Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в разработке методической системы, направленной на формирование у детей с задержкой психического развития (ЗПР) внеситуативных форм общения средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Разработка системы работы по развитию внеситуативных форм общения у детей с ЗПР посредством арттерапии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4стр.
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1. Характеристика общения детей с нормальным психическим развитием……………………………………………………………………....5-14стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………………………...14-15 стр.
1.3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития…………………………………………………...…15-24 стр.
Глава 2. Методические аспекты. Процесса формирования коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта
2.1 Использование средств изотерапии, игротерапии, музыкотерапия, сказкотерапия, телесноориентированая терапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР………………………………………………………………...25-30 стр.
2.2 Реализация программы по формированию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.31-45 стр.
2.3 Динамика развития коммуникативной сферы… ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, ……………………………
2.4 Рекомендации по формированию коммуникативной сферы детей с нарушением интеллекта……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 368.01 Кб (Скачать)

Игра «Сороконожка» Учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети (5—10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.

        Игра «Чудесный мешочек» Развивает кинестетические ощущения, учит восприятию цвета, формы, а также умению сотрудничать со взрослым. 
На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (пластика, дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков). На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге ее контуры. Затем фигурка вынимается из мешочка. Ребенок сравнивает ее с нарисованной, раскрашивает тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и называл те действия, которые он производит. Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т.д. Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке». В последнем случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

Игра «Разговор с телом» Учит ребенка владеть своим телом. 
Ребенок ложится на пол — на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и говорит: «Это твой силуэт. Хочешь, мы раскрасим его? Каким цветом ты хотел бы раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игра «Физкультурники» Развивает координацию движений, учит ребенка навыкам работы с операционными картами. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны выполнять различные упражнения, например: поднимать руки вверх и опускать вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой.

Игра «Покатай куклу» Способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка. Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях). Затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой. Если нет, то надо сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Собираем головоломки» Развивает коммуникативные способности ребенка. Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.п.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает одной детали. Он обращается за помощью к взрослому. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игра «По грибы» Учит подбирать предметы по образцу.           
Для этой игры нужны грибы с разноцветными шляпками (красными, желтыми, белыми, коричневыми), корзиночки для сбора грибов. 
Дети сидят в кругу, педагог-психолог раскладывает на полу грибы двух цветов (например, желтого и красного), берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, а в другую — с желтой. Затем отдает корзинки двум детям (по одной корзинке) и просит собрать в них такие же грибы. Дети собирают, а остальные наблюдают за их действиями. Затем играющие показывают, что они собрали в корзинку, а результат обобщают в словах: «Все красные», «Все желтые».

Игра «Достань машинку» Учит понимать условия практической задачи, искать решения в окружающей обстановке. Для этой игры нужны заводная машинка и палка. Педагог-психолог заводит машинку, и она как бы случайно заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог-психолог просит ребенка достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в его поле зрения (палка лежит на подоконнике). Если ребенок пытается это сделать рукой, не надо его останавливать. Пусть убедится, что это невозможно. Затем педагог-психолог говорит: «Давай поищем то, что тебе поможет». При необходимости нужно указать на палку. В конце игры можно напомнить ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».

Игра «Как достать?» Учит решать задачи в образном плане.           
Для этой игры нужны картинка с изображением стеклянной банки, в которой находится морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилки, сачка, палочки, ложки). Педагог-психолог раскладывает перед ребенком все картинки, просит их внимательно рассмотреть и сказать, как можно достать морковку для зайчика. Ребенок должен выбрать картинку с изображением подходящего предмета-орудия. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и проверить свойства выбранного орудия.

Игра «Волшебный тазик» Развивает обонятельное и вкусовое восприятие. 
Дети сидят в кругу. Педагог-психолог говорит: «Представьте, что перед каждым из вас на полу стоит маленький тазик. Он не простой, а волшебный: что мы захотим, то в тазике и появится. Предположим, что в тазике — мед. Вспомните, какой он — золотистый, прозрачный, вкусный, сладкий. Слегка наклоните к себе тазик: мед жидкий или густой? Посмотрите. Видите, как он медленно стекает? Представьте запах цветов, цветущих деревьев. Вспоминаете запах меда? Окуните пальчик в свой волшебный тазик, возьмите немножко меда. Видите, как он медленно, тяжелой струйкой стекает по пальцу? Вам хочется попробовать его? Попробуйте». По желанию детей «волшебные тазики» могут наполняться любыми объектами: живыми и неживыми, реальными и сказочными.

Игра «Загадочные пакетики» Развивает обонятельное восприятие.              
Дети сидят в кругу. Педагог-психолог предлагает детям 4 пакетика, в которых находятся: кусочек мыла, головка чеснока, листья мяты и сушеная клубника. Задание детям: угадать, чей запах спрятался в пакетике.

Игра «Цветочный магазин» Развивает обонятельное и зрительно-образное восприятие. Педагог-психолог просит детей представить, что их комната превратилась в цветочный магазин, предлагает пройтись по нему, мысленно расставляя различные цветы (розы, сирень, хризантемы) и запоминая их расположение. Задание — собрать букет для мамы и описать его. Рассказывая о каждом цветке, вспомнить его цвет и запах. Для того чтобы выполнение этого задания было более эффективным, детям рекомендуется заранее посетить цветочный магазин.

Игра «Пальчики-узнавальчики» Развивает осязательное и зрительное восприятие. На стол ставятся 2—3 предмета, различные по форме и величине. Ребенок исследует предметы, проводя по ним пальцем. При этом он то смотрит на эти предметы, то отворачивается от них. В тот момент, когда ребенок отворачивается, он должен узнать на ощупь тот или иной предмет. 
Можно усложнить задание, предложив ребенку с закрытыми глазами (с помощью пальцев) узнать, кто подошел к нему.

Игра «Коза» Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

Игра «Осы» Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, двигать ими в разные стороны

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят.

Игра «Краб» Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы направлены к себе. Передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую

Игра «Моя семья» Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить согнутые пальцы

Вот бабушка,                                                                                                                                                                                                     Вот папочка,                                                                                                                                                                                                              
Вот мамочка,                                                                                                                                                                                                            
Вот деточка моя,                                                                                                                                                                                               
А вот и вся семья.

Игра «Прижми палец» В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например: «Начали!», один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями

Игра «Пропеллер» Играющий вкладывают карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается», то есть чей карандаш не падает.

Упражнения для кистей рук, ладоней и пальцев                                                                               
1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу (пунктирное движение). Проделайте то же для другой руки. 
2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте пиление по всем направлениям тыльной стороны левой ладони (прямолинейное движение). Проделайте то же для другой руки. 
3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки (прямолинейное движение). Проделайте то же для правой руки. 
5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Поменяйте руки. 
6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки (прямолинейное движение). Проделайте то же для правой руки.

7. Проделайте движения, как при растирании замерзших рук. 
8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте спиралевидными движениями. Проделайте то же для правой руки.

Упражнение «Плывем в облаках» Способствует расслаблению и развитию воображения. Психолог дает детям следующую инструкцию: 
Дети, ложитесь на пол и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. 
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы находитесь на вершине большого пушистого облака. Вы плывете вместе с ним. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает спускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что внеситуативные (внеситуативно-познавательная и внеситуативно- личностная) формы общения со взрослым могут быть сформированы у детей с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения. Представленная методологическая система формирования у детей с задержкой психического развития внеситуативных форм общения с взрослыми, позволяет более эффективно решать задачу подготовки детей к школе. На основе данных, полученных нами в ходе эксперимента, мы сделали ряд выводов о развитии коммуникативной деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Информация о работе Коммуникативная сфера детей с нарушением интеллекта