Эмоционально-волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоции присущи человеку и животным. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, необходимые при адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции необходимы, для мобилизации внутренних резервов организма. С их помощью животные спасаются от опасности, охотятся. У человека эмоции имеют более сложный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоционально-волевые процессы.docx

— 111.64 Кб (Скачать)

Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения  эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Но Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая  объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный  субстрат эмоций активируется в тот  момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых  результатов, с одной стороны, и  сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

Теория активации  эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.  

Качества  и динамика чувств. 

Чувства отличаются огромным разнообразием качеств  и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувства  от других психических процессов. Большинство чувств легко сгруппировать в пары, обладающие противоположными качествами: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, веселье — грусть, любовь — ненависть, возбуждение — спокойствие и т. п. Эту особенность называют полярностью чувств. Противоположные эмоциональные качества образуют как бы полюсы, между которыми располагаются всевозможные промежуточные оттенки чувств. Самые эти противоположные качества называются полярными качествами.

Наибольшее значение имеют две пары таких полярных качеств, характеризующих чувства.

Первая из этих пар — удовольствие и неудовольствие. Почти всякое чувство является приятным или неприятным, связано с удовольствием  или неудовольствием. Чувством, как  мы знаем, называется переживание человеком  своего отношения к тому, на что  направлено это чувство. Отношение  же всегда бывает положительным или  отрицательным. Поэтому и чувства  имеют положительный или отрицательный  характер. В чувствах удовольствия, радости, счастья, веселья, ликованья, любви переживается положительное отношение, тогда как в чувствах неудовольствия, страдания, печали, горя, грусти, отчаяния, ненависти, отвращения — отрицательное отношение.

Очень важно  заметить, что в переживаниях человека нередко совмещаются одновременно и положительное и отрицательное  отношения, так что одно и то же переживание включает в себя одновременно и удовольствие и неудовольствие. Воспоминание о прошлом счастье  приятно, потому что даёт возможность  снова хотя бы мысленно пережить это  счастье, но оно содержит в себе и  грусть от сознания того, что этого  счастья уже нет больше. Чувства, связанные с преодолением трудностей, также заключают в себе обычно и положительную и отрицательную  стороны. Ведь нельзя назвать преодолением трудностей такое действие, которое  не содержит в себе ничего неприятного, тяжёлого, которое доставляет одно лишь удовольствие. Чтобы преодолеть настоящую трудность, приходится пережить немало неприятных, а может быть, и мучительных моментов. Однако для  человека, умеющего и любящего бороться с трудностями, и самые тяжёлые  моменты связаны с такими чувствами, как бодрость, уверенность в своих  силах, радостное и гордое сознание возвышенности тех целей, за которые  он борется.

Другая, не менее  важная противоположность, или полярность, эмоциональных качеств — это  противоположность между активным и пассивным характером чувства. Чувства возбуждения, напряжения, подъёма, бодрости имеют активный характер; чувства покоя, беззаботности, угнетённости, подавленности, уныния имеют характер пассивный. Ярким примером полярности между активным и пассивным характером чувства может служить та смена чувства напряжения чувством разрешения, облегчения, которая сопровождает выполнение решающего действия в ходе какой-нибудь ответственной деятельности.

С этой точки  зрения различают чувства стенические (от греческого слова «стенос» — сила), повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию, и чувства астенические (от греческого слова «астенэс» — слабый, бессильный), понижающие жизнедеятельность и уменьшающие силу и энергию. Бывает бурная, возбуждённая радость, вызывающая прилив сил и жажду деятельности,— это чувство стеническое, но бывает радость тихая, связанная с освобождением от забот и трудов и вызывающая жажду покоя; такую радость можно назвать чувством астеническим. Горе может действовать на человека угнетающе, подавляюще, вести к унылой апатии и бездействию; но может быть мужественная и глубокая скорбь, вызывающая не расслабление, а напряжение всех сил человека.

Очень ярко обнаруживается противоположность между стеническими, активными, и астеническими, пассивными, чувствами в тех эмоциях, которые  пробуждает в человеке опасность. Столкновение с опасностью может вызвать у человека тяжёлое, угнетающее чувство астенического характера; это чувство называется страхом. Страх делает человека беспомощным, ослабляет его физические и умственные силы, подавляет его психическую жизнь. Однако столкновение с опасностью вовсе не всегда вызывает страх. Возможна и прямо противоположная реакция на опасность — стеническое чувство, которое можно назвать чувством боевого возбуждения. Оно повышает физические и умственные силы человека, обостряет его сообразительность и находчивость, увеличивает быстроту и точность действий.

