Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу торопова.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать сферу творческой индивидуальности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Формирование  индивидуального стиля умственной деятельности

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка  в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный  стиль деятельности, по определению  Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника или юноши в  значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Однако было бы несправедливо сводить стиль  интеллектуальной деятельности подростка  только к особенностям его нервной  системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое «запоздание», несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.

Тип нервной системы — совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животного.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом. Подвижный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов.

Все это еще  раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует интеллектуальному развитию их личности в целом.

Исследования 

Американские  психологи Карен Миллер, Мелвин Кон  и Карми Скулер (1985, 1986) провели  большое лонгитюдное исследование, в котором анализировали влияние  труда на личность человека. Наряду со взрослыми в эксперименте участвовало около 200 юношей.

В результате было установлено, что более сложная  и более самостоятельная учебная  работа в большей степени способствует формированию у подростков более  гибкого, творческого стиля мышления, а также формирует у них  потребность в самостоятельности, уменьшая вероятность эмоциональных расстройств.

В то же время  стремление учителей старших классов  школ равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильным», без учета дифференциации способностей и интересов подростков тормозят умственное развитие старшеклассников, снижают их учебную активность и порождают атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, формирование у них способности самостоятельного мышления в процессе учебной деятельности является важнейшим условием их интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Курсовые и  исследовательские работы по  психологии.

 Учебно-методическое  пособие. Омск2008

2. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). –СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002

3. Е. П. Ильин. Психология воли. 2-е издание. С-Петербург 2009

4. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал.1985. № 3.

5. Смирнов Б. Н. Воля // Психология: Учебник для техникумов физической культуры. М., 1984.

6.  Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

7. Мэй Р. Любовь и воля. — М., 1997.

8. Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание. М., 1997.

9. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис. ... д-ра наук. Тбилиси, 1989б.

10. Подласый  И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 1999

11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.

12.Шумский П.П., Иванова Л.Н., Буценко И.Н. / Под ред. Шумского П.П. Практикум по педагогической психологии. - Мозырь: РИФ «Белый ветер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. 
Текст опросника. 
1.     В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней? 
2.     Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)? 
3.     Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью? 
4.     Если вам предписана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны? 
5.     Найдете ли вы силу утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 
6.     Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 
7.     Быстро ли вы отвечаете на письма? 
8.     Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? 
9.     Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач? 
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот,  являетесь ли вы человеком слова? 
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо? 
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборкой и прочих дел? 
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная  телепередача не заставит вас  отложить выполнение срочной  и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли  вы прервать ссору и замолчать,  какими бы обидными ни казались  вам слова противоположной стороны? 

 

 

Приложение 2.

Методика «Волевые качества и проявление их признаков»  (А. С Шаров)

 

1) целеустремлённость:

 

а) осознаю перспективные и промежуточные цели

 

б) ясно понимаю частные  задачи

 

в) планомерно действую для  достижения целей

2) инициативность:

 

а)проявляю личный почин  в действиях и мыслях

 

б) проявляю находчивость и сообразительность

 

в)уверен в себе, могу проявить критическое отношение ко всему старому( традиции, мнения, обряды и т. д.)

 

3)настойчивость:

 

а) проявляю большую энергию  и активность в преодолении внешних  и внутренних препятствий

 

4) решительность:

 

а) быстро принимаю решения  в экстремальных условиях

 

б) своевременно и обдуманно  принимаю решения

 

в) неотступно выполняю решения, привожу их в жизнь (устойчивость, твёрдость решения)

 

5) выдержка и самообладание:

 

а) сохраняю ясность мысли, не теряюсь в незнакомых ситуациях, владею своими действиями, управляю поступками, могу побороть лень, страх;

 
 
 

б) могу сдержаться, не проявляю аффектов, импульсивных действий

 
 

в) в случае необходимости  стойко переношу лишения         

( голод, жажду и  т. д.)

 

6) организованность:

 

а) умею планировать время

 

б) выполняю действия в  назначенный срок

 

в) есть ежедневные привычки планировать время на день, следовать  плану.

 
             
   

Шкала оценок

 
   

5. -признак проявляется  всегда

 
   

4. - почти всегда

 
   

3. - примерно в половине  случаев

 
   

2. - в очень редких случаях

 
   

1. - признак не проявляется  никогда

 
             



 

 

 

 

Приложение 3.

Методика «Самооценка  силы воли»  среди школьников

 

Ф. И 

Сила воли

слабая

средняя

большая

1

К. Дмитрий

   

25

2

К. Иван

   

23

3

П. Александр

 

19

 

4

Б. Слава

   

22

5

К. Сергей

 

19

 

6

О. Александр

 

16

 

7

К. Артём

 

20

 

8

Т. Сергей

 

19

 

9

Ж. Илья

 

18

 

10

Д. Елизавета

 

13

 

11

Х. Анжела

8

   

12

С. Вера

   

25

13

Ш. Елена

   

24

14

К. Ксения

 

15

 

15

Т. Светлана

   

23

16

Б. Лидия

 

19

 

17

Г. Соня

   

23

18

Г. Елизавета

 

14

 

Ср. ар. по группе

 

5%

56%

39%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Методика «Самооценка  силы воли»  среди студентов.

Ф. И 

Сила воли

слабая

средняя

большая

1

Ш. Талгат

 

16

 

2

С. Александр

 

20

 

3

К. Дмитрий

 

17

 

4

К. Виталя

 

15

 

5

Д. Кирилл

   

25

6

М. Игорь

   

22

7

А. Андрей

 

18

 

8

Я. Иван

 

21

 

9

Б. Максим

 

21

 

10

Н. Асель

 

19

 

11

Ю. Ирина

 

17

 

12

Ш. Ольга

   

22

13

Б. Олеся

 

21

 

14

В. Екатерина

   

27

15

Е. Марина

 

16

 

16

И. Елена

 

20

 

17

О. Ксения

   

23

18

К. Евгения

 

20

 

Ср. ар. по группе

   

72%

28%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Методика «Волевые качества и проявление их признаков» ( А.С . Шаров) , проведённая среди  школьников

Ф. И 

Волевые качества

Ц*

И*

Н*

Р*

В и С*

О*

1

К. Дмитрий

5

5

5

5

4

4

2

К. Иван

3

3

2

3

4

2

3

П. Александр

5

3

5

4

5

2

4

Б. Слава

4

4

5

4

4

3

5

К. Сергей

4

3

4

4

5

3

6

О. Александр

4

5

4

4

4

4

7

К. Артём

4

4

5

5

4

3

8

Т. Сергей

5

3

5

4

5

2

9

Ж. Илья

4

4

4

3

3

4

10

Д. Елизавета

4

5

2

4

3

4

11

Х. Анжела

2

2

3

2

3

1

12

С. Вера

4

5

4

4

5

4

13

Ш. Елена

4

3

3

4

4

4

14

К. Ксения

4

4

5

4

4

4

15

Т. Светлана

3

3

3

3

3

3

16

Б. Лидия

3

3

2

3

4

3

17

Г. Соня

4

4

3

3

4

4

18

Г. Елизавета

4

3

5

5

4

4

Ср. ар. по группе

 

17%

17%

17%

17%

18%

14%

Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте