Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат
Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.
Отличительная
особенность речевой
Особое
значение приобретают применяемые
собеседниками речевые
Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.
Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.
Тактика
может меняться в зависимости
от условий общения, полученных сведений,
чувств и эмоций. Один и тот же
человек при различных
Для
адекватного понимания речевого
сообщения участники
К числу таких средств можно отнести:
• Выбор формы обращения. Форма обращения выявляет социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражает личное отношение к партнеру.
• Намеренная имитация произношения. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится.
• Выбор стиля речевого поведения. Выделяют высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный стили.
Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых сообщений, снижение личностного начала. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается.
Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это — так называемая фатическая речь, основная цель которой — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.
Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Партнеры не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему, поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать в памяти нужное. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются.
Повседневная речь может принять форму разговора «кругами». «Говорить кругами» означает говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что его взгляды принимаются всеми. В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так».
Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного из собеседников и периодические одобрительные кивки другого или как нарушение очередности утверждений и ответов, попеременно произносимых участниками. При этом нарушенная последовательность ответов, переход с одной темы на другую не вызывают у собеседников недоумения или непонимания именно потому, что контексты разговора очевидны каждому его участнику.
Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие:
1. Персоналъность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание организации обратной связи с партнерами: адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения; позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. Говорящий ждет активного ответного понимания, будь то сочувствие, возражение или согласие.
2.
Спонтанность и
3.
Ситуативность;
4.
Эмоциональность;
Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная.
Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.
Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.
Речь — основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых — жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:
1)
выразительных движений тела
— так называемое
2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);
3)
определенным образом
4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет ко дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).
Невербальная
коммуникация представляет собой обмен
невербальными сообщениями
Различие
между вербальной и невербальной
коммуникацией можно
Таблица 1.
Невербальная коммуникация | Вербальная коммуникация |
1. Обмен
сообщениями о том, что |
1. Обмен сообщениями,
которые могут существовать |
2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы: их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных помещений и т. д. | 2. Составные
элементы вербального |
3. невербальное
поведение спонтанно, |
3. Вербальные высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. |
4. Невербальный
язык люди, как правило, успешно
усваивают сами путем |
4. Говорить детей
учат спеуиально, семья и общество
уделяют этому достаточно |
Первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.
Вторая особенность невербальных сообщений — их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.
Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий — еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки»
В процессе невербальной коммуникации коммуникаторы получают различную информацию.
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
1) темпераменте человека;
2) его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
3) его «Я»-образе и самооценке;
4) его личностных свойствах и качествах;
5)
его коммуникативной
6) его социальном статусе;
7)
его принадлежности к
Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
1)
желаемом уровне общения (
2)
характере, или типе, отношений
(доминирование—зависимость,
3)
динамике взаимоотношений (
В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).