Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект – восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – процесс развития восприятия у старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза – предполагается, что у детей с нарушениями интеллекта будет отмечаться отставание в развитии процессов восприятия.
Задачи исследования:
1.Изучить современное состояние проблемы восприятия в психолого- педагогической литературе.
2.Определить особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития восприятия.
1.1.Теоретическое представление о восприятии в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе …………..……………………………..…4
1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в норме ...……….......19
1.3.Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.………………………………………………………...……….……….22
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта
2.1. Цели, задачи, методика исследования ..………………..…………………....28
2.2. Результаты эксперимента ...………………………………………………….32
Заключение………………………………………….……………………..………39
Литература………………………………………………………...……………….41
Приложение……………………………………………………………………..…43
В отличие от детей с нормальным интеллектом, дети с нарушениями интеллекта отстают в сроках развития восприятия:
-
с трудом выделяют в объекте
его составные части,
-
недостаточно активны, у них
слабая целенаправленность, которая
проявляется в отсутствии
- дети с нарушениями интеллекта не замечают мелких деталей в картинке;
- дети с нарушением интеллекта имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, недостаточно ориентируются в пространстве.
Уровень восприятия низкий (см. приложение 3).
Восприятие играет важную роль в развитии психических процессов и личности в целом, как для детей с нормальным уровнем развития так и для детей с нарушениями интеллекта.
Литература:
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Знание, 1999. – 468 с.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1999. – 592 с.
10. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., 1999. – 620 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2000. – 429 с.
12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Знание, 1999. – 370 с.
13. Петровский А.В. Краткий психологический словарь – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 260 с.
14. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореферат.- М.1977, 8 с.
15. КатаеваА.А., СтребелеваЕ.А. Дошкольная олигофрено-педагогика-М.,2005.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1998. – Кн. 2: Психология образования. – 643 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Знание, 2000. – 462 с.
2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1999. – 472 с.
20. Профилактическая психология в тестах. – М.: ACT-ПРЕСС, 1999. – с.245.
21. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии в 2-х томах. − Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1998. – Т.1. – 542 с.
22. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка дошкольного возраста. – М., 1963. – 639 с.
23. Стребелева Е.А.,Екжанова Л.А. Программа коррекционно – развивающая. Воспитании и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.
24. Стребелева Е.А. Специальная - дошкольная педагогика. М -2001, с.25.25.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988. – 636 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г., с.52.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988 г., с.75
6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 592 с.
7. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Знание, 2003. – 658 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1996. – 620 с.
9. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – СПБ.: Издательство «Питер», 2000. – 428 с.
Обухова
Л.Ф. Детская психология: теория, факты,
проблемы. – М., 1996. – 364 с.
Списки детей
Учреждение | № | Имена детей |
МДОУ «Детский сад «Березка» п. Ибреси | 1 | Никита А. |
2 | Ира С. | |
3 | Таня Р. | |
4 | Юля Ш. | |
5 | Саша Г. |
Учреждение | № | Имена детей | Диагноз |
Ибресинская школа-интернат | 1 | Катя П. | Легкая умственная отсталость |
2 | Саша Т. | Легкая умстевенная отсталость | |
3 | Галя М | Легкая умстевенная отсталость | |
4 | Оля С. | Легкая умстевенная отсталость | |
5 | Юра И. | Легкая умстевенная отсталость |
Показатели уровня восприятия у детей старшего дошкольного
возраста
с нормальным интеллектом
Методика Л.А. Венгера
«Изучение восприятия формы, цвета и величины»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Никита А. | 8 | Высокий |
2 | Ира С. | 8 | Высокий |
3 | Таня Р. | 7 | Высокий |
4 | Юля Ш. | 5 | Средний |
5 | Саша П. | 2 | Низкий |
Методика Л.А. Венгера
«Восприятие на слух текста стихотворения»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Никита А. | 5 | Высокий |
2 | Ира С. | 5 | Высокий |
3 | Таня Р. | 5 | Высокий |
4 | Юля Ш. | 4 | Средний |
5 | Саша П. | 3 | Низкий |
Методика Л.А. Венгера
«Восприятие на слух текста стихотворения»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Никита А. | 8 | Высокий |
2 | Ира С. | 9 | Высокий |
3 | Таня Р. | 9 | Высокий |
4 | Юля Ш. | 6 | Средний |
5 | Саша П. | 3 | Низкий |
Приложение
3
Показатели уровня восприятия у детей старшего дошкольного
возраста
с умственной отсталостью
Методика Л.А. Венгера
«Изучение восприятия формы, цвета и величины»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Катя П. | 0 | Низкий |
2 | Саша Т. | 4 | Средний |
3 | Галя М. | 7 | Высокий |
4 | Оля С. | 1 | Низкий |
5 | Юра И. | 0 | Низкий |
Методика Л.А. Венгера
«Восприятие на слух текста стихотворения»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Катя П. | 3 | Средний |
2 | Саша Т. | 3 | Средний |
3 | Галя М. | 4 | Высокий |
4 | Оля С. | 2 | Низкий |
5 | Юра И. | 2 | Низкий |
Методика Л.А. Венгера
«Восприятие реальных и контурных картинок»
№ | Имя ребенка | Баллы | Уровень |
1 | Катя П. | 2 | Низкий |
2 | Саша Т. | 5 | Средний |
3 | Галя М. | 8 | Высокий |
4 | Оля С. | 2 | Низкий |
5 | Юра И. | 2 | Низкий |