Коммуникативный аспект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат

Описание работы

Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа содержит 1 файл

Коммуникативный аспект общения.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

      Отличительная особенность речевой коммуникации в социально ориентированном  общении — достаточно определенные ожидания со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т. п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

      Особое  значение приобретают применяемые  собеседниками речевые стратегии  и тактики.

      Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости  от конкретных условий общения и  личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

      Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

      Тактика может меняться в зависимости  от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах  стремится реализовать различные цели или стратегические линии.

      Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации стараются различными способами обозначить социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные — социально-символические — средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

      К числу таких средств можно  отнести:

      •  Выбор формы обращения. Форма обращения выявляет социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражает личное отношение к партнеру.

      • Намеренная имитация произношения. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится.

      • Выбор стиля речевого поведения. Выделяют высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный стили.

      Таким образом, для речевого поведения  в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых сообщений, снижение личностного начала. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается.

      Основная  форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это — так называемая фатическая речь, основная цель которой — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.

      Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Партнеры не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему, поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать в памяти нужное. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются.

      Повседневная  речь может принять форму разговора  «кругами». «Говорить кругами» означает говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что  его взгляды принимаются всеми. В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так».

      Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного из собеседников и периодические  одобрительные кивки другого или как нарушение очередности утверждений и ответов, попеременно произносимых участниками. При этом нарушенная последовательность ответов, переход с одной темы на другую не вызывают у собеседников недоумения или непонимания именно потому, что контексты разговора очевидны каждому его участнику.

      Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно  считать следующие:

      1. Персоналъность адресации, то  есть индивидуальное обращение  собеседников друг к другу,  учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание организации обратной связи с партнерами: адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения; позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. Говорящий ждет активного ответного понимания, будь то сочувствие, возражение или согласие.

      2.  Спонтанность и непринужденность; условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погрешностей.

      3. Ситуативность; непосредственный  контакт говорящих, тот факт, что  предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. В то же время ситуативность предполагает учет прошлых ситуаций общения с данным человеком (если они имели место), его социальный статус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть понятым в данной ситуации. По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой.

      4. Эмоциональность; ситуативность,  спонтанность и непринужденность  речи в непосредственном общении  усиливают ее эмоциональную окраску,  выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксическая выдержанность и даже не что говорится, а то, как говорится.

      Перечисленные особенности задают важнейшие функции  речи в межличностном общении. К  их числу относятся эмотивная  и конативная.

      Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения  к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.

      Конативная  функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением  на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

2.2. Невербальная коммуникация

      Речь  — основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых — жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

      1) выразительных движений тела  — так называемое экспрессивное  поведение личности (мимика, жесты,  позы и т. д.);

      2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);

      3)  определенным образом организованной  микросреды, окружающей человека (то  есть того пространства, которое  индивид может контролировать  или изменять: от обстановки квартиры  до расстояния, на котором он  предпочитает говорить с собеседником);

      4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет ко дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

      Невербальная  коммуникация представляет собой обмен  невербальными сообщениями между  людьми, а также их интерпретацию.

      Различие  между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить  следующим образом (Таблица 1.)

      Таблица 1.

Невербальная  коммуникация Вербальная  коммуникация
1. Обмен  сообщениями о том, что происходит  «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие 1. Обмен сообщениями,  которые могут существовать помимо  передающего их человека, позволяют  информировать об отсутствующих  предметах или явлениях
2. Невербальные  сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы: их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных помещений и т. д. 2. Составные  элементы вербального сообщения  (буквы, слова, предложения, фразы)  четко отделены друг от друга,  их соотношение подчинено определенным правилам.
3. невербальное  поведение спонтанно, непроизвольные  движения преобладают над произвольными,  неосознаваемые над осознаваемыми. 3. Вербальные  высказывания в значительной  степени осознаны, их легче подвергнуть  анализу, оценить, понять, проконтролировать.
4. Невербальный  язык люди, как правило, успешно  усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания. 4. Говорить детей  учат спеуиально, семья и общество  уделяют этому достаточно много  времени и сил.
 

      Первая  выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

      Вторая  особенность невербальных сообщений  — их синтетичность. Экспрессивное  поведение трудно разложить на отдельные  единицы.

      Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий — еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки»

      В процессе невербальной коммуникации коммуникаторы получают различную информацию.

      Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

      1)  темпераменте человека;

      2)  его эмоциональном состоянии  в данной ситуации;

      3)  его «Я»-образе и самооценке;

      4)  его личностных свойствах и качествах;

      5)  его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный  контакт, поддерживает его и  выходит из него);

      6)  его социальном статусе;

      7)  его принадлежности к определенной  группе или субкультуре.

      Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

      1)  желаемом уровне общения (социальная  и эмоциональная близость или  отдаленность);

      2) характере, или типе, отношений  (доминирование—зависимость, расположение—нерасположение);

      3)  динамике взаимоотношений (стремление  поддерживать общение, прекратить  его, «выяснить отношения» и  т. д.).

      В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая  им регулировать взаимодействие. Она  включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Информация о работе Коммуникативный аспект общения