Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:55, курсовая работа
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что, во-первых, ежегодно десятки и сотни тысяч людей становятся жертвами различных природных, технологических или социальных бедствий и катастроф. Во-вторых, изучение поведения человека в стрессовых (во фрустрационных) ситуациях приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.
Введения……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Анализ литературных источников по изучаемой проблеме –
проблема жизнедеятельности воинов афганской войны
и ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АС………7
§ 1. Травматические события и травматический стресс……………………. 14
1. 1. Понятия «травма» и «травматический стресс»………………...…..14
1. 2. История возникновения концепции о
посттравматическом стрессовом расстройстве………………..…..10
1. 3. Связь экстремальных факторов с психическими расстройствами
у воинов афганской войны и ликвидаторов аварии на ЧАС.… …..13
§ 2. Особенности психоэмоционального состояния у воинов афганской
войны и ликвидаторов аварии на ЧАС при ПТСР …………………….. 15
§ 3. Этиология и механизмы возникновения и развития
посттравматического стрессового расстройства……………………...…17
Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………20
§ 1. Описание процедуры исследования…………………..………………........20
§ 2. Исследование психологических особенностей военнослужащих
с ПТСР и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АС…………….....23
§ 3. Рекомендации по психопрофилактике и психокоррекции
психоэмоциального состояния воинов и ликвидаторов аварий с ПТСР….34
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы ……………….………...………………..40
Г.Селье выделяет три основные стадии развития стресса [10].
Первая стадия – аларм-стадия
или стадия тревоги, когда происходит
мобилизация адаптационных
Если стрессогенный фактор слишком силён и продолжает своё действие, наступает следующая фаза – стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам.
Если же стрессор продолжает действовать ещё дальше, наступает третья стадия – стадия истощения. На этой стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. В отличии от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведёт к раскрытию адаптационных резервов ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которое может придти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. Таким образом, понятие «стресс» получило столь широкое употребление, что понадобилось выведение определения «травматический», чтобы подчеркнуть, с одной стороны, интенсивность стресс-факторов, а с другой – потенциальную возможность травмирования психики под их воздействием. Качественная, содержательная сторона травматического стресса определяется всем спектром стрессовых реакций человека (Г.Селье, 1981; Е.М.Черепанова, 1997).
Как показывают наблюдения
и экспериментальные данные жертвы
травмирующих ситуаций переживают острое
состояние травматического стре
Однако воздействие
травмирующих событий на некоторых
лиц продолжается и после этого
срока. При этом они переходят
в состояние
§ 3. Этиология и механизмы возникновения и развития посттравматического стрессового расстройства.
Результаты многолетних исследований позволили разработать ряд эмпирико-теоретических моделей, отражающих различные точки зрения на природу и механизм развития посттравматического стрессового расстройства (Р. К. Питман, П. Ланг, С. К. Срлюш, Ле Доукс и другие). С одной стороны, это психодинамические, когнитивные и психосоциальные модели, а с другой – теории, отражающие психофизиологические и психобиологические аспекты возникновения постстрессовых нарушений.
Первые три группы моделей были разработаны в ходе анализа основных закономерностей процесса адаптации жертв травмирующих событий к нормальной жизни. Исследования Р. К. Питмана и соавторов (2000) показали, что существует тесная связь между способами выхода из критической ситуации и способами преодоления состояния посттравматического стресса (устранение и всяческое избегания любых напоминаний о травме, погружённость в работу, алкоголь, наркотики, стремление войти в группу взаимопомощи и т.д.) и последующей успешностью адаптации пациента. Было установлено, что наиболее эффективными являются две стратегии [12, с. 126 - 128]:
Первая из этих стратегий была использована
при разработке психодинамических
моделей, описывающих процесс развития
посттравматического
Другой аспект индивидуальных особенностей
преодоления
В этом случае, как считают исследователи, сохраняется и повышается вера в реальность бытия, в существующую рациональность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля над ситуацией. Центральная задача при этом – восстановление в сознании гармоничности существующего мира, целостности его когнитивной модели: доброты окружающих, ценности собственной личности, так как именно эти оценки в наибольшей степени искажаются у жертв травматического стресса, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.
Наконец, значение социальных условий,
в частности, фактора социальной
поддержки окружающих, для успешного
преодоления
От отсутствия поддержки, как правило, прежде всего, страдают именно «слабые люди», часто имеющие посттравматические стрессовые нарушения личности, то есть те, которым помощь необходима в наибольшей степени. «Сильные» и здоровые обычно находят различные пути и способы её получения через благотворительные фонды, государственные структуры и т.п. Однако до сих пор вопрос о механизме позитивного влияния социальной поддержки на процесс реадаптации жертв травматического стресса остаётся открытым. Некоторые исследователи (А.Н.Шалев, Р.К.Питман, 1988) высказывают гипотезу, что она обеспечивает активизацию когнитивных структур, тесно связанных с процессом переоценки травмирующего опыта.
Глава II. Экспериментально-
§ 1. Описание процедуры исследования.
Данное
исследование проводилось в
Исследование проводилось на базе городской поликлинике УВД в 2008 г. с бывшими военнослужащими (прошедшие афганскую войну) – 20 человек, ликвидаторы на чернобыльской АС – 20 человек. У всех обследованных отмечается посттравматическое стрессовое расстройством.
Для исследования особенностей воинов афганской войны и ликвидаторов на чернобыльской АС с учётом специфики поставленной задачи, необходимо было определить наиболее надёжные способы разрешения этой проблемы и выявить те особенности поведения обследуемых, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению различных специфических форм действия..В связи с этим, для сбора и анализа фактического материала важно применять те методики, комплексное использование которых и обеспечивает надёжность и достоверность получаемых данных. Отсюда выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения личности испытуемых производился с расчётом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик, позволяющие проверить выдвинутую гипотезу.
С учётом специфики нашего исследования – исследование личностных особенностей воинов афганской войны и ликвидаторов на чернобыльской АС, из всех методов мы отдали предпочтение следующим:
Отправной точкой в исследовании стрессовых реакций, по нашему мнению, можно считать методику рисуночной фрустрации (PF – Study), описанная С.Розенцвейгом в 1944 году. Выбор данной методики обусловлен пониманием многих исследователей «под повседневными перегрузками вызывающие нарушения, фрустрирующие события в повседневной жизни, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, связанные с потерями или фрустрирующие»[18, с. 366].
Методика предназначена для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуации препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как агрессия, перемещение, идентификация, проекция, компенсация, фиксация, фантазия, регресс и т.д. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создаётся препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чём-то. Между этими группами ситуаций имеется тесная связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что её предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Всего методика состоит
из 24 схематических рисунков. Эти
контурные рисунки
Каждый ответ испытуемого может быть оценен с точки зрения двух критериев, направления реакции и типа реакции.
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
Методика ни в коем случае не даёт материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребностей, к достижению цели [11, c.223 - 229].
Другой не менее интересной методикой, выбранной нами для исследования, является госпитальная шкала тревоги и депрессии, по сути, является методом, используемый в общесоматической практике для первичного выявления тревоги и депрессии у испытуемых (скрининга).
Шкала разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики. Преимущества обсуждаемой шкалы заключается в простоте применения и обработке (заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений у испытуемого). Шкала обладает высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии (см. Приложение 1).
Следует подчеркнуть, данный диагностический метод не дает повода для утверждения, что наличие высокого уровня тревоги или депрессии является либо проявлением индивидуально-психологических особенностей личности (тревожность, дистимность) или же представляет собой реактивное явление. То есть, этот тест позволяет лишь выдвинуть некоторые предположения, которые мы озвучили, нуждающиеся в дальнейшей проверке (для более детальной квалификации состояния и отслеживания его дальнейшей динамики рекомендуется пользоваться более чувствительными клиническими шкалами). Ценность его, как и других методов, по нашему мнению, заключается в том, что результаты исследования часто дают возможность увидеть то, что обычно скрыто от исследователя.
Для более качественного изучения стрессовых реакций у военнослужащих, а также с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, было запланировано применение вычислительных методов на этапе анализа полученных результатов исследования.
Одним из таких методов является точный метод Фишера или метод углового преобразования, предназначенный для оценки различий в тех долях двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Этот метод не имеет ограничений по численности выборок. В случае сравнения абсолютных численностей их необходимо перевести в относительные, вычислив долю (обычно в процентах) наблюдений с рассматриваемым эффектом [10, c. 302].
Информация о работе Исследования жизнедеятельности воинов афгана и ликвидаторов ЧАС