Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науке

«Пермский государственный  педагогический университет»

Факультет дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

«Эмоциональное общение  детей младенческого возраста в  условиях депривации».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Работу выполнила:

                                                                       студентка заочного отделения

факультета дошкольной педагогики

и психологии

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Пермь 2009

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.

1.1. О жизни и воспитании  ребенка до рождения.

1.2  Малыш появился на свет.

 

Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста

2.1 Врожденные формы психики  и поведения

2.2 Двигательная активность ребенка.

2.3. Восприятие и память у младенцев.

2.4 Речь и мышление младенца.

2.5. Развитие познавательной сферы  младенца, подготавливающее формирование  интеллекта ребенка.

Глава III. Становление общения.

Глава IV. Госпитализм.

 

4.1. Психическая  депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни

4.2. Особенности  депривации психического развития в младенчестве

 

Экспериментальная часть

 

Заключение

 

Литература

 

Приложения

 

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                        "Начала, заложенные в детстве  человека, похожи на вырезанные

                                                 на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

                                                                              составляющие неотъемлемую часть его..."

 

                                                    В.Гюго

 

 

 

 

 

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к  проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  обнаруживается, что первые годы жизни  являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Исследованиями выдающихся отечественных  психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

В исследованиях ведущих отечественных  психологов доказано, что потребность  в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

 

Еще не родившийся ребенок - это формирующееся  человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его  появлением; богатство общения, которое  мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В период младенчества ребенка также  очень важно своевременно создавать  условия для формирования тех  или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

В отдельные периоды детства  возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в  тех или иных направлениях, а затем  такие возможности постепенно или  резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

 

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка /подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза / в младенческом и раннем возрасте /. Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях : из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид  социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

 

 Общение - один из важнейших  факторов общего психического  развития ребенка. Только в  контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Общение - это взаимодействие, общность. Под общением понимаем не всякое взаимодействие людей , а именно такое в ходе которого каждый его  участник активен, выступает как  субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношения партнера к себе.( Лисина М.И.)

 Первый год жизни является  периодом для развития деятельности  общения, которая становится своеобразные  фундаментом для всех последующих видов деятельности. В результате непосредственного эмоционального общения, происходит становление аффективно-личностных отношений между ребенком и взрослым, и на этой основе - развитие познавательных., эмоциональных процессов, речи, начальных манилулятивных действий.

 

А. Джерсилд, описывая эмоциональное  развитие детей, отмечал, что способность  ребенка любить окружающих тесно  связана с тем, сколько любви  он получил сам и в какой  форме она выражалась.

Л. С. Выготский* считал, что отношение  ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между  ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.

Предметом данной работы является наблюдение детей в периоды новорожденности  и младенчества.

 

? Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации, определить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психического развития.

 

 

 

? Цель работы - выявить значение психологической поддержки родителей или взрослых

(в Доме ребенка в период  младенчества) для гармоничного развития ребенка в периоды до рождения, новорожденности и младенчества ребенка.

В соответствии с целью данной работы, определяются следующие задачи:

 

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по изучению и описанию  роли эмоционального общения детей раннего возраста с взрослыми.

 

2. Раскрыть основные особенности  общения детей с взрослыми.

 

3. Определить влияние общения  на психическое развитие ребенка.

 

В данной работе использованы следующие  методы:

 

· анализ научно-педагогической и  методической литературы;

 

· педагогический эксперимент (наблюдения, проведение диагностики, беседы с воспитателями).

 

Данные исследования были направлены на проверку гипотезы: обеспечение  ребенку психологической поддержки  со стороны взрослого, в первую очередь  матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.

 

До сих пор зачастую не придают  значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука  уже с уверенностью утверждает: психика  нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.

Мать - это первая земная вселенная  ребенка, поэтому все, через что  она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное  влияние на его психику.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша порой тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что  только она служит ребенку средством  абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию  для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Пренатальное развитие несет в  своей основе мысль о необходимости  предоставления эмбриону и затем  плоду самых лучших материалов и  условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего  потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная  ребенка, его «живая сырьевая база»  как с материальной, так и с  психической точек зрения.

Мать является также посредником  между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у  матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

«Общение с младенцем  — один из самых важных воспитательных и оздоровительных процессов в период развития и формирования плода», — считает автор программы «Ступеньки роста» Н. А. Гительсон. Для младенца важно, чтобы о нем думали. Для ребенка всегда важно, чтобы был хотя бы один человек, который думает о нем. Причем важно и что, и как думает. С пространством мыслей матери и отца связано пространство мыслей растущего малыша. Именно во внутриутробный период начинает формироваться система «родители — дети», эта система наполняется палитрой созданных совместно отношений. Основа родительских отношений с ребенком складывается, оформляется в период созревания плода — все девять месяцев. Формирование этих отношений всегда взаимно творческий процесс.

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации