Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение
Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.
Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:
- внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
- положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);
- перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы).
Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо. У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.
Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно. Сначала у младенца обнаруживаются внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные положительные реакции на них и вскоре отмечаются инициативные проявления. О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков: взгляда в глаза взрослого, ответных и инициативных улыбок, двигательного оживления и вокализаций, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Описание диагностических ситуаций
Поведение младенца первого полугодия жизни спонтанно и неустойчиво, его активная и реактивная составляющие трудно различимы, поэтому судить об уровне развития общения у ребенка на этом этапе можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем. Чем пассивнее взрослый, тем активнее ведет себя младенец, побуждаемый потребностью в общении. Соответственно процедура диагностики включает следующие три ситуации, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого.
Ситуация 1. «Пассивный взрослый»
Цель: выявление параметров общения при наименьшей коммуникативной активности взрослого.
В ситуации пассивности взрослого основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы привлечь к себе его внимание и побудить к общению, поэтому здесь ярче всего проявляется инициативность ребенка.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к младенцу, но не смотрит ему в лицо, делая вид, что его внимание привлечено к чему-то другому. В течение 20—30 секунд он не вступает в общение с ребенком, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью (все сильнее размахивая ручками, громче вскрикивая и др.), следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, тем самым переходя к следующей диагностической ситуации.
Возможны другие варианты поведения ребенка. Бывает, что ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому, и он не замечает взрослого. Тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента. Малыш может проявить недовольство пассивностью взрослого — хмуриться, отворачиваться, хныкать. Тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».
Ситуация 2. «Чистое общение»
Цель: выявление параметров общения при коммуникативной активности взрослого.
В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка заключается в том, чтобы выразить отношение к воздействиям взрослого, побудить его к выражению отношения к себе и тем самым продлить общение. Поэтому здесь выявляется в основном чувствительность ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.
Процедура проведения диагностической пробы. Проба «Чистое общение» представляет собой чередование периодов активных воздействий взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать «агу» и т.д. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка; ожидает воздействий с его стороны.
Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. (Например: «Мишенька, агу! Скажи, Мишенька, „агу"! Молодец, Мишенька, умница, вот какой хороший малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой красивый, веселый, румяный? Какие у Мишеньки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками „бегать"! Вот так, вот так, какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами. Поведение ребенка фиксируется в протоколе. Это период активных воздействий взрослого.
Затем взрослый делает паузу: слегка отстранясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления. Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.
Как правило, для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ситуаций бывает достаточно. Для более маленьких детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого».
Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого»
Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной активности взрослого.
В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения. Здесь, в основном, выявляется чувствительность ребенка к воздействиям взрослого.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится в течение 1 минуты. Поведение ребенка фиксируется в протоколе так же, как в ситуации «Чистое общение».
В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления.
Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления
Компоненты комплекса оживления |
Критерии оценки компонентов |
Баллы |
Сосредоточение |
Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд. |
0 |
| Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого. |
1 |
| Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого. |
2 |
| Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого. |
3 |
Улыбка |
Отсутствует. |
0 |
| Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой. |
1 |
| Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. |
2 |
| Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. |
3 |
Двигательное оживление |
Отсутствует. |
0 |
| Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. |
1 |
| Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. |
2 |
| Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. |
3 |
Вокализации |
Отсутствуют. |
0 |
| Тихий однократный голосовой звук. |
1 |
| Эпизодические голосовые звуки. |
2 |
| Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики. |
3 |
Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни
Параметры общения |
Критерии оценки параметров |
Баллы |
Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый») |
Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения. |
0 |
| Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. |
1 |
| Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается. |
2 |
| Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют. |
3 |
Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях) |
Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого. |
0 |
| Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому. |
1 |
| Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания. |
2 |
| Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения. |
3 |
Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях) |
Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО. |
0 |
| Обедненный
репертуар коммуникативных |
1 |
| Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу. Достаточный уровень владения средствами общения: В составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.
|
2 |
Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации