Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу торопова.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

1.4  Методика  «Волевые качества и проявление  их признаков» ( А.С . Шаров) проведённая среди студентов (Приложение 6), дала нам следующие результаты:

Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность;

В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                     Рис. 10 Волевые качества студентов

 

Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность;

В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                    Рис. 11 Волевые качества студентов (девочки)

 

  

                           Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность; 

                             В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                      Рис.  12 Волевые качества студентов (мальчики)

Из данного  исследования видно, что у мальчиков позднего юношеского возраста целеустремлённость - сознательная направленность личности на достижение более или менее отдалённой по времени цели ниже, чем у девочек. Волевые качества, связанные с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения, с подавлением сильных влечений и желаний, выражающихся  в устойчивом проявлении в случае необходимости сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость, у девушек достаточно ниже чем у мальчиков этого же возраста. И так же организованность -  умение подчинять свою деятельность определённым принципам, вносить порядок в свои желания у парней довольно ниже, чем у девочек.  И это хорошо прослеживается в группах.

    1. Мы анализировали влияние, которое оказывает волевое развитие на успеваемость и предположили, что выраженность видов волевых качеств определяет успеваемость. Для проверки этой гипотезы мы провели  анализ успеваемости школьников и студентов. Средние данные по успеваемости мы представили в таблицах и диаграммах:

 

Средняя успеваемость школьников

Таблица 1 «Средняя успеваемость школьников»

Успеваемость 

Предметы

Физика

Математика

Химия

Общество

знание

История

Отлично (5-4,2 баллов)

3

4

3

5

2

Хорошо (4,1-3,4 баллов)

4

6

3

3

5

Удовлетворительно

(3,3-2,9 баллов)

11

8

12

10

11

Неудовлетворительно

(2,9-1 балла)

-

-

-

-

-


 

             Рис. 13 Средняя успеваемость школьников (девочки)

                    Рис. 14 Средняя успеваемость школьников (мальчики)

Из проанализированных данных мы видим, что в целом успеваемость классов не высокая, она находиться на среднем уровне, так как больше ребят занимающихся на удовлетворительно по всем основным предметам. Сравнив успеваемость,  мы соотнесли её с данными полученными при исследовании волевых качеств учащихся  юношеского возраста. Выяснилось, что ученики, имеющие высокое развитие  силы воли и таких волевых качеств, как: целеустремлённость, настойчивость, выдержка и самообладание – имеют успеваемость выше среднего. Ученики, которые обладали средним уровнем развития волевых качеств, имеют, в основном, успеваемость среднего порядка, а те учащиеся, которые показали низкое развитие целеустремлённости, настойчивости и самообладания имеют  удовлетворительную успеваемость.

Средняя успеваемость студентов.

Таблица 2. «Средняя успеваемость студентов»

Успеваемость 

Предметы

Физика

Математика

Графика

Педагогика

Психология

Отлично (5-4,2 баллов)

9

7

5

10

2

Хорошо (4,1-3,4 баллов)

6

6

6

3

7

Удовлетворительно

(3,3-2,9 баллов)

3

5

7

5

9

Неудовлетворительно

(2,9-1 балла)

-

-

-

-

-


 

               Рис. 15 Средняя успеваемость студентов (девочки)

                 Рис. 16 Средняя успеваемость студентов (мальчики)

После изучения уровня успеваемости студентов мы видим, что среди девочек позднего юношеского возраста по основным предметам преобладает высокая успеваемость, а вот среди мальчиков ниже среднего уровня. И мы соотнесли уровень успеваемости их с данными, полученными при исследовании волевого развития студентов. Выяснилось, что, девочки, имеющие высокое развитие силы воли и таких волевых качеств, как целеустремлённость и организованность, занимаются на отлично,  имеют высокую успеваемость, а девочки со средним уровнем развития силы воли, настойчивости и инициативности имеют успеваемость выше среднего порядка. Мальчики с высоким развитием силы воли и таких волевых качеств, как  инициативность, выдержка и самообладание имеют успеваемость среднего порядка, а мальчики, у которых   удовлетворительная  успеваемость, то у таких среди волевых качеств очень низкий процент организованности  и средняя сила воли.

Выводы:

Сила воли девочек  и мальчиков в раннем юношеском  и позднем юношеском возрасте имеет расхождения, в позднем  юношеском возрасте  нет слабой силы воли, и достаточно устойчивая средняя сила(72%) и большая сила воли(28%), а у раннего же юношеского возраста наоборот, средняя сила воли(66%,), слабая(5%), а у позднего её вообще не присутствует.. А вот волевые качества практически не имеют столь ярко выраженных различий, лишь целеустремлённость, организованность, выдержка и самообладание  имеют расхождение, у одних они ниже, а у других выше, а остальные волевые качеств находятся на одинаковом уровне развития.

В позднем юношеском  возрасте целеустремлённость и организованность выше, а выдержка и самообладание ниже, но успеваемость ребят довольно таки хорошая при таких волевых качествах. А в раннем юношеском возрасте сила воли  средняя, целеустремлённость, организованность ниже, а выдержка и самообладание выше, но к сожаление успеваемость ниже, близка к удовлетворительной. Значит, успеваемость в большей степени зависит от таких волевых качеств, как целеустремлённость и организованность, ведь благодаря им человек может собраться и со всем справиться.

Таким образом, допустимо говорить о том, что,  чем старше учащиеся, тем большую роль может играть мотивация достижения в проявлении ими волевых качеств, связанных с достижением цели, т. е. в проявлении целеустремленности; а  мотивация достижения, очевидно, имеет разное значение для проявления организованности и выдержки. Осторожность, с которой я высказываю эти предположения, обусловлена тем, что данные связи выявлены между субъективными показателями — оценками силы воли и своих волевых качеств и успеваемости в учебном процессе. Насколько адекватны эти самооценки, неизвестно, хотя наличие их связи с успеваемостью дает основание для оптимизма.

 

Проведенное исследование позволило  сделать нам следующие выводы:

1.                      Результаты исследования  уровня интеллекта показывают, что в данной группе высокий уровень развития интеллекта показали 9,5%, средний уровень развития интеллекта показали 23,7%, а  низкий уровень развития интеллекта показали 66,8% испытуемых.

2.                      У юношей преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%. Высокий   уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей, показали 9,5%. Низкий уровень школьной успеваемости, у обследуемых юношей никто не показал. У обследуемых девушек преобладает средний уровень школьной успеваемости – 33,4%.  Высокий уровень школьной успеваемости, у обследуемых девушек, показали 23,7%. Низкий уровень школьной успеваемости  из девушек никто не показал.

3.                      Для обработки результатов исследования мы сочли целесообразным использовать корреляционный анализ. Исходя из полученных результатов мы получили коэффициент корреляции r=0,79, что свидетельствует о наличии значимой корреляционной связи между  уровнем интеллекта и уровнем школьной успеваемости учащихся, то есть чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень школьной успеваемости. 

 При сопоставлении результатов  проведенного исследования можно  увидеть, что наиболее высокие  показатели в учебе имеют учащиеся  со средним уровнем интеллектуального  развития что дает нам почву для дальнейшего размышления.

Таким образом, цель проведенной работы достигнута, гипотеза нашего исследования подтверждается, о чем свидетельствует  проведенный нами корреляционный анализ данных.  

 

Полученные  в исследованиях данные позволяют  сделать заключение и о степени объективности оценки волевых качеств  сторонними наблюдателями. Как видно из результатов исследования оценки различных волевых качеств оказались у учащихся весьма обобщенными, так как между всеми оценивавшимися проявлениями воли обнаружились тесные корреляции. Не случайно оценка каждого волевого проявления, данная учащимися, имела тесную связь с суммарной оценкой волевых качеств учащихся, данной учителями или ребятами, не принимавшими участие в исследовании.

Уровень проявления волевого качества, как уже говорилось, определяется не только константными факторами (способностью к волевому напряжению, которая, к сожалению, не измеряема, типологическими особенностями, устойчивыми свойствами личности), но и ситуативными (интенсивностью потребности, силой эмоции). Поэтому В. А. Иванников указывает на то, что часто трудно или невозможно определить, проявляется ли настойчивость или другое волевое качество как личностное (т. е. постоянно актуализируемое) качество или как следствие действия определенного мотива, уровня притязаний, самооценки или внешних обстоятельств.

 

 

Заключение:

Первая особенность раннего  юношеского возраста связана со сферой общения. Так, если подростки преимущественно  ориентированы на сверстников, на подростковые компании и на возможность коллективного время препровождения, то ранний юношеский возраст - это, по меткому выражению писателя, «пустыня отрочества». Нередко в начале раннего юношеского возраста молодой человек предпочитает общество самого себя или общение с одним и тем же очень близким человеком. Этот близкий человек, чаще всего, является сотоварищем «клуба по интересам», с которым юноша определяется в этом возрасте. Впоследствии, как правило, происходит смещение акцента с интереса к делу на «открытие» самого человека, его качеств, способностей и особенностей. Общение по поводу деятельности трансформируется в личностное общение. Теперь юноше интересно услышать мнение близкого человека по многим другим вопросам, не имеющим прямого отношения к общей деятельности. Юноше (девушке) становится необходим близкий человек, который, с одной стороны, проверен общим делом-интересом, а с другой, стал интересен не только как соратник по делу, но и сам по себе. Оценка этого близкого друга становится более дифференцированной, ее составляющими становятся как качества, имеющие отношение к «общему делу», так и качества, которые напрямую с деятельностью не связаны. Человек-личность и человек-профессионал открываются как две стороны, требующие разного подхода и разноуровневого общения при взаимодействии. По мере развития и приближения к старшему юношескому возрасту субъект преодолевает «пустыню отрочества», но к этому времени его коллективная деятельность и общение претерпевают качественные изменения. Если в подростковом периоде развития ребенок подражал самым разным привычкам и особенностям поведения сверстников, не оценивая их ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения соответствия своей личности, то к концу раннего юношеского возраста и наступлению старшего юношеского периода развития в общении, и в совместной деятельности субъект оказывается способным к тому, чтобы сознательно выбирать близких друзей и те качества, которые необходимы для целенаправленного самоконструирования, чтобы быть не «как все», а проявлять свою индивидуальность.

Вторая особенность раннего  юношеского возраста связана с общим  отношением индивида к окружающему  миру. Так, если подростки преимущественно  направлены на предметное содержание, то молодые люди раннего юношеского возраста гораздо больше ориентированы  на других людей. При этом их интересует целостный образ другого человека («хороший» или «плохой») вне связи с характером и качеством выполняемой им деятельности. Другими словами, молодые люди в раннем юношеском возрасте больше интересуются поступками и поведением другого человека, чем предметным содержанием выполняемой деятельности. Молодые люди в ранней юности приобретают способность целостно воспринимать другого человека. Эта способность становится основой для формирования идеалов и последующего произвольного самостроительства в соответствии с этими идеалами в старшем юношеском возрасте.

Третья особенность развития в  раннем юношеском возрасте касается самосознания и образа «Я». В начале юношеского возраста у молодых людей  складывается довольно устойчивый образ себя. Этот образ становится основой мировосприятия и оценки других людей, Именно этот образ «Я» и обеспечивает юношам возможность выбирать деятельность не по тому, нравится она или нет его сверстникам, как это, чаще всего, делает подросток, а согласно собственной внутренней оценке. По мере развития, к старшему юношескому возрасту субъект начинает понимать возможности самоизменения и соответствующие способы. Такие возможности открываются в юношеском периоде развития постепенно и требуют для их реализации определенных условий. Есть основания полагать, что эти условия связаны с особым видом игровой деятельности. Ее специфика и условия организации в раннем юношеском возрасте рассматриваются в третьей главе диссертации.

Семья служит базисом  формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я – концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненного важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.

Проблема влияния  доминирующего типа родительского  отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, что в дальнейшем влияет на его успеваемость в школе.

В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе влияющим на успеваемость ребенка в школе в трудах Т.В. Архиреева, О.В. Барсукова, Б.С. Волков, М.Н. Емельянова, В.П. Кузьмина, А.У. Лопатин и др. [4, 7, 11, 12, 17, 23, 24, 29, 34, 37, 38, 40, 44, 58].

Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте