Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение
В этот период ребенок нарабатывает «понятийный уровень», формируются его способности речевой и мыслительной деятельности.
С младенцем необходимо общаться с первых недель зачатия. Все структуры малыша: дух, душа, тело — жаждут общения. Они осваивают общение сознанием, подсознанием и действием. Разговор или рассказ отца, матери с малышом на разные темы обогащает младенца и приобщает его к культуре мышления, к культуре речи.
Когда мамы девять месяцев ждут появления младенца на свет — они мечтают о своем малыше, мечтают, как он родится, каким он будет, что они вместе будут делать, как все обрадуются рождению.
Мечты матери и отца создают образ идеального, совершенного и тем самым создают «лесенку» развития, устремленности к совершенствованию. Добрые мечты родителей учат мечтать и младенцев. Поэтому необходимо знать о жизни и воспитании ребенка еще до рождения.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
Развитие органов и систем организма происходит в строгой очередности по жесткой, генетически заданной программе.
0-2 недели — стадия яйца. Начинается с оплодотворения в маточной трубе яйцеклетки сперматозоидом. За 3—4 дня яйцо спускается в матку и закрепляется там. К моменту, когда запас питательных веществ в яйце заканчивается, начинают функционировать структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма. Питательные вещества и кислород поступают к будущему ребенку из крови матери через вену пупочного канатика.
3—32 недели — стадия зародыша. Формируются различные системы и органы будущего ребенка.
На 3-й неделе у него уже бьется то, что потом станет сердцем. Появляются зачатки спинного и головного мозга. В это время они особенно чувствительны к вредным физическим и химическим воздействиям.
На 4-й неделе продолжают совершенствоваться сердечно-сосудистая и нервная системы, пищеварительный тракт. Зародыш достигает уже 4 мм в длину, у него появляются зачатки ручек и ножек.
На 5-й неделе возникает кора головного мозга. Вырисовываются черты лица: глазные впадины, нос, ушные раковины. Вредные воздействия в этом периоде могут привести к нарушению формирования верхней губы, в результате чего дети потом рождаются с расщелиной (с так называемой «заячьей губой»).
На 6-й неделе закончено формирование позвоночника, хрящевыми тканями выполнен скелет. На лице хорошо различимы нос, верхняя и нижняя челюсти, ушки. Продолжают расти руки и ноги, но пальцев пока еще нет. При ультразвуковом обследовании можно обнаружить, что сердце уже начало биться.
На 7-й неделе в сердце появляются перегородки. Нарушение этого процесса чревато пороками сердца. Образуются зачатки мужских или женских половых желез.
На 8-й неделе он умеет открывать и закрывать рот. На конечностях формируются пальчики. У мальчиков появляется половой член. К концу этой стадии большинство органов и систем будущего ребенка сформированы. В это время они отличаются повышенной чувствительностью к повреждающим факторам.
9 недель — стадия зародыша. В этот период развиваются основные внутренние органы: головной мозг, сердце, легкие, печень, кишечник, почки. В течение этого времени все органы и системы будущего ребенка совершенствуются и тренируются.
На 12-й неделе плод уже умеет гримасничать, его мимика отражает изменение лица женщины во время смеха или плача. Каждый день он выпивает, совершая при этом глотательные движения, некоторое количество околоплодной жидкости, в которой плавает. Мать его движений еще не ощущает. Руки вырастают настолько, что пальчиками он может дотянуться до головы. У мальчиков увеличивается в размерах половой член, у девочек уже сформированы влагалище, матка, маточные трубы. К концу 12-й недели с помощью ультразвукового исследования можно установить пол будущего ребенка.
Ребенок спит и бодрствует, чувствует равновесие, маме желательно танцевать плавные танцы; младенец кувыркается.
В 14 недель у малыша начинают расти волосы, ресницы, брови, ногти.
С 14—15-й недели беременность женщины становится заметна окружающим, а на 18-19-й неделе движения плода становятся настолько интенсивными, что будущая мать начинает их чувствовать. Внимательная женщина отмечает связь переживаний своих эмоций (и положительных, и отрицательных) с характером движений плода. По их силе, частоте, особенностям шевеления она способна предположить, хорошо ему или нет. В это время формируется внутреннее ухо, он слышит голос матери. Маме рекомендуется много петь протяжные песни, разговаривать с малышом. Для улучшения развития слуха хорошо разговаривать с ним через рупор, приставленный к животу.
На 22-й неделе тело начинает покрываться тонкими, мягкими волосками.
На 24-й неделе в основном завершается образование клеток головного мозга. Движения плода становятся более дифференцированными. Он умеет открывать глаза. На подушечках пальцев появляется уникальный и неповторимый кожный узор.
На 28-й неделе тело плода покрыто нежными волосками. Развивается подкожножировая клетчатка, обеспечивающая после родов поддержание постоянной температуры тела. Развивается чувство вкуса (горькое, сладкое и т. п.) и формируется зрение.
На 32-й неделе темп роста плода снижается. Он уже настолько велик, что в околоплодном пузыре ему тесно. В этой ситуации наиболее выгодным положением, обеспечивающим максимальную подвижность в воронкообразной матке, является положение вниз головой. Нормально развивающийся плод принимает его. Формируется иммунитет.
К концу 9-го месяца организм плода настолько совершенен, что он уже готов к внеутробной жизни.
Будущей матери полезно знать следующее: находящийся внутри нее, защищенный от внешних воздействий ее телом малыш способен, однако, улавливать сигналы внешнего мира: звуки, свет, вибрации, тактильные воздействия. Ему доступны и вкусовые ощущения. Функционирование вестибулярного аппарата позволяет плоду перед родами принять положение, оптимальное при родоразрешении, при условии наличия правильной структуры и подвижности таза матери. Кроме того, плод испытывает все эмоции, которые переживает мать. При волнении, огорчениях, радости у человека меняется биоэлектрическая активность головного мозга, частота сердечных сокращений и дыхания, артериальное давление, биохимический состав крови. Подобные изменения в организме беременной женщины, безусловно, влияют на плод. Доказано, что плод способен запоминать полученную информацию и связывать с ней пережитые эмоции до рождения.
Датчанином Ф. Бельдманом на основе способности плода реагировать на тактильные раздражители была разработана методика установления обратной связи с плодом. Он назвал это гаптономией (в переводе с греческого — прикосновение). Поглаживая живот беременной женщины, тихонько постукивая по нему, можно добиться ответных толчков и шевелений плода. Таким образом можно снизить беспокойство плода, можно стимулировать его движения, развивая тем самым его мускулатуру. Важно, чтобы во время подобных сеансов женщина была спокойна, испытывала положительные эмоции. В таком случае проведение подобной процедуры лучше всего поручать будущим отцам. Результаты исследований показали, что подобные занятия способствуют лучшему взаимопониманию родителей, как между собой, так и с ребенком после рождения.
На 4—6-м месяце беременности плод хорошо слышит. Если будущие мать и отец разговаривают с ним, после родов ребенок будет способен узнавать их голос. Например, мать может попросить своего младенца, находящегося в утробе, подвигать ножкой на голос отца. В последующем ребенок встречает отца (его голос) активными движениями ручек и ножек. Это может значительно способствовать адаптации его к новым условиям, в которые он попадает после рождения. Австрийскими учеными была доказана удивительная связь успокаивающей и возбуждающей музыки на моторику плода. Беременная женщина должна учитывать это.
Не нужно забывать, что вкусовые пристрастия ребенка формируются во внутриутробном периоде развития. Состав крови матери, которую плод получает через пуповину, зависит от того, что женщина ест. То же можно сказать и об околоплодной жидкости, в которой он плавает и которую пьет.
Установив, что плод воспринимает через брюшную стенку матери яркий солнечный свет, французские врачи рекомендуют беременным в солнечные дни гулять в легком платье в период с 11 часов до 16 часов. Они отмечают, что это улучшает двигательную активность плода и способствует его развитию.
Важно знать, что примерно на 22-й неделе беременности плод вырабатывает свой режим сна и бодрствования, во многом совпадающий с материнским. Поэтому, чтобы после родов с новорожденным было меньше хлопот, беременная женщина должна придерживаться такого режима дня, который будет способствовать оптимальному уходу за новорожденным. Ложитесь спать в 22.00, вставайте в 7.00.
Итак, если будущие родители не только любят своего еще не родившегося ребенка, но и уважают его, они будут стараться установить с ним контакт при помощи речи, прикосновений, будут давать ему слушать хорошую музыку, оберегать от неприятных, слишком громких, немелодичных звуков. Беременная женщина будет считаться с тем, что он восприимчив к употребляемым ею напиткам и пище, к окружающему освещению. Она и ее близкие все время будут помнить, что эмоции, которые испытывает будущая мама, переживает и будущий ребенок. Тогда претенциозные, научно не обоснованные советы беременным изнурять себя голодом, придерживаться необычных диет, чрезмерно заниматься физическими упражнениями, обливаться ледяной водой, окунаться в прорубь, а затем париться и т. п., будут восприниматься критически.
Если мать ведет беспокойный образ жизни, много нервничает, если у нее есть склонность к злобному поведению, то и ребенок ее в последующем развивается часто беспокойным, злобным, агрессивным; имеет трудности в поведении, плохо управляем. Не удивительно, что потом сама мать страдает с таким ребенком. Он плохо учится, плохо себя ведет. Когда вырастает, стремится в асоциальные группы, где к нему быстро прививаются все болезни цивилизации.
Одной из причин роста наркомании и токсикомании является врожденное слабое развитие опиатной системы в центральной нервной системе человека. Опиатная система вырабатывает особые гормоны — гормон радости и жизненной адаптации (эндорфины, энкефалины) — и в норме их в семь раз больше, чем гормонов «плохого настроения». Если опиатная система работает плохо, то у человека снижено настроение, ему трудно общаться с людьми, он очень болезненно воспринимает происходящее, особенно подвержен стрессу, плохо переносит боль, у такого человека повышенная тревожность, и человек ищет выход. Своих гормонов радости не хватает, тогда он принимает их искусственные заменители — наркотики, алкоголь, пытается компенсировать их нехватку острыми ощущениями, асоциальным поведением и т. д.
Поэтому, радуйтесь! Давайте гормоны радости своему еще не родившемуся малышу, пусть не будет у него ни в чем недостатка: ни в телесных, ни в душевных потребностях.
Оба родителя должны иметь постоянное
эмоциональное и речевое общени
Тело ребенка до его рождения содержит около 95% воды. Вода имеет уникальное свойство изменять свою структуру под действием музыки, света, тепла и т. п. Японский ученый Масару Эмото провел следующий эксперимент: он поставил дистиллированную воду рядом с магнитофоном, включал различные музыкальные произведения и затем замораживал эту воду. В первом варианте вода «слушала» музыку Франца Шуберта «Аве Мария». В результате образовывались красивые кристаллы в виде снежинок. Во втором случае вода «слушала» рок-музыку «тяжелый металл». После замерзания образовывались кристаллы в виде спила гнилого дерева. Такая же разница получалась при озвучивании воды «хорошими» и «плохими» словами. Музыкотерапия — это не только метод улучшения здоровья, но и дородовая стимуляция памяти и интеллекта ребенка.
Ребенок начинает запоминать музыку подсознательно, еще находясь в утробе матери. Первые зачатки слуха начинают формироваться с 14 недель, и к 21-й неделе слух функционирует полностью. Плод особенно плохо переносит громкие звуки. Так, дети женщин, живших при беременности вблизи аэродрома, имели меньший вес и были слабее, чем дети матерей из спокойной местности. При неприятных или громких звуках у плода наблюдается учащенное сердцебиение и он выполняет резкие движения. Спокойная и тихая музыка успокаивает его.
Наилучшей музыкой для ребенка считается голос матери и стук ее сердца. Беременным женщинам можно посоветовать больше петь и чаще прослушивать классическую музыку.
Из музыкальных инструментов при беременности надо слушать флейту, которая активизирует работу головного мозга; виолончель, она положительно влияет на органы малого таза; арфу, которая улучшает работу сердца; скрипку, наполняющую любовью сердце и душу; орган, колокола. Общеизвестно благотворное влияние гармоничной музыки на течение беременности и родов. Гармоничная музыка по ритму близка к «золотому сечению вселенной». Это звуки природы, пение птиц, народная и классическая музыка (С. В. Рахманинов, Э. Григ, Л. И. Чайковский, И. Брамс, Ж. Бизе и др.). Любимая музыкальная кассета — это необходимая вещь, которую нужно взять с собой в роддом. Кроме того, установлена способность музыки стимулировать развитие памяти и интеллекта ребенка задолго до его рождения. А. Т. Юсфин и Н. П. Коваленко предлагают специальную технологию внутриутробного обучения ребенка с помощью музыки для дородовой стимуляции памяти и интеллекта.
Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации