Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат
Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Общение
— одна из важнейших сфер жизнедеятельности
личности. В процессе взаимодействия
у людей возникают и
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.
Информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Результаты экспериментов на длительную информационную изоляцию человека от внешней среды указывают на психические сдвиги индивида в этих условиях.
Временное длительное пребывание в изоляции (в пустыне, пещере или в сурдогермокамере и т. п.) приводит к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы. Однако эти нарушения психической деятельности и поведения человека в условиях изоляции наблюдаются в основном только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии. Об этом свидетельствуют люди, добровольно или случайно оказавшиеся оторванными от общества, лишенные межличностного общения.
Проблема
общения относится к базовым
категориям психологической науки.
Результат общения —
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Таким образом общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).
Рис. 1
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (англ. interaction — взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (лат. perceptio — восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В последнее время вопрос о структуре общения перешел в разряд дискуссионных. По мнению некоторых ученых, перцептивная сторона общения не может рассматриваться как однопорядочная наряду с коммуникативной и интерактивной сторонами. Предлагается интегральная обобщенная модель структуры социально-психологического общения, предусматривающая дифференциацию феномена «общение» на содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие) (Рис. 2).
В данной схеме и коммуникация, и интеграция, каждая в отдельности, представлены по содержанию и по форме. Восприятие (перцепция), взаимопонимание здесь — содержательный аспект коммуникативной стороны общения.
Простейшая модель межличностного общения представляет собой диаду — пару индивидов, связанных между собой объект-субъектными отношениями. Один и тот же участник коммуникативного акта может рассматриваться либо как субъект (когда исследуются его мотивы, цели, впечатления в его отношении к другому), либо как объект (когда изучается отношение к нему).
Таким образом, субъект общения может относиться к другому участнику общения и как к субъекту, когда этот другой для него значим, интересен и выступает в качестве равноправного партнера по общению. Когда же индивид в процессе общения удовлетворяет лишь свои потребности и интересы (к примеру, мимолетный разговор для получения краткой информации о времени, о погоде, о местах расположения чего-либо или получение необходимой информации в корыстных целях и т. п.), то второй участник процесса общения по отношению к первому выступает в качестве объекта.
Когда
общение рассматривают как
Для того чтобы партнеры по переговорам понимали друг друга, должна быть выработана единая система, разработан тезаурус понятий, позволяющий партнерам по общению правильно ориентироваться в определенной области. В процессе общения коммуникатор и реципиент поочередно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение.
Кажется заманчивым описать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Они сводятся к следующим.
1.
В коммуникативном процессе
Обычно различают вербальную и невербальную информацию. Последняя в свою очередь делится на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение, каждая из которых образует свою собственную знаковую систему.
Речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая предполагает употребление и других, неречевых знаковых систем.
Язык — это система знаков и символов. Речь — это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.
Если
основными структурными единицами
языка считаются слова и
В социальных науках используется несколько понятий, задающих различные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.
Речевая деятельность — это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Речевая
коммуникация — информативная и
коммуникативная стороны
Речевое
общение — процесс установления
и поддержания
Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.
Речевое
поведение — использование
Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) — это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Код
в речевой коммуникации — это
тот язык или его разновидность
(диалект, сленг, стиль), который используют
участники данного
Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.
Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это — устная или письменная речь).
Для успешной расшифровки (декодирования) сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным с языком отправителя сообщения.
Обратная
связь — еще один структурный
компонент любой
При
всех методических достоинствах рассмотренной
модели в ней отсутствуют
К
психологическим структурным
Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) — это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.
Замысел сообщения — это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.
В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, — ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говор; и более отдаленная, долговременная. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:
Понимание
сообщения состоит в