Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов  и составление заключения

На основании данных первичного протокола наблюдений и  в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.

Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе.

Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ребенка.

Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.

Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения — до 2,5—3 месяцев — у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяцев может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.

Для ребенка старше 3 месяцев  нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.

Средства  общения. В период становления общения — до 2,5 месяцев — состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов — слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента, и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.

После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты туловища и т.д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.

Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3—3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициативности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репертуар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого находится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров — явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.

Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется. (Форма и образец заключения приведены в прил. 1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Приложение 1

Протокол регистрации показателей  общения в первом полугодии жизни  ребенка

 

 

 

Фамилия, имя ребенка

Ситуации

Сосредоточение

Улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отвлечения

Примечания

«Пассивный взрослый»

           

 

           

 

           

 

           

 

           

«Чистое общение»

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

«На руках у взрослого»

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           

Воздействия взрослого

           

Пауза

           



 

Возраст 

Дата обследования

 

 

 

 

Заключение об уровне развития общения у ребенка 

                в первом полугодии жизни

 

Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования 

 

Инициативность  ребенка в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — 
описать по показателям) 

Чувствительность  к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)

Репертуар коммуникативных  средств (обедненный, ограниченный, достаточ 
ный — конкретизировать по показателям с указанием отсутствующих или 
слабовыраженных компонентов КО) 

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения — нормальный, 
задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с 
указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и указание воз 
можных причин задержки) 

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки 
в развитии общения, в случае необходимости направление к соответствую 
щим специалистам) 

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

Рома - возраст 1,5 мес. на начало обследования.

 

 

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

 

 

 

Компоненты комплекса оживления

Критерии оценки компонентов

Баллы

29.07.08

31.07.08

04.08.08

10.08.08  10.08.08

17.08.08  17.08.08

Сосредоточение

Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд.

0

         

 

Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

1

 

*

 

*

     

 

Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого.

2

     

*

 

 

Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

3

   

*

 

*

Улыбка

Отсутствует.

0

    *

       

 

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

1

 

*

 

*

 

 

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

   

*

 

*

 

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

         

Двигательное оживление

Отсутствует.

0

*

*

     

 

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

1

   

*

*

*

 

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

         

 

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

         

Вокализации

Отсутствуют.

0

*

*

*

*

 

 

Тихий однократный голосовой  звук.

1

       

*

 

Эпизодические голосовые звуки.

2

         

 

Многократные разнообразные  голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

3

         

 

 

 

 

 

Шкалы оценки параметров общения в  первом полугодии жизни

 

Параметры общения

Критерии оценки параметров

Баллы

29.07.08

31.07.08

04.08.08

10.08.08

17.08.08

Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый»)

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения.

0

*

*

*

*

*

 

Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

         

 

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

2

         

 

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

3

         

Чувствительность к  воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое  общение»  и  «Общение  на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях)

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

0

*

       

 

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

 

*

     

 

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

2

   

*

*

*

 

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

3

         

Средства общения (определяются по характеристикам компонентов  КО во всех ситуациях)

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

0

*

       

 

Обедненный  репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах.

1

 

*

*

*

 

 

Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу.

     2

       

*

 

Достаточный уровень владения средствами общения:

В составе КО у ребенка  присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

 

 

 

 

 

      3

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Протокол регистрации показателей  общения в первом полугодии жизни  ребенка

 

Фамилия, имя ребенка

 

 

 

 

Ситуации

Сосредоточение

Улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отвлечения

Примечания

29.07.08

10.08.08

29.07.08

10.08.08

29.07.08

10.08.08

29.07.08

10.08.08

     

«Пассивный  взрослый»

0

0

0

0

0

0

0

0

     

 

                     

 

                     

 

                     

 

                     

«Чистое общение»

         

Воздействия взрослого

1

3

0

2

0

1

0

0

     

Пауза

1

1

0

1

0

1

0

0

*

   

Воздействия взрослого

1

3

0

2

1

1

0

1

     

Пауза

1

1

0

1

1

0

0

0

*

   

Воздействия взрослого

2

3

0

2

1

1

0

1

     

Пауза

1

 

0

 

1

 

0

 

*

   

Воздействия взрослого

2

 

0

 

2

 

0

       

Пауза

                     

Воздействия взрослого

                     

Пауза

                     

«На руках  у взрослого»

       

На руках замирает

Воздействия взрослого

3

3

0

1

0

0

0

0

     

Пауза

2

3

0

1

0

0

0

0

     

Воздействия взрослого

3

3

1

1

1

1

0

0

     

Пауза

2

3

0

1

0

0

0

0

     

Воздействия взрослого

3

3

2

1

1

1

0

0

     

Пауза

                     

Воздействия взрослого

                     

Пауза

                     

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации