Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение
Анализ результатов и составление заключения
На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.
Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе.
Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ребенка.
Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.
Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения — до 2,5—3 месяцев — у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяцев может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.
Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.
Средства общения. В период становления общения — до 2,5 месяцев — состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов — слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента, и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.
После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты туловища и т.д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.
Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3—3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициативности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репертуар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого находится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров — явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.
Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется. (Форма и образец заключения приведены в прил. 1.)
Протокол регистрации
Фамилия, имя ребенка
Ситуации |
Сосредоточение |
Улыбка |
Двигательное оживление |
Вокализации |
Отвлечения |
Примечания |
«Пассивный взрослый» |
||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
«Чистое общение» | ||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
«На руках у взрослого» | ||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
||||||
Воздействия взрослого |
||||||
Пауза |
Возраст
Дата обследования
Заключение об уровне развития общения у ребенка
в первом полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Инициативность
ребенка в общении (
описать по показателям)
Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)
Репертуар коммуникативных
средств (обедненный, ограниченный, достаточ
ный — конкретизировать по показателям
с указанием отсутствующих или
слабовыраженных компонентов КО)
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения
— нормальный,
задержка в развитии общения, глубокая
задержка в развитии общения с
указанием отсутствующих или слабовыраженных
параметров и указание воз
можных причин задержки)
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными
причинами задержки
в развитии общения, в случае необходимости
направление к соответствую
щим специалистам)
Подпись
Рома - возраст 1,5 мес. на начало обследования.
Шкалы оценки выраженности
компонентов комплекса
Компоненты комплекса оживления |
Критерии оценки компонентов |
Баллы |
29.07.08 |
31.07.08 |
04.08.08 |
10.08.08 10.08.08 |
17.08.08 17.08.08 |
Сосредоточение |
Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд. |
0 |
|||||
|
Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого. |
1 |
* |
* |
|||
|
Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого. |
2 |
* |
||||
|
Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого. |
3 |
* |
* | |||
Улыбка |
Отсутствует. |
0 |
* |
||||
|
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой. |
1 |
* |
* |
|||
|
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. |
2 |
* |
* | |||
|
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. |
3 |
|||||
Двигательное оживление |
Отсутствует. |
0 |
* |
* |
|||
|
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. |
1 |
* |
* |
* | ||
|
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. |
2 |
|||||
|
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. |
3 |
|||||
Вокализации |
Отсутствуют. |
0 |
* |
* |
* |
* |
|
|
Тихий однократный голосовой звук. |
1 |
* | ||||
|
Эпизодические голосовые звуки. |
2 |
|||||
|
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики. |
3 |
Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни
Параметры общения |
Критерии оценки параметров |
Баллы |
29.07.08 |
31.07.08 |
04.08.08 |
10.08.08 |
17.08.08 |
Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый») |
Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения. |
0 |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. |
1 |
|||||
|
Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается. |
2 |
|||||
|
Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют. |
3 |
|||||
Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях) |
Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого. |
0 |
* |
||||
|
Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. |
1 |
* |
||||
|
Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания. |
2 |
* |
* |
* | ||
|
Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения. |
3 |
|||||
Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях) |
Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО. |
0 |
* |
||||
|
Обедненный
репертуар коммуникативных |
1 |
* |
* |
* |
||
|
Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу. |
2 |
* | ||||
Достаточный уровень владения средствами общения: В составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.
|
3 |
Приложение 1
Протокол регистрации
Фамилия, имя ребенка
Ситуации |
Сосредоточение |
Улыбка |
Двигательное оживление |
Вокализации |
Отвлечения |
Примечания | |||||
29.07.08 |
10.08.08 |
29.07.08 |
10.08.08 |
29.07.08 |
10.08.08 |
29.07.08 |
10.08.08 |
||||
«Пассивный взрослый» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
«Чистое общение» |
|||||||||||
Воздействия взрослого |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|||
Пауза |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
* |
||
Воздействия взрослого |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
|||
Пауза |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
* |
||
Воздействия взрослого |
2 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
|||
Пауза |
1 |
0 |
1 |
0 |
* |
||||||
Воздействия взрослого |
2 |
0 |
2 |
0 |
|||||||
Пауза |
|||||||||||
Воздействия взрослого |
|||||||||||
Пауза |
|||||||||||
«На руках у взрослого» |
На руках замирает | ||||||||||
Воздействия взрослого |
3 |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Пауза |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Воздействия взрослого |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|||
Пауза |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Воздействия взрослого |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|||
Пауза |
|||||||||||
Воздействия взрослого |
|||||||||||
Пауза |
Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации