Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являлось исследование характера и его акцентуации в подростковом возрасте.
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростка.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор метода исследования.
3. Проведение исследования.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста…………..…..5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…...……..5
1.2 Характер и его акцентуация в подростковом возрасте…………….8
1.3 Подростковый кризис. Трудности возраста………………………14
Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков……………………………………………………..…………………18
2.1 Диагностика акцентуаций характера подростков, по методике Личко (ПДО) ………………………………………………..…………………...18
2.2. Результаты ПДО…………………………………………………..21
Заключение………………………………………..………………………...29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсавик.docx

— 100.11 Кб (Скачать)

     Развитие  личности на позитиве.

     Развитие  личности на позитиве - один из путей  развития и самосовершенствования  личности, основанный на позитивном мировосприятии.

     Очень часто, когда человек недоволен  собой и своей жизнью, он начинает ругать себя за сделанные ошибки, за несообразительность, за проявленную  трусость, за лень и несобранность. Он хочет искоренить свои недостатки, он начинает бороться с собой, но эта  борьба редко бывает успешной. Потому что если человек видит в себе прежде всего свои недостатки, ему трудно на что-то уверенно опереться.

     Чтобы быть успешнее в своем развитии, нужно обратить внимание в первую очередь на свои сильные качества, на то, в чем вы можете на себя опереться.

     Малоэффективно  бороться со своими дурными привычками, гораздо продуктивнее начать вырабатывать новые, нужные, правильные привычки. Вместо подхода (и формулировки) «Надо в себе исправить» рекомендуется формулировка и взгляд «Что мне, классному, добавить?»

     Менять  себя - можно. К себе добавлять все  новые и новые полезные черты  и достоинства - замечательно.

     Вместо  того, чтобы бороться со своей раздражительностью и раздражаться, что ее все равно слишком много, вспомните свое стремление организовать свою жизнь. Так и сформулируйте задачу: не "Бороться с раздражительностью!", а "Организовать свою жизнь". После этого - приучайте себя ложиться вовремя, утро начните с бодрой зарядки, напишите свои задачи на день и почаще отдыхайте - эти, самые простые вещи, гораздо быстрее дадут нужный результат.

     Упражнения  для Анти-параноика.

     Параноик  - это снаряд большой пробивной силы. Энергичный, никогда не сомневающийся в своей правоте и неправоте всех колеблющихся.

     В обычной жизни - это просто целеустремленный и уверенный в себе человек, знающий, что ему надо. Если же у него появляется "сверхценная идея", этому подчиняется все, и он идет к ней напролом, сметая все на своем пути и не обращая внимания на мелочи и детали - например, на людей.

     Он  не любит долго болтать и философствовать, это человек действия, хотя, если ему надо вас в чем-то убедить, он не пожалеет для этого ни своего, ни вашего времени. Если вы с ним  в одном деле, вы можете на него положиться: он надежен, твердо держит программу  и договоренности выполняет.

     Рекомендации  Анти-параноику:

     Упражнения  для "Голубя": "Не-улыбка", "Нет", "Захват инициативы", "Губа", "Подарю тебе оценку", "Свобода отрицательных эмоций", "Свобода обвинений", "Наведите порядок".

     Бросьте лень, созерцания, переживания и  мечтания, займитесь делом.

     Что бы вы ни делали (читали, беседовали, интересовались), подводите итоги: каков сухой  остаток? Продукт, результат? Что конкретно  это принесло в вашу жизнь? Это  как-то можно пощупать?

     Пусть ненадолго, но заведите себе хоть одного врага.[20]

     После этого ваша программа:

     Никогда себя не ругайте: если к вашему многообразию чувств прибавится чувство вины, эта компания лучше не станет. Просто примите себя: вы - Солнышко. И Цветок.

     Тем не менее, вам пора взрослеть и  начинать трудиться. Для начала поучите  себя жить не стихийным, а планово-отчетным образом: каждый день утром давайте  себе микрозадания и каждый вечер делайте себе отчет: что сделал, что нет.

     Среди других заданий вам надо решиться на контрастный душ, а попозже  перейти на обливание холодной водой  из ведра, желательно с головой. Чтобы не заболеть перед этим разогрейте себя физическими упражнениями и обливание сделайте с удовольствием.

     Каждый  раз, когда изменилось настроение, фиксируйте - из-за чего. Вечером свои записи просмотрите и решите:

     – Стоило ли событие такой вашей  реакции?

     – Как можно было отреагировать  душой по-другому, более спокойно и адекватно?

     – Представьте зрительно и душой, что вы это делаете... Вживитесь  в это...

     Сходите в Синтон на "Мир эмоций", займитесь аутотренингом, НЛП или любой другой техникой, помогающей вам самостоятельно управлять своими эмоциями и настроениями.

     Не  боритесь против стихии эмоций, а овладевайте  ею, учитесь управлять. Полезные упражнения:

     – 3 минуты в день смеяться без всякого  повода.

     – Жалобно обижаться просто так. "Вот, вообще, плохие такие!!" А потом, в  качестве упражнения, обиду просто так прекращать. Даже когда для  обиды будут явные поводы.

     Тренировать Карусель состояний: входить в заданное состояние и переходить в следующее, по кругу и постепенно ускоряя  темп. Список и расшифровка состояний: Нирвана (божественное безразличие), Озорник, Бизнесмен (уверенное знание что мне надо), Коммандос (агрессивная собранность), Доброе Высокомерие (как к милым щенкам), Недовольное Раздражение (ну кто тут еще?), Прощальная Нежность (ми-илые!). Научитесь крутить одно за другим - тогда для конкретной ситуации всегда подберете то, что окажется наиболее подходящим.[17]

     Как себя вести с лабильным типом.

     Подросткам с лабильным характером очень важно, какова психологическая обстановка вокруг. Малейшая грубость приводит их в уныние, а простая похвала окрыляет. Они могут отказаться перейти на другую работу с большим окладом, если узнают, что там грубый начальник. Такие люди опасаются конфликтов, всячески ограничивают себя от контактов с грубыми, резкими и категоричными сотрудниками. При таком характере настроение быстро и легко меняется вслед за обстоятельствами. Даже незначительное событие способно полностью изменить эмоциональное состояние.

     В качестве рекомендации можно посоветовать следующее. Подростков с лабильным характером нельзя критиковать, особенно в присутствии других людей. Делать это следует в очень мягкой форме.

     Большое значение для таких людей имеют  условия жизни и хорошее психологическое  здоровье, так как те же черты  эмоциональной лабильности могут  проявляться не положительными, а  отрицательными сторонами (раздражительность, плаксивость, неустойчивость настроения).

     Если  окружающие доброжелательны, то человек может быстро забывать плохое, оно как бы вытесняется. Благоприятное воздействие на лиц эмоционально-лабильного характера оказывает общение с гипертимами.[26] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список используемой литературы:

  1. Бодалев, А. А., Психология о личности [Текст]/А.А.Бодалев. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - Киев.: Наукова Дулека, 1989.
  3. Егорова, М. С., Психология индивидуальных различий [Текст] / М.С.Егоров. - М.: Просвещение, 1997.
  4. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.
  5. Игнатьев, Е.И. Психология [Текст]/Е.И. Игнатьев, М.Д.Громов, Н.С.Лукин. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Ковалев, А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. [Текст] / А.Г.Ковалев. - М.: Просвещение, 1970.
  7. Кудрявцева, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения [Текст]/Т.В. Кудрявцева, А.В.Сухарева // Вопросы психологии. – 1985.
  8. Кузин, В.С. Психология [Текст]/ В.С. Кузин. - М.: Агар, 1997.
  9. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст]/К.Леонгард. - Киев, 1981.
  10. Маклаков А.Г. «Общая психология: учебник для вузов», 2005.
  11. Небылицын, В.Д. Темперамент [Текст]/В.Д.Небылицын // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  12. Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов. - М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.
  13. Немов, Р.С. Практическая психология [Текст]/В.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  14. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», М., 2006.
  15. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст]/Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом "БАХРАТ", 1998.
  16. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности [Текст]/С.Л.Рубинштейн // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982.
  17. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность [Текст]/П.В.Симонов, П.М.Ершов. - М.: Наука, 1984.
  18. Столяренко А.М. «Психология и педагогика», М., Юнити, 2001.
  19. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я.Стреляу. - М.: Просвещение, 1982.
  20. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - СПб.: Питер - Пресс, 2001.
  21. www.gumer.info
  22. www.textreferat.com
  23. www.sport-psychology.narod.ru
  24. www.vsempsyholog.ru
  25. www.i-u.ru
  26. www.roman.by
  27. www.neuch.ru
  28. www.malipuz.ru
  29. www.slotos.ru
  30. www.follow.ru
  31. www.childpsy.ru
 
 
 
 

     Приложение 1: «Методика Личко: ПДО»

     Инструкция. При появлении очередного вопроса  выбирается не более 3 ответов "за" и 3 "против". Можно, но нежелательно, не выбрать ни одного "за" и/или "против".

     I. САМОЧУВСТВИЕ

1. У  меня почти всегда плохое самочувствие

2. Я  всегда себя чувствую бодрым  и полным сил

3. Недели  хорошего самочувствия чередуются  у меня с неделями, когда я  чувствую себя плохо

4. Мое  самочувствие часто меняется  иногда по несколько раз в  день

5. У  меня почти всегда что-нибудь  болит

6. Плохое  самочувствие возникает у меня  после огорчений и беспокойств

7. Плохое  самочувствие появляется у меня  от волнений и ожидания неприятностей

8. Я  легко переношу боль и физические  страдания

9. Мое  самочувствие вполне удовлетворительное

10. У  меня встречаются приступы плохого  самочувствия с раздражительностью  и чувством тоски

11. Самочувствие  мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие

12. Я  очень плохо переношу боль  и физические страдания 

     II. НАСТРОЕНИЕ

1. Как  правило, настроение у меня  очень хорошее

2. Мое  настроение легко меняется от  незначительных причин

3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе

4. Мое  настроение зависит от общества, в котором я нахожусь

5. У  меня почти всегда плохое настроение

6. Мое  плохое настроение зависит от  плохого самочувствия

7. Мое  настроение улучшается, когда меня  оставляют одного

8. У  меня бывают приступы мрачной  раздражительности, во время которых  достается окружающим

9. У  меня не бывает уныния и  грусти, но может быть ожесточенность  и гнев

10. Малейшие  неприятности сильно огорчают  меня

11. Периоды  очень хорошего настроения сменяются  у меня периодами плохого настроения

12. Мое  настроение обычно такое же, как  у окружающих меня людей 

     III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

1. Я  хорошо сплю, а сновидениям значения  не придаю

2. Сон  у меня богат яркими сновидениями

3. Перед  тем, как уснуть, я люблю помечтать

4. Я  плохо сплю ночью и чувствую  сонливость днем

5. Я  сплю мало, но встаю бодрым; сны  вижу редко

6. Сон  у меня очень крепкий, но  иногда бывают жуткие, кошмарные  сновидения

7. У  меня плохой и беспокойный  сон и часто бывают мучительно  тоскливые сновидение

8. Бессонница  у меня наступает периодически  без видимых причин

9. Я  не могу спокойно спать, если  утром надо вставать в определенный  час

10. Если  меня что то расстроит, я долго не могу уснуть

11. Я  часто вяжу разные сны то  радостные, то неприятные

12. По  ночам у меня бывают приступы  страха

13. Мне  часто снится, что меня обижают

14. Я  могу свободно регулировать свой  сон 

     IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ  СНА

1. Мне  трудно проснуться в назначенный  час

2. Просыпаюсь  я с неприятной мыслью, что  надо идти на работу или  на учебу

3. В  одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл

4. Я  легко просыпаюсь, когда мне нужно

5. Утро  для меня самое тяжелое время  суток

6. Часто  мне не хочется просыпаться

7. Проснувшись,  я нередко еще долго переживаю  то, что видел во сне

8. Периодами  я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым

Информация о работе Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков