Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….
Так же для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Это способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно. Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции. Удачное определение решительности дает Е.П. Ильин:
« Решительность - это умение человека без колебаний принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь» [3, с. 195].
Жизненно важным является такие волевые качества
как самообладание и выдержка. Выдержка - это способность волевым усилием
быстро затормаживать (замедлять, ослаблять)
излишнюю активность, сдерживать и подавлять
ненужные в данный момент чувства, мысли
и привычки. Формулировка, близкая к определению,
которое дает В. И. Селиванов. А вот самообладание
важно в жизни и в любом труде, особенно
для тех, чья работа связана с общением.
Как бы ни был взволнован человек такой
профессии, полное владение своим голосом,
мимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е.
оставаться внимательным, сосредоточенным
на выполняемой работе, несмотря на действие
сбивающих факторов.
- также в умении владеть своими чувствами:
легко повышать эмоциональный тонус в
состоянии растерянности, апатии, страха
и др.; снижать уровень эмоционального
возбуждения при излишней радости или
волнении, боли, негодовании и т.д.;
- и в умении управлять своими действиями:
контролировать свои движения при появлении
усталости, появлении болевых ощущений,
недовольства собой и других неблагоприятных
внутренних состояниях; в конфликтных
ситуациях удерживать себя от неэтичных
поступков - пререкания, грубости и т.д.
Организованность определяется психологами как самостоятельное волевое качество, которое заключается в умении школьника подчинять свою деятельность определённым принципам, вносить порядок в свои желания. В.К. Калин определяет организованность как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности [9, с. 86].
А вот с пониманием силы воли как единого и неделимого волевого качества трудно согласиться. Она является как-бы общеличностным конструктом — это либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за силу воли какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремленность и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли (волевой регуляции), называемых волевыми качествами. Поскольку сила воли у разных людей проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения человека только в какой-либо одной ситуации. [3, с. 121].
Важным вопросом для нашей работы является вопрос об успеваемости. Под успеваемостью понимается степень усвоения знаний, умений и навыков, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. [12, с. 126]. В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе. Педагоги-учёные видят основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. Школьные учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников и студентов, как мотивация, взаимоотношения с преподавателями, родителями, одноклассниками, однокурсниками, особенностей и акцентуаций характера, самооценки и т.д.
Успеваемость обычно находит своё выражение в баллах. Высокая успеваемость может быть достигнута системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер. Педагогика на современном этапе предлагает ряд средств для устранения причин неуспеваемости, среди которых: педагогическая профилактика (поиск оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения и т.д.); педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление недочётов); педагогическая терапия (меры по выравниванию отставаний в учёбе); воспитательное воздействие (индивидуальная планируемая воспитательная работа).
Успех всего учебного процесса, а также уровень успеваемости ученика зависит от множества факторов, среди которых важное место занимают психологические факторы. Среди них и мотивация учебной деятельности, и развитие познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи и самое главное - это наличие у обучаемых волевых качеств.
Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Меняется представление об интересности предмета: если младшие подростки ценят занимательность предмета и его фактологическую и описательную сторону, то старшеклассник интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания. Они очень ценят нестандартную форму подачи материала, эрудицию преподавателя. На первый план в образе «Я» постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества. Самооценка к старшему юношескому возрасту становится более адекватной (она «впускает» в себя и некоторые негативные оценки своих способностей и возможностей, принимая их как данность, как такую же неотъемлемую часть себя, как и оценки положительные) и продолжает выполнять функцию психологической защиты. Чем важнее для личности какое-то свойство (интеллект, коммуникабельность и т.п.), тем вероятнее личность готова обнаружить его в себе, тем чаще в процессе самооценки включается механизм психологической защиты. Особенностью юношеского возраста в этом плане является специфический эгоцентризм: им часто кажется, что окружающие обязательно обращают на них внимание, негативно думают о них, вообще оценивают их. Именно поэтому часто их первая реакция на других – защита.
Кроме того, поскольку меняется временная перспектива, юноши остро озабочены своим будущим и болезненно переживают реальные или воображаемые посягательства на их самостоятельность, личностное самоопределение, социальное утверждение. Поэтому они часто производят впечатление агрессивных, неадекватных, грубых, недоступных, неадаптированных.
В начале раннего юношеского возраста у молодого человека появляется и усиливается стремление быть похожим на взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, молодой человек иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский). Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения молодые люди. Видя проявления этих качеств у старших людей, молодой человек часто некритически подражает им. Собственное стремление молодой человек к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к молодым людям уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление молодого человека поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений молодого человека с окружающими людьми и с самим собой.
В юношеском возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования молодого человека. Новый этап в развитии этой формы учения у молодых людей начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков - молодых людей объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны молодых людей могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в молодых людей среде с возрастом увеличивается.
В юношеском возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания молодого человека. В отличие от предыдущих возрастных этапов, он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания у молодых людей в раннем юношеском возрасте характеризуется особенным вниманием молого человека к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у молодых людей складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.
Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте