Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И УСПЕВАЕМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа
Омск-2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-
1.3 Успеваемость………………………………………………
1.4 Взаимосвязь
волевых качеств и
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение
взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-
2.2. Анализ
и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Развитие и
формирование силы воли и волевых
качеств личности начинается с самого
раннего детства каждого
Учебная деятельность занимает одно из центральных мест в жизни и личностном развитии как школьников, так и студентов. Она является ведущим типом деятельности. В процессе её формируется не только волевая сфера школьников и студентов, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость тех и других. Вопрос о влиянии волевого развития на учёбу и успеваемость является одним из актуальных вопросов современности. От того, насколько в человеке развита сила воли зависит то, как он сможет заметно повысить уровень эффективности своей деятельности.
В ходе таких размышлений появилась данная работа. Была определена цель работы – выявить взаимосвязь волевых качеств у обследуемых юношеского возраста с успеваемость.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.
Объект исследования: волевые качества личности.
Предметом исследования являются: волевые качества и успеваемость.
Гипотеза: выраженность видов волевых качеств определяет успеваемость.
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте.
1.1 Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям «воля» и «волевые качества».
Понятие «воля» имеет
Проявление силы воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности.
Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. [3, с.148].
Отечественные психологи рассматривали волевые качества так: в одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. «...Анализ показывает, — писал он, — что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» [4, с. 49]. Так, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.
Е.П. Ильин понимает волевые качества личности, как феноптическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врождённого и приобретённого [3, с. 117]. В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.
А вот Б. Н. Смирнов дал иное определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [5, с. 95].
А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить. [6, с.129]
Таким образом, мы видим, что в отечественной психологи волевые качества рассматривались, как проявление воли, как отражение психических реальностей и как сплав врождённого и приобретённого компонентов, а кто-то из психологов о волевых качествах, как о способностях предпочитал не говорить.
А вот в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.
Так Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности, как спонтанность движения в любом направлении, дающего ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может «присоединяться» ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля «сознательная», она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения («Я делаю это для того, чтобы...»). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека.
А вот Р. Мэй, автор одной из крупных публикаций по проблеме воли, видит актуальность исследований волевого поведения в том, что в XX в. для человека складывается парадоксальная и вместе с тем тревожная ситуация: с одной стороны человек - царь природы, обладающий удивительной технической мощью, а с другой стороны, он становится, по сути, бессильным и пассивным перед своими же достижениями. [7, с. 63].
В свою очередь Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли.
Одни психологи большее внимания уделяют теоретическим знаниям, другие экспериментальным, но в тот же момент и отечественные и зарубежные психологи уделяют должное внимание исследованию волевого поведения и рассмотрение волевых качеств личности.
1.2. Волевые качества личности.
В литературе по-разному определяется сущность волевых качеств. Она определяется как проявление воли; как способность человека; как умение преодолевать различные трудности, управлять собой и многое другое. С точки зрения Е.П. Ильина любое качество, в том числе и волевое – фенотипическая характеристика наличных возможностей человека, сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности – типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе – опыт человека. [3, с. 148]. Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.
Проявление
каждого волевого качества
В настоящее время нет сколько-нибудь признанной классификации волевых качеств. Фактически сложилось положение, о котором можно было бы сказать: сколько авторов, обсуждающих эту проблему, столько и классификаций. Нет смысла рассматривать особенности имеющихся классификаций, так как весь разнобой в этом вопросе, по нашему мнению, имеет одну причину - отсутствие удовлетворительного описания функциональной специфики волевой регуляции. Отсюда и идут истоки всех несовпадений, в том числе и тех случаев, когда разные авторы пытаются осуществить классификацию по одному и тому же основанию - функциональному назначению качеств. Поэтому мы в своей работе будем подробно рассматривать волевые качества, которые присутствуют в практической части - это:
-целеустремлённость;
- инициативность;
-настойчивость;
-решительность;
- выдержка и самообладание;
-организованность.
А так же силу воли - ведь это тоже волевое качество, которое заключается в умении преодолевать значительные затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели. [8, с. 141].
В нашем ряду волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность.
Целеустремленность - это:
- умение планировать свои действия;
- умение ставить ясные цели и задачи;
- умение осуществлять намеченное, подчинять
себя достижению поставленной цели, например,
соблюдать строгий режим дня, если это
необходимо для достижения цели и так
же много другое.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради
чего что-нибудь делается... ради нее делается
все остальное».
Чем отчетливее у человека цель, к которой
он стремится, чем упорнее он в преодолении
препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении
трудностей. Бывает, что человек не доводит
начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом
начинают работать, но быстро остывают.
Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее
должно быть волевое усилие, тем более
сильная воля требуется от человека.
Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте