Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Объект – восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования – процесс развития восприятия у старших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Гипотеза – предполагается, что у детей с нарушениями интеллекта будет отмечаться отставание в развитии процессов восприятия.


Задачи исследования:

1.Изучить современное состояние проблемы восприятия в психолого- педагогической литературе.

2.Определить особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение.

Глава 1.Теоретические основы проблемы развития восприятия.

1.1.Теоретическое представление о восприятии в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе …………..……………………………..…4

1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в норме ...……….......19

1.3.Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.………………………………………………………...……….……….22

Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта

2.1. Цели, задачи, методика исследования ..………………..…………………....28

2.2. Результаты эксперимента ...………………………………………………….32

Заключение………………………………………….……………………..………39

Литература………………………………………………………...……………….41

Приложение……………………………………………………………………..…43

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     В отличие от детей с нормальным интеллектом, дети с нарушениями  интеллекта отстают в сроках развития восприятия:

     - с трудом выделяют в объекте  его составные части, пропорции,  своеобразие строения, могут упустить  важные детали;

     - недостаточно активны, у них  слабая целенаправленность, которая  проявляется в отсутствии стремления  рассмотреть во всех деталях  предмет или явление, разобраться  во всех его свойствах.

     - дети с нарушениями интеллекта  не замечают мелких деталей  в картинке;

     - дети с нарушением интеллекта  имеют нормальный слух, но не  умеют слышать. Именно поэтому  они плохо представляют себе  окружающие предметы, недостаточно  ориентируются в пространстве.

     Уровень восприятия низкий (см. приложение 3).

     Восприятие  играет важную роль в развитии психических процессов и личности в целом, как для детей с нормальным уровнем развития так и для детей с нарушениями интеллекта.

     Литература:

     1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Знание, 1999. – 468 с.

     10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1999. – 592 с.

     10. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., 1999. – 620 с.

     11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2000. – 429 с.

     12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Знание, 1999. – 370 с.

     13. Петровский А.В. Краткий психологический словарь – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 260 с.

     14. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореферат.- М.1977, 8 с.

     15. КатаеваА.А., СтребелеваЕ.А. Дошкольная олигофрено-педагогика-М.,2005.

     16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

     17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1998. – Кн. 2: Психология образования. – 643 с.

     18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с.

     19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Знание, 2000. – 462 с.

     2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1999. – 472 с.

     20. Профилактическая психология в  тестах. – М.: ACT-ПРЕСС, 1999. – с.245.

     21. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии в 2-х томах. − Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1998. – Т.1. – 542 с.

     22. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка дошкольного возраста. – М., 1963. – 639 с.

     23. Стребелева Е.А.,Екжанова Л.А. Программа коррекционно – развивающая. Воспитании и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

     24. Стребелева Е.А. Специальная - дошкольная педагогика. М -2001, с.25.25.

     3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988. – 636 с.

     4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г., с.52.

     5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988 г., с.75

     6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 592 с.

     7. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Знание, 2003. – 658 с.

     8. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1996. – 620 с.

     9. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – СПБ.: Издательство «Питер», 2000. – 428 с.

     Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1996. – 364 с. 

 

Приложение  1

 
 
 
 

Списки  детей

    Учреждение Имена детей
    МДОУ  «Детский сад «Березка» п. Ибреси 1 Никита А.
    2 Ира С.
    3 Таня Р.
    4 Юля Ш.
    5 Саша Г.
 
 
 
 
 
 
 
    Учреждение Имена детей Диагноз
    Ибресинская школа-интернат 1 Катя П. Легкая умственная отсталость
    2 Саша Т. Легкая умстевенная  отсталость
    3 Галя М Легкая умстевенная  отсталость
    4 Оля С. Легкая умстевенная  отсталость
    5 Юра И. Легкая умстевенная  отсталость

 

Приложение 2

 

Показатели  уровня восприятия у  детей старшего дошкольного 

возраста  с нормальным интеллектом 
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Изучение восприятия формы, цвета и величины»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Никита А. 8 Высокий
    2 Ира С. 8 Высокий
    3 Таня Р. 7 Высокий
    4 Юля Ш. 5 Средний
    5 Саша П. 2 Низкий 
 
 
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Восприятие на слух текста стихотворения»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Никита А. 5 Высокий
    2 Ира С. 5 Высокий
    3 Таня Р. 5 Высокий
    4 Юля Ш. 4 Средний
    5 Саша П. 3 Низкий 
 
 
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Восприятие на слух текста стихотворения»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Никита А. 8 Высокий
    2 Ира С. 9 Высокий
    3 Таня Р. 9 Высокий
    4 Юля Ш. 6 Средний
    5 Саша П. 3 Низкий 
 
 
 

 

Приложение 3 

Показатели  уровня восприятия у  детей старшего дошкольного 

возраста с умственной отсталостью  
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Изучение восприятия формы, цвета и величины»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Катя П. 0 Низкий
    2 Саша Т. 4 Средний
    3 Галя М. 7 Высокий
    4 Оля С. 1 Низкий
    5 Юра И. 0 Низкий 
 
 
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Восприятие на слух текста стихотворения»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Катя П. 3 Средний
    2 Саша Т. 3 Средний
    3 Галя М. 4 Высокий
    4 Оля С. 2 Низкий
    5 Юра И. 2 Низкий 
 
 
 
 

Методика  Л.А. Венгера

«Восприятие реальных и контурных картинок»

    Имя ребенка Баллы Уровень
    1 Катя П. 2 Низкий 
    2 Саша Т. 5 Средний
    3 Галя М. 8 Высокий
    4 Оля С. 2 Низкий
    5 Юра И. 2 Низкий 

Информация о работе Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта