Эмоционально-волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоции присущи человеку и животным. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, необходимые при адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции необходимы, для мобилизации внутренних резервов организма. С их помощью животные спасаются от опасности, охотятся. У человека эмоции имеют более сложный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоционально-волевые процессы.docx

— 111.64 Кб (Скачать)

Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.

Моральные чувства  — это чувства советского патриотизма, дружбы народов, интернациональной  солидарности, чувство долга, чувство  коллективизма и т. п.

Чувство долга  занимает особое место в числе  моральных чувств. В основе чувства  долга лежит осознание человеком  общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению  к нему. Однако чувство долга не есть только знание своих обязательств перед народом, оно прежде всего глубокое переживание этих обязанностей. Если человек переживает несчастье своей Родины так же глубоко, как и свои собственные несчастья, радуется успехам своего завода, как и своим собственным успехам, рассматривает удачи коллектива, как свои собственные удачи, — тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство; и не случайно мы говорим о чувстве долга, а не о простом знании его.

Примером проявления чувства долга может служить  подвиг солдата А. Матросова, который  во время Великой Отечественной  войны закрыл своим телом амбразуру  дота. Погиб сам, но обеспечил боевой успех товарищей. Нам известны фамилии 174 советских воинов, которые совершили  подвиг, подобный подвигу А. Матросова.

Бессмертно имя  русского крестьянина Ивана Сусанина. Подобно Сусанину, советские люди во время Великой Отечественной  войны уводили вражеские отряды на верную гибель в глухие леса или непроходимые топи. Недавно обнаружены документы о подвиге 12-летнего брянского школьника Миши Куприна, который увел вражеских карателей в дремучие леса и погиб, замученный фашистами, но не выдал места расположения партизанского отряда.

Из чувства  долга вырастают нравственные оценки человеческих поступков — как  хороших, так и плохих.

Оценка человеком  своих поступков (самооценка) связана  с переживанием такого чувства, как  совесть. Если человек, исходя из чувства  долга, сознает правоту своих  поступков, то он переживает состояние  «спокойной совести»: «Моя совесть  спокойна, ибо я поступил правильно». Спокойная совесть связана с  переживанием большого морального удовлетворения и радости, она приносит человеку мужество и уверенность в правоте  своих действий.

К числу высших человеческих чувств относятся также  интеллектуальные чувства. Интеллектуальные чувства возникают в процессе нашей познавательной деятельности, постоянно сопровождают ее и окрашивают в определенный эмоциональный тон.

Чувство удовлетворения или неудовлетворения возникает  у человека и от собственной интеллектуальной деятельности. Хорошо и остроумно  решенная задача вызывает у человека чувство большой удовлетворенности  и радости. Мысль, высказанная нами и не понятая собеседником, порождает  чувство неудовольствия.

П. М. Якобсон  предлагает как особые, высшие чувства  выделить практические чувства. Предметом таких чувств является сама деятельность человека. Это деятельность в процессе физического труда, в науке, искусстве, деятельность человека как воспитателя, деятельность в процессе игры, учения и т. д. «Сама деятельность в определенной области является предметом устойчивого эмоционального отношения. Переживания, связанные с процессом деятельности, выступают в многообразных формах. Надо отметить переживания возбуждения и напряжения при самом действовании и переживания удовлетворения при успешном завершении действия, переживания огорчения, раздражения, подавленности - при неуспехе, подъема, радости от успешного хода и завершения деятельности, удовольствия от самого процесса действия, скуки от отсутствия деятельности и т. д.

...Эмоциональная  оценка себя в деятельности, вера  в свои силы, чувство гордости  от содеянного и т. д. —  опирается на моральное сознание  человека.

Труд рождает  в процессе его осуществления  в Советской стране ряд эмоций, которые можно назвать радостью труда. Чувства, связанные с сознанием, что твой труд служит делу строительства  коммунизма — важнейшие чувства  советского человека».

Воспитание положительных  практических чувств у детей —  одна из важнейших педагогических задач  нашей школы и общественности. Исключительно большое место  в жизни человека занимают эстетические чувства.

Источником эстетических чувств являются произведения искусства: музыка, живопись, ваяние, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и замечательные  достижения в области технических  сооружений. Захватывающие эстетические переживания мы испытываем при созерцании явлений природы. Подвиги советских  людей также вызывают у нас  восхищение и эстетические переживания.

Эстетические  чувства проявляются у человека в самых различных и многообразных  формах. Эстетическое отношение к  действительности переживается нами как  чувство возвышенного, прекрасного и красивого, как чувство героического, как чувство драматического, как чувство комического и т. п.

Формирование чувств

В проблеме формирования чувств необходимо затронуть одну немаловажную сторону. Следует рассмотреть процесс  влияния чувств, а точнее - взаимодействия чувств - их информационной структуры  с сознанием. Он не однозначен, на первый взгляд. Он не проявлен воочию. Однако исследовать его можно по окончании  этапа духовного роста, когда  проявлены и проанализированы отдельные микроучастки этого пути.

Итак, во взаимодействии чувств и сознания мы знаем, что чувства  зачастую давят на сознание, заставляя  нас выполнять их "волю". Этот поток желаний не способно осмыслить  слабое сознание. Чувства захватывают  сознание своей мощью и заставляют его повиноваться желаниям. Этот аспект влияния чувств на сознание характерен в период созревания человека до духовного пути.

В этот период можно  осмыслить умом влияние чувств только после их удовлетворения, когда их потенциал гаснет, и сознание может  свободно начать анализ их воздействия. Однако, если оно не найдет ключ к  раскрытию природы возникновения  этого потенциала, то вновь "проголодавшиеся" чувства с прежней интенсивностью продолжат свое активное воздействие  на сознание за счет высокого эмоционального потенциала. Умение раскрыть сущность эмоционального воздействия может  только тот человек, который прошел этапы духовного роста, пережив  широкий спектр эмоционального стресса  от воздействия чувств, и разрешил проблему истинного источника их проявления.

Так в чем  же суть воздействия?

Дело в том, что чувства, при влиянии на сознание, формулируют свое воздействие посредством  параллельного информационного  потока. Другими словами, при фиксации сознанием высокого эмоционального потенциала одновременно формулируется  мысленная информация в верхних  областях сознания, отражающая суть проявленного потенциала, и указывающая сознанию в текстовом (мысленном) виде путь снижения эмоционального потенциала. Это объяснение раскрывает настоящую проблему пока еще в общих чертах, чтобы подготовить  читателя к восприятию структуры  механизма противодействия влиянию чувств.

Итак, чувства  давят на сознание, программируя его  на отработку, т.е. замыкания повышенного  потенциала.

Чтобы исключить  их влияние на сознание зачастую используется метод аутогенной тренировки. Этот метод является механистическим  и недостаточен для отработки  потенциала. Поэтому "альтернативный" метод следует искать непосредственно  в верхних областях сознания, а  именно в той области, которая  формулирует сознанию путь отработки потенциала.

Для осознанного  выхода в эту область сознания необходимо духовное развитие. Именно в этом случае человек способен увидеть  корни причин влияния чувств, соответственно, - и увидеть механизмы преобразования этих причин.

В основе этот механизм уже описан в психокибернетике, где  речь шла о формуле осознания. Поэтому повторим ее, чтобы увидеть  сферу сознания, где формируется  осознание.

Осознание - это  та область сознания, в которой  проявлены первопричины мыслей. Другими  словами, осознание - есть та область  сознания, энергетическая микроструктура которой на ступень выше, чем та, где мысль проявлена в виде текста. Поэтому, чтобы зафиксировать  причину, человек должен развить  в сознании структуры фиксации первопричин, т.е. структуры, которые идентичны  нижестоящим, фиксирующим мысль, но способным теперь формировать ее смысловое содержание на более высоком энергетическом уровне.

Этот шаг не окончательный. Это лишь первая ступень  развития сознания. На ней обнаруживается, что теперь область осознания  расположена еще выше, а мысли  могут фиксироваться на одном  из двух уровней сознания, куда направлено внимание.

В результате последующего развития, сознание, ступенька за ступенькой, формирует свои инструменты в  более высоких сферах. И отдельные  чувства становятся заметны сразу в текстовом содержании.

Этот период в развитии человека можно охарактеризовать, как период духовного подъёма. Теперь он может влиять на текстовую формулу таким образом, какой он посчитает для себя целесообразным. Теперь он может влиять и на степень воздействия высокого потенциала чувств на сознание, снижая его, тем самым подключая дополнительный регулятор, который теперь можно развивать. В этот период человек формулирует для себя основные критерии своего развития, и способен далее развиваться, если видит свое совершенство необходимостью. Этот путь приводит его к полному контролю над чувствами, а значит и укрепляет сознание, открывая ему путь последующего развития [http://www.ckr.ru/dopoln/mehanizm.htm]. 
 
 

  1. Понятие о воли.
 

В связи с  всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам  психологии в последние годы наблюдается  повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических  исследованиях. В начале XX в. в связи  с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась  самой трудной из тех, которые  необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как  воля относится к числу тех  психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине  в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в  первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого  понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми1, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Вчитываясь сегодня  в работы таких замечательных  психологов прошлого, как У.Джемс в США и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий  науки о душе для того, чтобы  объяснить, каким образом поведение  человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается  в том, что он всегда связан с приложением  усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному  признаку волевое действие всегда можно  отделить от остальных. Волевое решение  обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

'Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).

Информация о работе Эмоционально-волевые процессы