«Советский лётчик,—  пишет А. Н. Толстой,— никогда  не уклонится от боя, и чем ближе  к нему опасность, тем злее его  сердце, тем расчётливее его движение, тем стремительнее его рефлексы. Это напряжённо-расчётливый восторг  боя».

Чувства страха и боевого возбуждения полярны  с точки зрения противоположности  между пассивным и активным чувством. Но они полярны также и с  точки зрения противоположности  между неудовольствием и удовольствием. Страх — безусловно, отрицательное чувство; он всегда неприятен, а при сильных степенях мучителен. Чувство же боевого возбуждения включает в себя положительные переживания: радость борьбы, гордое сознание своей силы и т. д.

Есть люди, которые  в борьбе с опасностью находят  величайшую радость жизни. Таков  был, например, великий русский полководец Суворов, о котором один из его  биографов пишет: «Всякий раз, когда  ему приходилось провести несколько  лет вне боевой обстановки, он начинал  буквально хиреть. Образно выражаясь, он хорошо спал только под грохот пушек. Так было с ним всю его жизнь  вплоть до глубокой старости».

Замечательный русский революционер, один из лучших соратников Ленина и Сталина, Яков Михайлович Свердлов говорит в одном из своих  писем: «...Борьба людей и с внешними условиями и между собой за господство новых начал жизни  полна захватывающего интереса. Принять  участие в этой борьбе — огромное наслаждение».

Маркс на вопрос о том, каково его представление  о счастье, ответил одним словом: «Борьба» [Теплов Б.М. Психология. - М.: Учпедгиз. 1953.]

Проблему временного развития эмоциональных процессов  впервые поставил и рассмотрел В. Вундт. Он считал, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении  эмоционального переживания. В учении Вундта отчетливо обозначено еще  одно положение, касающееся динамики эмоциональных  процессов - положение о слиянии, соединении, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Так, сострадание объединяет соединением печали и любви, ревность - сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. Вопрос об актуальной динамике эмоциональных явлений, о том, как они возникают, протекают, сменяют друг друга, угасая и вновь возникая, целесообразно рассматривать на конкретных примерах.

В выявлении  и описании конкретных закономерностей  порождения одних эмоций другими  больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что  эмоциональные отношения, развивающиеся  при различных обстоятельствах  из некоторой исходной эмоции, в  отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает чувствам того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может  распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмете нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть. Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят не по его вине, то он будет охвачен чувством приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия.

Такой причиной может быть сам объект любви или, например, тот, кого он любит. В последнем  случае возникает особый вид ненависти- ревность.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться.

Второй компонент - эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное- когда оно оценивается как негативное. Положительное чувство побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательное- побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля чувств (от полной ориентации и контроля за чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности).

Особенности динамики чувств обусловлены объективно и  субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения  и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия.

К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова относится все, что касается внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность, предшествующие впечатления. [http://trainings72.ru/ozdorovitelnye/dinamika-chuvstv-cheloveka.html] 
 
 

  1. Формы переживания чувств.
 

Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как  свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и  т.д. Нередко этот чувственный тон  оказывается следствием прежних  сильных переживаний, отголосков прошлого опыта. Иногда он служит показателем  того, удовлетворяет или не удовлетворяет  предмет человека, успешно или  неуспешно протекает деятельность. Например, одна и та же геометрическая задача может сопровождаться разными  чувствами в зависимости от успешности ее решения.

   Могут  быть выделены следующие основные эмоциональные состояния (по К. Изарду - “фундаментальные эмоции”), каждое из которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

   Интерес  (как эмоция) - положительное эмоциональное  состояние, способствующее развитию  навыков и умений, приобретению  знаний и мотивирующее обучение.

   Радость  - положительное эмоциональное состояние,  связанное с возможностью достаточно  полно удовлетворить актуальную  потребность, вероятность чего  до этого момента была невелика  или во всяком случае неопределенна.

   Удивление  — не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного  знака эмоциональная реакция  на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие  эмоции, направляя внимание на  объект, его вызвавший, и может  переходить в интерес.

   Страдание  - отрицательное эмоциональное состояние,  связанное с полученной достоверной  или кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения  важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось  более или менее вероятным,  чаще всего протекает в форме  эмоционального стресса. Страдание  имеет характер астенической (ослабляющей  человека) эмоции.

   Гнев - эмоциональное  состояние, отрицательное по знаку,  как правило, протекающее в  форме аффекта и вызываемое  внезапным возникновением серьезного  препятствия на пути удовлетворения  исключительно важной для субъекта  потребности. В отличие от страдания,  гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и  кратковременный, жизненных сил).

Информация о работе Эмоционально-волевые процессы