт
  • глазами
Физио-

гномика

  • строение лица и черепа
  • строение туловища
  • рукопожатие
  • поцелуй
  • поглаживание
  • похлопы-
вание
  • запах тела
  • запах  косметики
 

      Все эти виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

      Поведение складывается из «кинем», также как  человеческая речь — из последовательности слов, предложений и фраз. Из повседневных наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической структуры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию дополнения либо замещения речевых сообщений, а, следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.

      Мимика, или выражение  лица, — важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций (Таблица 3).

      Таблица 3.

Части и элементы лица Мимические  признаки эмоций
  Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот                   Рот         Рот открыт            Рот закрыт

открыт            закрыт

Губы            Уголки губ опущены                   Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза               Глаза                Глаза                    Глаза

 раскры-         сужены             широко               прищуре-

ты и  при-                               раскрыты                ны или

щурены                                                                  раскрыты

Яркость глаз Глаза блестят         Глаза туск-       Блеск глаз не            Глаза блестят

                                   лые                 выражен

Положение бровей Брови сдвинуты к переносице                    Брови подняты вверх
Уголки  бровей Внешние уголки          Внутренние уголки бровей подняты бровей подняты                                                                  вверх

вверх

Лоб              Вертикальные складки             Горизонтальные складки

            на лбу и переносице                                на лбу

Подвижность лица и его частей Лицо  динамичное              Лицо застывшее        Лицо динамичное
 

      Контакт глазами — также подструктура кинесики, выполняющая в первую очередь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального акта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем-то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

      Контакт глазами может указывать и  на эмоциональные отношения партнеров  Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Прямой взгляд «без согласия»  часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию.

     Отсутствие  прямого взгляда тоже опасно —  у человека, особенно если он находится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен.

      Поза  — это положение человеческого тела. Поскольку позы — одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений между ними.

      Наиболее  изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

      1) включение или исключение из  ситуации (открытость или закрытость). Различные способы строить свою  позу как закрытую — скрещенные на груди руки, сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу», отклонение спины назад и т. д. — соответствуют и внутренней закрытости в контакте. Распространенным способом дистанцирования является максимальное мышечное расслабление. Оно позволяет уменьшить количество собственных коммуникативных реакций, что создает ощущение безопасности. Поза, указывающая на готовность к общению: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед

      2) доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т. д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т. д.)

      3) противостояние (человек стоит сжав  кулаки, подбоченясь, выставив плечо  вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

      Походка — элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки.

      Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражающими случайное состояние.

      Манера  одеваться и причесываться также  входит в кинесическую структуру  невербального поведения.

      Невербальное  поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это прежде всего самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

      Люди  прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Интенсивность и частота прикосновения отличаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и тина личности. Прикосновения сообщают как об эмоциональном состоянии, так и о характере взаимодействия.

      Среди прикосновений можно выделить: профессиональные; ритуальные; дружеские; любовные.

      Проксемика, или пространственная психология, —  термин, введенный американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей  пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

      Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает  определенные отношения близости или  дистанцирования.

      Интимное  расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (например, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга.

      Личное пространство может достигать 120 см, здесь физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих пределах могут быть бесконечно разнообразными — от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующего любопытства.

      Социальные  расстояния располагаются в промежутках  от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.

      Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами — таково общение докладчика с аудиторией.

      Кроме расстояния как такового, в организации  и анализе взаимодействия имеет  значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче переходят в  отношениях к конфронтации, борьбе, чем при других вариантах расположения. Наиболее нейтральным является взаимное расположение партнеров под каким-либо углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.

      То, как мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления — стон, смех, плач, вздох и т. п.

      Невербальные  аспекты речи передают сообщения: а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову  или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование; б) о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики — важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

      Достаточно  успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции — страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные  состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Информация о работе Коммуникативный аспект общения