Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект – восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – процесс развития восприятия у старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза – предполагается, что у детей с нарушениями интеллекта будет отмечаться отставание в развитии процессов восприятия.
Задачи исследования:
1.Изучить современное состояние проблемы восприятия в психолого- педагогической литературе.
2.Определить особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития восприятия.
1.1.Теоретическое представление о восприятии в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе …………..……………………………..…4
1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в норме ...……….......19
1.3.Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.………………………………………………………...……….……….22
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта
2.1. Цели, задачи, методика исследования ..………………..…………………....28
2.2. Результаты эксперимента ...………………………………………………….32
Заключение………………………………………….……………………..………39
Литература………………………………………………………...……………….41
Приложение……………………………………………………………………..…43
Содержание:
Введение.
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития восприятия.
1.1.Теоретическое
представление о восприятии в
отечественной и зарубежной
1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в норме ...……….......19
1.3.Развитие восприятия
у детей дошкольного возраста
с нарушениями интеллекта.……………
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей восприятия у старших дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта
2.1. Цели, задачи, методика исследования ..………………..…………………....28
2.2. Результаты эксперимента ...………………………………………………….32
Заключение………………………………………….………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность темы. Проблема развития восприятия у детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных в психологии, так как именно в этом возрасте идет интенсивное развитие личности ребенка и накопление представлений об окружающем мире.
Отечественные и зарубежные
С восприятия предметов и
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения ( особенно в 1 классе ), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в этом его актуальность (3,25).
Цель – изучить психологические особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект – восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – процесс развития восприятия у старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза
– предполагается, что у детей с нарушениями
интеллекта будет отмечаться отставание
в развитии процессов восприятия.
Задачи исследования:
1.Изучить
современное состояние
2.Определить
особенности восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Методы исследования:
1.Анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, методики по изучению восприятия Л.А.Венгер.
2.Констатирующий эксперимент.
3.Количественный
и качественный анализ
4.Методы
обработки данных, методология основы
изучения является положение
Л.С.Выготского о зоне
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения, списка литературы.
Экспериментальной
базой исследования является МДОУ Детский
сад «Березка» и школа-интернат
пос. Ибреси. В эксперименте участвовало
10 детей старшего дошкольного возраста:
5 детей с нормальным уровнем развития
и 5 детей с нарушениями
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития восприятия.
1.1.Теоретические
представления о
восприятии в отечественной
и зарубежной психолого
- педагогической
литературе.
Проблема развития восприятия у детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных в психологии, так как именно в этом возрасте идет интенсивное развитие личности ребенка и накопление представлений обокружающем мире.
Отечественные и зарубежные
Восприятие - процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях, когда воздействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, организуются полноценными способами анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяет восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Г. Маклаков определяет
P.M. Грановская восприятием называет отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (7, 13).
Р.С. Немов формулирует
человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
В.Г. Крысько считает, что
М.В. Гамезо определяет
отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (8, 135).
Сведя все определения вместе, в одно, можно сделать вывод, что: восприятие – это результат деятельности системы органов чувств.
Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредствам отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных (8, 136).Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем определяются, оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
В зависимости от того, какой
из них работает активнее, перерабатывает
больше информации, получает наиболее
значимые признаки, свидетельствующие
о свойствах воспринимаемого
объекта, различают и виды
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Процесс осязательного восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признака достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.
Зрительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Р. Грегори, в своих трудах, рассмотрел проблему изучения цветового зрения. Известно, что существует всего несколько «основных» цветов. Грегори предположил, что когда три цветовых потока объединяются в сложные структуры и особенно когда они изображают предметы, мы видим большее разнообразие цветов, чем в тех случаях, когда те же самые цветовые потоки предъявляются в виде простых структур. На основании этого Грегори сделал вывод, что нельзя представлять себе цветовое зрение в виде простой системы. Восприятие цвета обусловлено не только стимуляцией глаза определенной длиной волны и интенсивностью света, но и тем, изображает ли совокупность цветовых пятен предметы; тогда вступает в действие внешние корковые уровни мозговых процессов.
Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Слуховое восприятие изучалось Л.С. Рубенштейном.
Полученная в активном взаимодействии с объектом информации о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов - образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между различными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например: величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связанно со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменения структуры действий с объектом (за счет погружения).
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ не повторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей деятельности и ориентируется в ней (2, 30).