Коммуникативный аспект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 03:31, реферат

Описание работы

Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение является органической потребностью человека. Он может мыслить только при условии общения с внешним миром. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ 3
2. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 5
2.1. Вербальная коммуникация 7
2.2. Невербальная коммуникация 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа содержит 1 файл

Коммуникативный аспект общения.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      К социально-ролевым структурным компонентам  речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.

      Понятие «статусная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и  т. д.) положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это необходимо для того, чтобы сориентироваться в ситуации и выбрать соответствующую манеру речевого поведения. Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей (например, «знакомьтесь, это Володя — мой однокашник»), остальные опознаются по внешнему виду человека или предполагаются сопутствующими названной роли.

      По  ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. В их числе:

      • лидер, стремящийся вести разговор и контролировать его ход;

      • «посредник», следящий за общим ходом  беседы, уравновешивающий интересы различных  людей;

      • «капризный ребенок», нарушающий любые  запреты, выступающий с независимыми суждениями;

      • «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям и др.

      Стилевые  характеристики участников общения  проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи. Одностильно говорящий — тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание; в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость. Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, а с другой — умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями: от умения (желания) до неумения (нежелания) слышать.

      Помимо  индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией.

      Организация и развитие речевой коммуникации также имеет свои особенности и закономерности.

      Для того чтобы передать другому сообщение, человек должен предварительно позаботиться о наличии или формировании общего социального опыта. Общность коммуникантов  может быть самого разного свойства: общность языка, на котором они говорят; общность социального жаргона или профессионального языка, при помощи которого лучше достигается взаимопонимание; общность пола, семейного положения и т. д. Чем больше общий опыт, чем больше общих социальных связей, тем более точно будет понято адресатом посланное сообщение.

      На  начальном этапе организации  речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании слушающего путем  периодического напоминания, уточнения.

      Во  время достаточно продолжительного разговора говорящие более или менее обоснованно переходят от одной темы к другой. При этом наращивание объема информации (то есть продуктивность сообщения) будет зависеть от подготовленности собеседника или аудитории.

      К собственно коммуникативным аспектам разговора можно отнести приемы привлечения и удержания внимания слушателей, а также выбранный тон общения — дружеский, официальный или снисходительный.

      Среди коммуникативных приемов определенное значение имеет установление дистанции  между говорящими. Люди значительно различаются по своей индивидуальной манере устанавливать дистанцию. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая в разговоре ту или иную дистанцию, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, при этом не допуская его в свой личный мир, или наоборот, глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.

      Структура разговора во многом формируется  за счет попеременного включения  в него участников. При этом возникают  новые показатели меры взаимодействия и связанности партнеров. Они  касаются, в частности, следующего: проявляется у собеседников интерес  к общей теме или каждый говорит о своем; как часто используют партнеры предложения и суждения, высказанные противоположной стороной.

      Эти показатели могут характеризовать  как авторитетность человека, чьи  суждения привлекают наибольшее внимание, так и готовность (или неготовность) партнеров принять и признать чужое мнение.

      Активность  участия человека в разговоре, которая  проявляется в частоте включения  в него и продолжительности участия  в нем, может свидетельствовать:

      • о степени заинтересованности человека в теме разговора, в его участниках, в самом общении;

      • о самооценке человека: его уверенности, застенчивости, самоуверенности;

      • об общей склонности человека к развернутости  или лаконичности высказываний. Таким  образом, выявление структуры и  описание хода речевой коммуникации позволяет осмыслить слабые и сильные стороны речевого поведения.

      На  процесс взаимопонимания в речевом  общении существенное влияние оказывают  такие характеристики речевого высказывания, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность, смешение наблюдения и оценки.

      Жизненный опыт каждого человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотацией называется значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, - так называемое лексическое  значение. Коннотацией называются вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества; в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

      Поскольку слова могут вызывать сильную  эмоциональную реакцию, часто говорят, что они имеют негативную или позитивную коннотацию (сравните, например, коннотации слов «труп» или «Дед Мороз»),

      К причинам, которые следует учитывать  при анализе того, почему люди воспринимают слова по-разному, следует отнести  и такие, как время и место. Значения не заданы слову навечно, они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, а также в зависимости от региона в пределах одной страны, не говоря уже о разных странах. Необходимо помнить об этом, когда мы говорим с теми, кто старше или моложе нас, с гостями из других городов и областей.

      Некоторые слова имеют более одного общепринятого  значения, что может послужить  причиной взаимного непонимания  в общении. В русском языке  примерами таких слов являются «лук» (продукт питания и оружие для  метания стрел); «гранат» (драгоценный камень и фрукт); «корень» (подземная часть растения, основная часть слова, математический термин) и др. Это языковое явление называется «полисемия». Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

      Если  прагматическое значение полисемантичных  слов чаще всего достаточно легко  понимается благодаря речевому контексту, в который они включены, то использование  некоторых идиоматических выражений  может завести общение в тупик.

      Известно, что сообщение может быть закодировано многими альтернативными, но функционально эквивалентными кодами, то есть с помощью разных слов и фраз. Это связано с таким языковым явлением, как синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

      Выбор синонимического выражения может  свидетельствовать об отношении  говорящего к человеку или событию.

      Еще одна особенность использования  языка, часто порождающая проблемы в речевом общении, связана со смешением в высказывании фактов (реально наблюдаемых действий, событий) и оценок (выводов, заключений, к которым мы приходим). Наблюдая, мы можем видеть, слышать, трогать. Результаты наших наблюдений описательны. Оценка же включает в себя некоторые выводы из того, что мы наблюдаем, наше отношение к действиям партнера. Споры очень часто возникают из-за того, что их участники свои предположения или мнения представляют как факты.

      В повседневном общении невозможно, да и не нужно, полностью отказываться от ненаблюдаемых заключений. Тем  не менее для успешной коммуникации необходимо использовать язык более точно и быть более проницательным, слушая других; важно уметь отличать фактуальные утверждения и выводы, основанные на мнении, видеть разницу между утверждениями, в которых оценки включаются в результаты наблюдений, и высказываниями, где они разделены.

      Преимуществом и одновременно фактором трудностей в речевой коммуникации является статичность высказанной оценки. Ситуативное описание снижает абстрактность  и стереотипность высказывания, делает речь более ясной и конкретной. При этом самому говорящему становятся понятнее причины трудностей в общении.

      Особенности ситуации общения оказывают непосредственное влияние на содержание и оформление речи. Одно и то же содержание в разных условиях, с различными партнерами излагается по-разному. При этом имеют значение число участников речевого общения (произносится речь перед аудиторией или разговаривают двое-трое) и ориентация общения — на личность конкретного человека (так называемое личностно-ориентированное общение), на социальные роли собеседников (профессиональные, должностные, групповые) или на аудиторию в целом.

      Социально ориентированное общение —- это  прежде всего общение людей как  представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.). В социально ориентированном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речи — она направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения.

      В прагматическом изучении языка сформулирован  ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям осуществлять совместные действия. Исходными условиями  являются:

      • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, на период взаимодействия всегда должна присутствовать какая-то общая цель;

      • ожидание, что взаимодействие будет  продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

      Описанные условия получили название «принцип кооперации» (Грайс, 1985). Принцип кооперации — требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

      Основные  правила речевой коммуникации, обусловленные  этим принципом, гласят:

      1. Высказывание должно содержать  ровно столько информации, сколько  требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации.

      2.  Высказывание должно по возможности  быть правдивым: старайтесь не  говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего  у вас нет достаточных оснований.

      3.  Высказывание должно быть релевантным,  то есть соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы.

      4. Высказывание должно быть ясным:  избегайте непонятных выражений,  неоднозначности, ненужного многословия.

      Наряду  с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Такие ключевые элементы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Информация о работе Коммуникативный аспект общения