Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в разработке методической системы, направленной на формирование у детей с задержкой психического развития (ЗПР) внеситуативных форм общения средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у детей с ЗПР посредством арттерапии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4стр.
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1. Характеристика общения детей с нормальным психическим развитием……………………………………………………………………....5-14стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………...14-15 стр.
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития…………………………………………………...…15-24 стр.
Глава 2. Методические аспекты. Процесса формирования коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта
2.1 Использование средств изотерапии, игротерапии, музыкотерапия, сказкотерапия, телесноориентированая терапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР………………………………………………………………...25-30 стр.
2.2 Реализация программы по формированию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.31-45 стр.
2.3 Динамика развития коммуникативной сферы… ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, ……………………………
2.4 Рекомендации по формированию коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 368.01 Кб (Скачать)

Методика  психолого-педагогического обследования детей 6—7 лет

№ п/п

задания   

задание

Выполнение

1

Включение в ряд 

 

2

"Лесенка" 

 

3

Классификация картинок по функциональному назначению

 

4

Группировка картинок по способу  действия 

 

5

Счет

 

6

"Наиди время года" 

 

7

"Дорисуй"

 

8

Серия сюжетных картинок (девочка  купает куклу)

 

9

Рисование (дом, дерево, человек) 

 

10

Игра

 
     

Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете  формируются несколько позже, чем  у нормально развивающихся. Для  понимания задания более эффективной  оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой  кружок и кладет его на соответствующую  полоску). Дальнейшие действия ребенок  производит сам. Вторая часть задания  понятна ребенку и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их. Конструирование  по образцу (предлагается с 4—5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание  понимают. Однако из-за недостаточной  активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлении, а  также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения  образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.

Методика  психолого-педагогического обследования детей школьного возраста « Позы человека»(определение когнитивного компонента невербального общения по позе человека)

Цель: исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации умственно отсталого ребенка с окружающими людьми.

Материал: регистрационный лист индивидуального обследования; протокол по результатам индивидуального обследования, серия картинок с изображением поз и действий человека: в виде пиктограмм ( 6 картинок), рисунков ( 12 рисунков: с изображением лиц женского(6) и мужского (6) пола); фотографий ( 12 штук с изображением лиц женского(6) и мужского (6) пола). Образца картинок с изображением поз и действий человека представлены в приложении.

Описание методики: структура обследования когнитивного компонента невербального общения включает в себя следующие этапы:

  1. Определение состояния идентификации человека:
    • Определение возможности узнавания человека по разным типам изображения ( пиктограмме, рисунку, фотографии);
    • Определение возможности дифференцирования гендерных различий человека по рисунку и фотографии;

Выражение собственного отношения  к узнаванию человека, мужчины  и женщины.

  1. Определение идентификации действий  человека:
    • Определение возможности узнавания статических ( стоит, сидит, лежит) и динамических ( идет, бежит, танцует ) поз человека по разным типам изображений ( пиктограмме, рисунку, фотографий);
    • Определение возможности дифференцирования гендерных различий по позам человека в действии с использованием рисунков и фотографий.
  1. Выявление особенностей коммуникативных навыков:
    • Виды коммуникации, используемые ребенком в процессе выполнения заданий (вербальные, жестовые, альтернативные средства коммуникации);
    • Специфические нарушения речи ( мутизм, эхолалия, ринолалия, дизартрия и др.).

  Обследование проводится в индивидуальной форме. Время выполнения заданий не ограничивается. Задания предъявляются ребенку в виде серии изображений с краткой инструкцией и вопросами к испытуемому. Ребенок, рассматривает картинки, отвечая на вопросы с помощью вербальных( словами) или невербальных ( жестами, движениями) средств коммуникации. Сопровождая работу беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответ, узнать подробности из его жизни. Обследование рекомендуется проводить в течение трех встреч с каждым ребенком. При этом заполняется три части протокола результатов обследования.

  Диагностика умственно  отсталых детей с различной  степенью снижения интеллекта ( легкая, умеренная, тяжелая) всегда подразумевает  вариативность предъявления зрительных  стимулов во время проведения  эксперимента.

Регистрационный лист индивидуального обследования

1.Общие сведения

Фамилия, имя ребенка:_____________________________________________

Возраст: ______лет ________месяцев

Дата обследования: «___» _____________20__года

Где проживает ребенок:

  • в семье_______________________________________________________
  • в школе-интернате___________________________________________
  • в детском доме______________________________________________

Состав семьи                             полная                             неполная

( нужно подчеркнуть)

Диагноз:  легкая                   умеренная                тяжелая умственная отсталость

( нужно подчеркнуть)

2.Сведения о поведении ребенка ( отметить необходимое)

  • Спокойный, уравновешенный.
  • Возбудимый, заторможенный.
  • Конфликтный, агрессивный, тревожный.
  • Частая смена настроения и поведения.
  • Другие особенности___________________________________________

3.Трудности в  общении

  • Имеется речевое общение                  избегает речевого общения

( нужно подчеркнуть)

  • Развитие жестикуляции:

Часто использует                   редко использует           не использует

( нужно подчеркнуть)

  • Понимает обращенную речь:         да                нет

( нужно подчеркнуть)

  • Контактность:

Контактен                  почти контактен           почти неконтактен

( нужно подчеркнуть)

  • Общается со сверстниками:     речью         жестами     другое

( нужно подчеркнуть)

  • Общается со взрослыми ( родителями, педагогами):

Речью                              жестами                          другое

( нужно подчеркнуть)

  1. Отношение в семье ( оценка педагога)
  • Тип воспитания

Гиперопека                  гипоопека                   неустойчивый

( нужно подчеркнуть)

  • Отношение между родителями:

Конфликтные                    спокойные             стабильные

( нужно подчеркнуть)

5.Дополнительные  сведения о ребенке, особенностях  общения ( из беседы с родителями, педагогами, педагогической характеристики и др.)

Протокол № 1

Результатов индивидуального  обследования

Этап эксперимента « Определение идентификации  человека»

В первой части эксперимента последовательно предъявляем серию  картинок из трех разных типов ( пиктограмма, рисунок, фотография), на которых изображен  человек в вертикальной позе (стоит). Во второй части эксперимента предъявляют  последовательно по 2 пары картинок с изображением мужчины и женщины  в вертикальной позе на рисунках и  фотографиях.

Инструкция экзаменатора

Ответы испытуемого

Первая часть  эксперимента

Посмотри внимательно  на эту картинку(1-2)

-Кто изображен на этой  картинки?

(Показ пиктограммы человека.)

-кто изображен на этой  картинки?

(Показ рисунка человека.)

-кто изображен на этой картинки?

( Показ фотографии человека.)

- Какая из картинок  тебе больше нравится?

( Одновременное рассматривание  всех 3 изображений.)

Возможны наводящие вопросы:

- Как ты догадался(лась)?

- Ты не ошибся(лась)?

 

Вторая часть  эксперимента

1.посмотри внимательно  на эти картинки (показ рисунков  мужчины и женщины) (1-2 мин)

- Кто на них изображен?

-Как ты догадался (лась)?

-Что они делают?

2.Посмотри внимательно  на эти картинки ( показ фотографий  мужчины и женщины) (1-2 мин)

- Кто на них изображен?

-Как ты догадался (лась)?

-Что они делают?

3.Какие картинки мужчины (женщины) тебе больше понравились? ( Одновременное рассматривание 2 серий картинок.)

 
 

Дополнительная информация о поведении испытуемого:

  • Необходимость в наводящих вопросах;
  • Наличие уточняющих вопросов самим испытуемым;
  • Ответ в виде жеста;
  • Отказ от ответов.

 Все речевые высказывания, невербальные виды коммуникации, эмоциональные и поведенческие реакции фиксируются в протоколе. Важно указывать любые дополнительные сведения, которые позволяют интерпретировать особенности когнитивного развития говорящих и неговорящих школьников.

Протокол№2

Результатов индивидуального  обследования

Этап эксперимента « Определение узнавания статических  поз человека»

Ребенку предъявляют последовательно 5 серий, состоящих из 3 картинок в  виде пиктограмм, рисунков и фотографий, на которых изображен человек  в статических позах ( стоит, сидит, лежит):

  1. Пиктограммы с этими тремя позами;
  2. Рисунки, на которых изображен человек одного с испытуемым пола в этих позах;
  3. Рисунки с изображением человека противоположного с испытуемым пола в этих трех позах;
  4. Фотографии, на которых изображен человек одного с испытуемым пола в этих позах;
  5. Фотографии с изображением человека противоположного с испытуемым пола в этих трех позах.

В инструкции так же как  и на 1 этапе исследования, ребенку  предлагается внимательно рассмотреть  каждую серию картинок ( в течение 1-2 мин) и ответить на вопросы:

- Кто на них изображен?

-Как ты догадался (лась)?

-Что они делают?

-Кто это – мальчик  или девочка ( мужчина или женщина)?

-Какая картинка тебе  больше понравилась?

Эти вопросы задаются повторно при показе во всех 5 сериях эксперимента. Все речевые высказывания, невербальные виды коммуникации, эмоциональные и поведенческие реакции фиксируются в протоколе.

Протокол №3

Результатов индивидуального  обследования

Этап эксперимента « Определение узнавания динамических поз  (движений) человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  для педагогов и родителей

В процессе исследования нами было разработано ряд рекомендаций педагогам и родителям.

Для эффективной  организации процесса формирования коммуникативной сферы учащихся с нарушением интеллекта мы рекомендуем:

1. проведение учителем-дефектологом систематических консультаций, семинаров для учителей начальных классов по особенностям формирования навыков общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста;

2. совместное обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики детей с целью определения оптимального стиля взаимодействия с каждым ребенком, в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы;

Информация о работе Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта