Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу торопова.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

В раннем юношеском возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых  волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними молодой человек принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных молодых людей  способом развития у себя волевых  качеств личности являются занятия  видами спорта, связанными с большой  физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Стремление к выработке  у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей  одного с ними пола, свойственно  не только мальчикам-молодым людям, но и девочкам - молодым людям. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт.

Описанные полоролевые  различия между мальчиками и девочками  способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность  как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

В юношеском возрасте происходят существенные процессы, связанные  с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств  личности. Поэтому молодых людей  данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует молодых людей к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, молодой человек удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие молодые люди сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение молодых людей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для молодого человека отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Выбор будущей профессии  способствует появлению новых мотивов  учения, связанных с расширением  знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для молодого человека окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально - волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен молодой человек и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств молодых людей открывает трудовая деятельность, когда молодые люди участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе юношеских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях молодым людям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления юношеской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития молодых людей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте молодые люди становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Формируются и новые  критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением молодых людей правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.

В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.

По мере взросления первоначально  глобальные отрицательные самооценки молодых людей становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания молодых  людей собственных достоинств и  недостатков, наблюдается тенденция  как бы противоположного характера. В начальный период юношества молодыми людьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Установлено, что с  возрастом меняется и восприятие молодыми людьми окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью. 
2.1. Организация и методы исследования. 
Изучение волевых качеств и успеваемости было организовано в МОУ

 « Краснополянская сош»  в 10 и 11 классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки коллектива – 16 – 18 лет. И в ГОУ ВПО ОмГПУ, среди студентов 2 курсов, факультета физики и технологии. Возрастные рамки коллектива- 19-21 год.  В исследовании участвовало 36 человек. Из них 18 девушек и 18 парней.  
Цель исследования: выявить взаимосвязь волевых качеств у обследуемых юношеского возраста с успеваемость.

 Организация и этапы исследования.

 Исследование было проведено с февраля 2012  по март 2012 гг.: 
-подготовительный этап (определение целей, задач, гипотез исследования); 
-констатирующий этап (подбор методов и экспериментальных методик; составление программы опытно-экспериментальной работы); 
- исследовательский (проведение исследовательской работы); 
- аналитический этап (обработка полученных результатов); 
- заключительный этап (подведение итогов)

Для осуществления исследования были использованы следующие методики: 
Методика описана Н.Н. Обозовым  (1976) и предназначена для обобщенной характеристики проявления «силы воли» ( Приложение 1). В методике 15 вопросов, на которые можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл,  «Нет» - 0 баллов. Затем подсчитывается сумма набранных баллов: 
· 0 – 12  баллов – сила воли слабая; 
· 13 – 21 баллов – сила воли средняя; 
· 22 – 30 баллов – сила воли большая. 
Методика «Волевые качества и проявление их признаков»  (А. С Шаров), методика предназначена для оценки уровня развития волевых качеств. (Приложение 2). В данной методике 6 вопросов  о волевых качествах личности  и прилагается следующая шкала оценок:

Шкала оценок

5. -признак проявляется  всегда

4. - почти всегда

3. - примерно  в половине случаев

2. - в очень  редких случаях

1. - признак не  проявляется никогда




 

 

 

 

 

 

Был проанализирован школьный журнал и зачётные книжки обследуемых. И выписаны оценки по основным пяти  предметам - у школьников, так как не профильный класс, то были взяты основные предметы это: физика, математика, химия, обществознание и история, именно эти предметы являются одними из самых сложных и именно на них могут наиболее ярко проявиться волевые качества школьников.; а у студентов факультета  физики и технологии взяты оценки по основными (профильными) дисциплинами: физика, математика, графика, педагогика и психология.

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных

1. Методика «Самооценка силы воли», проведённая среди школьников

( Приложение 3) дала нам следующие результаты:

 

                      Рис. 1. Самооценка силы воли школьников

                     Рис. 2.Самооценка силы воли девочек в раннем юношеском возрасте

                      Рис. 3.Самооценка силы воли мальчиков в раннем юношеском возрасте

Результаты теста количественно отличаются от результатов наблюдения, но качественно нет. По результатам исследования  у девочек в раннем юношеском возрасте сила воли  развита слабее, чем у мальчиков в этом же возрасте. С сильно развитой силой воли девочек больше, чем мальчиков (девочки – 44,4%, мальчики – 33,4%). Практически у всех мальчиков сила воли находиться на среднем уровне развития (66,6%). Но однако, у девочек  сила воли среднего и высокого уровня развития равны. Проведенный эксперимент показал, что с низким уровнем волевого усилия девочки присутствуют, а  мальчиков вообще нет, таким образом сила воли у юношей мужского пола выражена сильнее, чем у девочек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость,  целеустремленность, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам. В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.

 

    1. Методика «Самооценка  силы воли», проведённая среди студентов (Приложение 4)  дала нам следующие результаты:

 

                        Рис. 4. Самооценка силы воли студентов

               

                 Рис. 5 Самооценка силы воли девочек в позднем юношеском возрасте

 

 

                Рис. 6 Самооценка силы воли мальчиков в позднем юношеском возрасте

Результаты  теста  качественно отличаются от результатов наблюдения.  По результатам исследования  у девочек в позднем юношеском возрасте  сила воли  развита немного слабее, чем у мальчиков в этом же возрасте, хотя это совсем не так. Девочки по результатам наблюдений являются более волевыми и готовыми к трудностям, чем мальчики. Со средней силой воли мальчиков больше, чем девочек, но не намного (девочки –66,7%, мальчики –77,7%). Сила воли высокого уровня развития у девочек выше, чем у мальчиков (девочки-33,3%, мальчики- 22,2%). Однако, проведенный эксперимент показал, что с низким уровнем волевого усилия ни девочек в позднем юношеском возрасте, ни мальчиков нет, а у тех и других преобладает в основном средний уровень развития силы воли.

    1. Методика «Волевые качества и проявление их признаков» ( А.С . Шаров) проведенная среди школьников (Приложение 5), дала нам следующие результаты, все сводные данные, которых о процентном соотношении развития качеств воли у школьников мы представили в виде диаграмм:

 

Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность;

В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                       Рис.7. Волевые качества школьников

         

        Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность;

В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                                        Рис. 8. Волевые качества школьников (девочки)

 

        

Ц- целеустремлённость; И -инициативность; Н-настойчивость; Р- решительность;

В и С-выдержка и самообладание; О- организованность.

                         Рис. 9 Волевые качества школьников (мальчики).

 Из проведённого  теста мы видим, что волевые качества школьниц не проявляются столь выражено. Различие между девочками и мальчиками в раннем юношеском возрасте заключаются в том, что для девочек достаточно сознания того, что они действуют так, как с них спрашивают, лишь бы им внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать. Из построенных диаграмм мы видим, что у мальчиков в большей мере проявляется настойчивость, чем у девочек, то есть у них  преобладает умение доводить до конца выполнение посильных заданий, они в большей мере осознают долг и ответственность за порученное дело. И действительно, в ходе беседы с классными руководителями ребят,  выяснилось, что мальчики более настойчивые, идут к поставленной цели до конца, не останавливаются на полпути, а вот девочки могут бросить начатое, не завершив, но в тот же момент они  являются более организованными, чем мальчики.

Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте