Коммуникативный аспект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат

Описание работы

Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа содержит 1 файл

Коммуникативный аспект общения.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Понятие  об общении

      Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности  личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются  межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

      Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.

      Информационная  изоляция от внешнего мира — это  начало безумия. Результаты экспериментов на длительную информационную изоляцию человека от внешней среды указывают на психические сдвиги индивида в этих условиях.

      Временное длительное пребывание в изоляции (в  пустыне, пещере или в сурдогермокамере и т. п.) приводит к целому ряду нарушений  в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы. Однако эти нарушения психической деятельности и поведения человека в условиях изоляции наблюдаются в основном только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии. Об этом свидетельствуют люди, добровольно или случайно оказавшиеся оторванными от общества, лишенные межличностного общения.

      Проблема  общения относится к базовым  категориям психологической науки. Результат общения — складывающиеся отношения между людьми. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов (не только действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие). Для общения необходимы, по меньшей мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект.

      Общение — это сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

      Таким образом общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).

      

                          Рис. 1

      Коммуникативная сторона общения проявляется  через действия личности, сознательно  ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

      Интерактивная сторона общения (англ. interaction — взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.

      Перцептивная  сторона общения (лат. perceptio — восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

      Все стороны общения взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

      В последнее время вопрос о структуре  общения перешел в разряд дискуссионных. По мнению некоторых ученых, перцептивная сторона общения не может рассматриваться как однопорядочная наряду с коммуникативной и интерактивной сторонами. Предлагается интегральная обобщенная модель структуры социально-психологического общения, предусматривающая дифференциацию феномена «общение» на содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие) (Рис. 2).

      В данной схеме и коммуникация, и  интеграция, каждая в отдельности, представлены по содержанию и по форме. Восприятие (перцепция), взаимопонимание здесь — содержательный аспект коммуникативной стороны общения.

      Простейшая  модель межличностного общения представляет собой диаду — пару индивидов, связанных между собой объект-субъектными отношениями. Один и тот же участник коммуникативного акта может рассматриваться либо как субъект (когда исследуются его мотивы, цели, впечатления в его отношении к другому), либо как объект (когда изучается отношение к нему).

      

                                                            Рис. 2

      Таким образом, субъект общения может  относиться к другому участнику общения и как к субъекту, когда этот другой для него значим, интересен и выступает в качестве равноправного партнера по общению. Когда же индивид в процессе общения удовлетворяет лишь свои потребности и интересы (к примеру, мимолетный разговор для получения краткой информации о времени, о погоде, о местах расположения чего-либо или получение необходимой информации в корыстных целях и т. п.), то второй участник процесса общения по отношению к первому выступает в качестве объекта.

2. Коммуникативная  сторона общения

     Когда общение рассматривают как обмен  информацией, имеют в виду его  коммуникативную сторону. Передача любой информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Коммуникатор (тот, кто передает информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации реципиентами (теми, кто принимает информацию). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Для осмысленного восприятия информации реципиент декодирует ее.

     Для того чтобы партнеры по переговорам понимали друг друга, должна быть выработана единая система, разработан тезаурус понятий, позволяющий партнерам по общению правильно ориентироваться в определенной области. В процессе общения коммуникатор и реципиент поочередно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение.

     Кажется заманчивым описать весь процесс  человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Они сводятся к следующим.

     1. В коммуникативном процессе происходит  не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает в результате налаживание совместной деятельности.

  1. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.
  2. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно при условии, что оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования, т. е. «все должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.
  3. В процессе человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами их возникновения являются различия в мировоззрении, мироощущениии мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).

     Обычно  различают вербальную и невербальную информацию. Последняя в свою очередь  делится на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение, каждая из которых образует свою собственную знаковую систему.

     Речь  становится универсальным средством  общения при условии включения ее в систему деятельности, которая предполагает употребление и других, неречевых знаковых систем.

2.1. Вербальная коммуникация

      Язык  — это система знаков и символов. Речь — это процесс пользования  языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость  вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

      Если  основными структурными единицами  языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это —  высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

      В социальных науках используется несколько  понятий, задающих различные ракурсы  рассмотрения деятельностного аспекта  языка.

      Речевая деятельность — это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

      Речевая коммуникация — информативная и  коммуникативная стороны речевой  деятельности.

      Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

      Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения  со слушающим.

      Речевое поведение — использование языка  людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.

      Речь  приобретает определенный смысл  и может быть понята только в структуре  неречевого контекста. Контекст (или  ситуация) — это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

      Код в речевой коммуникации — это  тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

      Кодирование исходного сообщения означает перевод  его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.

      Каналы  передачи информации в основе своей  представляют материальные носители для  знаков, в которые воплотилось  сообщение (в речевой коммуникации это — устная или письменная речь).

      Для успешной расшифровки (декодирования) сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным  с языком отправителя сообщения.

      Обратная  связь — еще один структурный  компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.

      При всех методических достоинствах рассмотренной  модели в ней отсутствуют психологические  и социально-ролевые характеристики, существенным образом влияющие на процесс речевого общения.

      К психологическим структурным компонентам  акта речевой коммуникации следует  в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

      Коммуникативное намерение (или коммуникативная  интенция) — это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

      Замысел сообщения — это информация в  исходном виде, которую один партнер  намерен передать другому, глубинный  уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

      В речевом общении обычно различают  два вида целей, которые может  преследовать говорящий, — ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говор; и более отдаленная, долговременная. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

  • интеллектуальная цель: получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;
  • цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

      Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, - послание будет правильно понято. Если же образы мира у партнеров сильно отличаются, понимание будет затруднено.

Информация о работе Коммуникативный аспект общения