Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в разработке методической системы, направленной на формирование у детей с задержкой психического развития (ЗПР) внеситуативных форм общения средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у детей с ЗПР посредством арттерапии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4стр.
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1. Характеристика общения детей с нормальным психическим развитием……………………………………………………………………....5-14стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………...14-15 стр.
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития…………………………………………………...…15-24 стр.
Глава 2. Методические аспекты. Процесса формирования коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта
2.1 Использование средств изотерапии, игротерапии, музыкотерапия, сказкотерапия, телесноориентированая терапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР………………………………………………………………...25-30 стр.
2.2 Реализация программы по формированию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.31-45 стр.
2.3 Динамика развития коммуникативной сферы… ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, ……………………………
2.4 Рекомендации по формированию коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 368.01 Кб (Скачать)

Формирование эмпатии и  доверия к людям.

Как известно, эмпатия — это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать для формирования эмпатии следующие игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хороший попугай», «Сороконожка» (см. приложение).

Работа с родителями агрессивных детей

Работу с родителями агрессивных детей с ЗПР целесообразно проводить в двух направлениях:                                                                                                                                                                                      1. Информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих).                                                                                                              
2.Обучение эффективным способам общения с ребенком.                                                 
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком (см. схему).

Интеллектуальное развитие

Вся познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь, развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием им свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому; от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому — с другой. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, но каждый из них имеет свою специфику и играет свою особую роль в познавательной деятельности человека. Недостаточное развитие у дошкольников процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимым в более позднем возрасте. 
Формируя у детей целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, необходимо одновременно развивать представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствии самих предметов. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. Таким образом, сенсорное восприятие ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления. Развитие восприятия, в частности выбора предмета по образцу, оказывается начальным этапом первых форм обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. Кроме того, в процессе восприятия происходит упорядочивание и систематизация свойств и отношений предметов, которые ложатся в основу так называемой сериации. Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей не формируются стихийно. Они требуют обучающего воздействия взрослого (педагога и родителей). Для формирования у детей среднего дошкольного возраста первичных обобщений мы предлагаем следующие игровые ситуации:«...К нам в гости пришли белочка, зайчик, лисичка и медвежонок. У каждого своя тропинка: у белочки —, у зайчика —, у лисички —, у мишки — .Постройте каждому свою дорожку, выбрав из коробки с геометрическими фигурами: все шарики, все кубики, все уголочки и все овалы. Для детей 4 лет можно предложить еще одну игру — «По грибы» (см. приложение). Для формирования представлений о предмете в целом педагог-психолог предлагает детям известное упражнение «Разрезные картинки».                                                                                                      
У проблемных детей часто отсутствует активный поиск. Они бывают равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех ситуациях, когда задача игровая. С целью развития у детей навыка анализа условий практической задачи и поиска путей ее решения мы предлагаем игры «Достань машинку» и «Как достать?» (см. приложение). 
Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без зрительного, тактильно-двигательного, слухового, обонятельного и вкусового восприятия. Особенно важно развитие восприятия для проблемных детей, так как они порой даже не проявляют никаких попыток обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что и в дошкольном возрасте они не могут определить на ощупь форму и величину предмета, угадать по запаху тот или иной аромат. Педагог-психолог проводит разные игры на развитие зрительного, обонятельного, вкусового и тактильно-двигательного восприятия, например игру «Волшебный тазик» (см. приложение). В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и пальцевой моторикой. Уровень речевого развития также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня речевого развития у детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать 1 пальчик, 2 пальчика, 3 пальчика. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — это говорящие дети. Дети, у которых движения пальцев напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, — это неговорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь между речевой и моторной деятельностью, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Пальчиковые игры являются важной частью занятия педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии. Описание некоторых пальчиковых игр дается в приложении. 
Среди детей, имеющих ЗПР, много гиперактивных. Их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Этих детей полезно обучать специальным упражнениям и играм, которые направляли бы избыточную активность в нужное русло. У детей с ЗПР, готовящихся к поступлению в 1-й класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевая часть пишущей руки. Они еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в различении левой и правой стороны тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать левую и правую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения (в том числе и подготовки руки к письму). 
Поэтому во второй половине учебного года дети старшего дошкольного возраста (6—7 лет) отрабатывают этот навык (умение различать левую и правую стороны) вместе с педагогом-психологом. Занятия проводятся в виде различных игр или тренингов (дополнительно 1 занятие в неделю). 
Для отработки дифференциации правой и левой частей тела можно порекомендовать следующие упражнения.

1. Показать правую руку, затем левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, педагог-психолог называет ее сам, а ребенок повторяет. 
2. Показать то правую, то левую руку, взять игрушку (предмет) то в правую, то в левую руку. 3. После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха. Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу. Сформировав у ребенка представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Можно использовать следующие упражнения.

1. «Покажи, какой предмет находится справа от тебя», или «Покажи книгу слева от тебя», или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что право — ближе к правой руке, лево — ближе к левой руке. 2. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадку и положить ее возле левой руки. Далее спросить: «Где находится книга — справа или слева от тетради?» 3. Ребенку предлагается положить карандаш слева от тетради, положить ручку слева от книги, сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.  4. Берутся 3 предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, а справа — ручку.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.                      
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезно копировать орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв. 
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином, глиной, тестом. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Еще один интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.  Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС. В результате этого повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы самомассажа: 
поглаживание; растирание; разминание; выжимание; активные и пассажные движения. В приложении представлен комплекс упражнений для кистей рук, ладоней и пальцев.

Развитие и совершенствование двигательной сферы                                                                
Ребенок развивается в движении. От удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его психофизическое развитие. Оптимальные двигательные и эмоциональные нагрузки создают благоприятные условия для нормальной работы всех систем и функций организма. Недостаток или избыток двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка (особенно если детский организм уже имеет какую-либо патологию). Коррекционные задачи, которые ставит перед собой инструктор физкультуры в условиях совместной с другими специалистами коррекционной работы, должны быть ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта. На занятиях физкультурой коррекция психомоторной сферы осуществляется с помощью следующих упражнений: 1) кинезиологических; 2) имитационных; 3) танцевально-двигательных; 4) релаксационных и дыхательных. Так, кинезиологические упражнения стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Исследования ученых доказали влияние движений рук на развитие функций высшей нервной деятельности и речи. Поэтому развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. 
Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения ребенка с миром. Чем меньше отрицательных отметин и мышечных зажимов на теле ребенка, тем лучше он себя чувствует. Именно поэтому танцевально-двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения. 
Упражнения на релаксацию, являясь частью общей коррекционной работы, также снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений. На физкультурных занятиях мы обучаем релаксации мышц по контрасту с напряжением, так как детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение произвольно можно сменить приятным расслаблением. При этом напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Через дыхательные упражнения формируем у детей правильное речевое дыхание. Нужно учить детей дышать носом естественно и без задержки, при этом особое внимание обращать на момент выдоха (он должен быть плавным и длительным), учить восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения. Чтобы научить ребенка с проблемами в развитии правильно и с пользой для него выполнять данные специальные упражнения, необходимо неоднократно показывать ребенку, как выполняются упражнения. Объем внимания детей ограничен, поэтому нужно ставить перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то можно отбить всякое желание заниматься. В структуре физкультурного занятия специальные упражнения могут включаться в одну из его частей либо составлять основное его содержание. Во вводной части занятия используются игровые упражнения на развитие двигательной памяти, координации движений, внимания, связанных со словом и музыкой. В начале занятия нужно сформировать у детей эмоционально положительное отношение к двигательной деятельности. В основной части занятия используются общеразвивающие упражнения имитационного характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук с применением предметов для манипуляций (мячей малого размера, кубиков, шнуров, гимнастических палок и т.п.), подвижные игры разной интенсивности с использованием речевого материала, где преобладает глагольная лексика. В заключительную часть занятия включаются танцевально-двигательные, ритмические, релаксационные, дыхательные упражнения. С группой детей с ЗПР один раз в неделю проводится занятие, состоящее только из кинезиологических упражнений. Дети занимаются по подгруппам (4—5 человек), которые формируются в соответствии с возрастом. Продолжительность занятия 15—20 минут. Целью развивающих кинезиологических упражнений является: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

В структуре физкультурных занятий на основе кинезиологических упражнений можно выделить три части: вводную, основную, заключительную. 
Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений (продолжительность 2—3 минуты). Эта часть состоит из различных видов ходьбы, в том числе корригирующей (на осанку, укрепление стопы), имитационной, с речитативом; из несложных игровых упражнений на внимание и координацию движений. Основная часть решает программные задачи по развитию основных движений (продолжительность 12—15 минут). Заключительная часть обеспечивает постепенный переход от повышенной двигательной активности к ее снижению (1—2 минуты). Обязательно на занятии используется музыкальное сопровождение, которое создает благоприятный эмоциональный настрой, дополнительно концентрирует внимание детей. Педагог на физкультурном занятии должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми («не замечать», если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху; рассказывать при ребенке о его достижениях другим). Педагог таким образом создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности. Ниже мы приводим для примера планы-конспекты трех занятий.

2.3 Динамика развития коммуникативной сферы ребенка с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения и школьного образовательного учреждения

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные  для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты  из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998). Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях,                                   диагностических центрах. Этот материал может быть использован практическими психологами. Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

Наиболее значимыми  диагностическими показателями являются:

1. Эмоциональная реакция  ребенка на сам факт обследования (адекватность поведения).

2. Понимание инструкции  и цели задания. Характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность  сохранять инструкцию до конца  задания. Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.

3. Характер деятельности:

 наличие и стойкость  интереса к заданию;

 целенаправленность и  активность;

 способы деятельности (адекватность, рациональность);

 уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения,  на основе представления);

 использование помощи, виды и мера помощи;

 волевые усилия.

 У детей с задержкой  психического развития также  наблюдается снижение познавательной  активности. Их умственные операции  недостаточно сформированы, им трудны  обобщения и абстрагирование  признаков предметов. Слабо развита  произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.

4. Способность переноса  показанного способа действия  на аналогичные задания (см. выше).

5. Критичность оценки  результатов своей работы. У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отстал ы м и детьми).

6. Состояние моторики.

 У детей с задержкой  психического развития недоразвитие  моторики отмечается реже.

7. Уровень речевого развития.

 У детей с задержкой  психического развития отмечается  бедность особенно активного  словаря, трудности звукового  анализа слова, возможны аграмматизмы  и т.д. Существенно запаздывает  развитие внутренней речи. Например, описание типичных результатов наиболее употребляемых методик.

 Пирамиды из четырех  колец (предлагается с 3 лет): дети  с задержкой психического развития  выполняют это задание на более  низком уровне по сравнению  с нормальными сверстниками, но  значительно лучше, чем умственно  отсталые. В отличие от умственно  отсталых проявляют интерес и  понимают смысл задания. Нет  грубых неадекватных действий. Используют  помощь и осуществляют перенос  на аналогичное задание.

 Доски Сегена (доска  № 1 предлагается детям с 2 лет,  доска № 6 — с 4 лет): дети  с задержкой психического развития  по характеру работы с досками  Сегена ближе к нормально развивающимся  детям. Различия имеются в качестве  и темпе работы. Им нужна в  большей степени помощь, организация  деятельности ("Не спеши!", "Попробуй  по-другому"), поощрение в процессе  выполнения задания. Снижение  и неравномерность темпа могут  быть вызваны как усложнением  задания, так и физическим состоянием  ребенка (астения и пр.). Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь. Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте, однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.

Информация о работе Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта