Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу торопова.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию

ГОУ ВПО «Омский  государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И УСПЕВАЕМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

          

 

Омск-2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте

    1. Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям

«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5

1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8

1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9

1.4 Взаимосвязь  волевых качеств и успеваемости…………………………..9

1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………

Глава II.  Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью 
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17 
2.2.  Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17

2.3. Выводы………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список источников……………………………….

Приложение…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие и  формирование силы воли и волевых  качеств личности начинается с самого раннего детства каждого человека. На этот процесс оказывают влияние  многие факторы - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие и так же многое другое. Но все-таки большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная деятельность.

      Учебная деятельность занимает  одно из центральных мест в жизни и личностном развитии как школьников, так и студентов. Она является ведущим типом деятельности. В процессе её формируется не только волевая сфера школьников и студентов, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость тех и других. Вопрос о влиянии волевого развития на учёбу и успеваемость является одним из актуальных вопросов современности. От того, насколько в человеке развита сила воли зависит то, как он сможет заметно повысить уровень эффективности своей деятельности.

В ходе таких  размышлений появилась данная работа. Была определена цель работы – выявить взаимосвязь волевых качеств у обследуемых юношеского возраста с успеваемость.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать  проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;

- рассмотреть основные волевые качества личности;

- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;

-выявить возрастные  особенности волевых качеств;

-провести практическое  исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Объект исследования: волевые качества личности.

Предметом  исследования  являются: волевые качества и успеваемость.

Гипотеза: выраженность видов волевых качеств определяет успеваемость.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте.

1.1 Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям «воля» и «волевые качества».

       Понятие «воля» имеет различные  истолкования в истории психологии. Это связанно с тем, что точного определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Воля - свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, в его решимости действовать в направлении поставленных целей и задач.[1, с.69] И благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. И произвольность проявления силы воли объединяет все волевые качества в одну общность — силу воли - способность к самоконтролю, используемая для того, чтобы преодолеть непродуктивные импульсы и достичь трудных целей.[2, с. 58].

Проявление  силы воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. [3, с.148].

Отечественные психологи рассматривали  волевые качества так: в одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. «...Анализ показывает, — писал он, — что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» [4, с. 49].  Так, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

  Е.П. Ильин понимает волевые качества личности, как феноптическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врождённого и приобретённого [3, с. 117]. В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

А вот Б. Н. Смирнов дал иное определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [5, с. 95].

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить. [6, с.129]

Таким образом, мы видим, что в отечественной психологи волевые качества рассматривались, как проявление воли, как отражение психических реальностей и как сплав врождённого и приобретённого компонентов, а кто-то из психологов о волевых качествах, как о способностях предпочитал не говорить.

А вот  в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.

Так Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности, как спонтанность движения в любом направлении, дающего ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может «присоединяться» ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля «сознательная», она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения («Я делаю это для того, чтобы...»). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека.

 А вот Р. Мэй, автор одной из крупных публикаций по проблеме воли, видит актуальность исследований волевого поведения в том, что в XX в. для человека складывается парадоксальная и вместе с тем тревожная ситуация: с одной стороны человек - царь природы, обладающий удивительной технической мощью, а с другой стороны, он становится, по сути, бессильным и пассивным перед своими же достижениями. [7, с. 63].

В свою очередь Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли.

Одни психологи большее внимания уделяют теоретическим знаниям, другие экспериментальным, но в тот же момент и отечественные и зарубежные психологи уделяют должное внимание исследованию волевого поведения и рассмотрение волевых качеств личности.

 

 

 

1.2. Волевые качества личности.

В литературе по-разному  определяется сущность волевых качеств. Она определяется как проявление воли; как способность человека; как умение преодолевать различные трудности, управлять собой и многое другое. С точки зрения Е.П. Ильина любое качество, в том числе и волевое – фенотипическая характеристика наличных возможностей человека, сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности – типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе – опыт человека. [3, с. 148]. Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

 Проявление  каждого волевого качества зависит  как от  реализации способности  к волевому усилию, так и   от  умения его проявлять. [3, с. 149].

В настоящее  время нет сколько-нибудь признанной классификации волевых качеств. Фактически сложилось положение, о котором можно было бы сказать: сколько авторов, обсуждающих эту проблему, столько и классификаций. Нет смысла рассматривать особенности имеющихся классификаций, так как весь разнобой в этом вопросе, по нашему мнению, имеет одну причину - отсутствие удовлетворительного описания функциональной специфики волевой регуляции. Отсюда и идут истоки всех несовпадений, в том числе и тех случаев, когда разные авторы пытаются осуществить классификацию по одному и тому же основанию - функциональному назначению качеств. Поэтому мы в своей работе будем подробно рассматривать волевые качества, которые присутствуют в практической части - это:

-целеустремлённость;

- инициативность;

-настойчивость;

-решительность;

- выдержка и  самообладание;

-организованность.

А так же силу воли - ведь  это тоже  волевое качество, которое заключается в умении преодолевать значительные затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели. [8, с. 141].

В нашем ряду волевых качеств на первом месте  стоит целеустремленность.

Целеустремленность - это:  
- умение планировать свои действия; 
- умение ставить ясные цели и задачи; 
- умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим дня, если это необходимо для достижения цели и  так же много другое.  
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное». 
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.  
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Не мало важным волевым качеством является - инициативность. Часто говорят, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному желанию, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы инициаторами в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Следующее важное волевое качество – это настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление к осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.  
Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий [3, с. 249].

Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте