Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему волевых качеств с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотреть основные волевые качества личности;
- рассмотреть взаимосвязь выраженности волевых качеств от успеваемости;
-выявить возрастные особенности волевых качеств;
-провести практическое исследование о влиянии волевых качеств школьников и студентов на их успеваемость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сила воли и волевые качества в юношеском возрасте
Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятиям
«воля» и «волевые качества»………………………………………………..4-5
1.2. Волевые качества личности…………………………………………...…6-8
1.3 Успеваемость………………………………………………………………8-9
1.4 Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости…………………………..9
1.5 Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте… …………
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи волевых качеств с успеваемостью
2.1. Организация и методы исследования…………………………………16-17
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………..17
2.3. Выводы………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список источников……………………………….
Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая на сдачу торопова.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Так же для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Это способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно. Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции. Удачное определение решительности дает Е.П. Ильин:

« Решительность - это умение человека без колебаний принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь» [3, с. 195].

Жизненно важным является такие  волевые  качества как самообладание и выдержка. Выдержка - это способность волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки. Формулировка, близкая к определению, которое дает В. И. Селиванов. А вот самообладание важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой - его профессиональная обязанность.  
Самообладание состоит:  
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов.

- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.;  
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д. 

Организованность определяется психологами как самостоятельное волевое качество, которое заключается в умении школьника подчинять свою деятельность определённым принципам, вносить порядок в свои желания. В.К. Калин определяет организованность как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности [9, с. 86].

А вот с пониманием силы воли как единого и неделимого волевого качества трудно согласиться. Она является как-бы общеличностным конструктом — это либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за силу воли какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремленность и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли (волевой регуляции), называемых волевыми качествами. Поскольку сила воли у разных людей проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения человека только в какой-либо одной ситуации. [3, с. 121].

 

 

 

 

 

 

    1.  Успеваемость

 

Важным вопросом для нашей работы является вопрос об успеваемости. Под успеваемостью понимается степень усвоения знаний, умений и навыков, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. [12, с. 126]. В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе. Педагоги-учёные видят основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. Школьные учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников и студентов, как мотивация, взаимоотношения с преподавателями, родителями, одноклассниками, однокурсниками, особенностей и акцентуаций характера, самооценки и т.д.

Успеваемость  обычно находит своё выражение в  баллах. Высокая успеваемость может  быть достигнута системой дидактических  методов, форм и средств, а также  воспитательных мер. Педагогика на современном  этапе предлагает ряд средств для устранения причин неуспеваемости, среди которых: педагогическая профилактика (поиск оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения и т.д.); педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление недочётов); педагогическая терапия (меры по выравниванию отставаний в учёбе); воспитательное воздействие (индивидуальная планируемая воспитательная работа).

Успех всего  учебного процесса, а также уровень  успеваемости ученика зависит от множества факторов, среди которых важное место занимают психологические факторы. Среди них и мотивация учебной деятельности, и развитие познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи и самое главное - это наличие у обучаемых волевых качеств.

 

    1.  Взаимосвязь волевых качеств и успеваемости.

Учебная деятельность в психологии определяется, как один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Успех всего учебного процесса, а также уровень успеваемости ученика зависит от множества факторов, среди которых важное место занимают факторы психологические. Среди них и мотивация учебной деятельности, и развитие познавательных процессов восприятия, внимания, воображения памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых волевых качеств.

Остановимся более подробно на том, какое влияние  оказывает учебная деятельность и весь учебно-воспитательный процесс на формирование и развитие волевой сферы школьников и студентов.

Влияние учебной деятельности на формирование настойчивости и целеустремлённости. Настойчивость как волевое качество развивается на основе воспитания у ребёнка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремлённости играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное в этом процессе - научить школьника и студента не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто может возникнуть конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремлённость, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим педагог должен знать и использовать в практике своей работы основные пути поддержания целеустремлённости.

Цель, которую  ставит перед собой учащийся, не всегда совпадает с целями и задачами преподавателя. Такое совпадение желательно, но как показывает практика на первых порах труднодостижимо. Школьники и студенты первоначально руководствуются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Для воспитания целеустремлённости преподавателю не следует в подобных случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, надо их использовать для формирования положительного отношения тех и других к учебному процессу, а более серьёзные учебные задачи выдвигать постепенно.

Соблюдение  принципа доступности. Целеустремлённость поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Учёные высказываются за оптимальную трудность обучения, которая заставит прилагать определённые волевые усилия. Слишком лёгкое задание неэффективно для поддержания целеустремлённости и поддержания настойчивости.

Использование эффекта соперничества. В определённые моменты учебного процесса для поддержания целеустремлённости и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. Так, например, преподаватель может сообщить студентам, что в предыдущей группе все студенты усвоили данную тему, либо решили быстро предложенную задачу. Усиление мотива таким образом повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремлённости.

Формирование организованности. Успех воспитания организованности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых учащемуся требований. Кроме того, не менее важным является закрепление навыков дисциплинированного поведения. Для исправления неорганизованности педагогом могут быть приняты следующие меры:

1. Вовлечение неорганизованных школьников и студентов в различные виды общественно полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конкретного ученика.

2. Представление  неорганизованным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

4. Использование общественного мнения класса и группы против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие  инициативности школьников и студентов. Развитие инициативности проходит ряд этапов. На первом этапе инициативность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только преподавателем. На втором этапе инициативность проявляется не только в исполнении, но и самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самостоятельного планирования деятельности. На четвёртом этапе появляется творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела. Развитие такого волевого качества, как инициативность и её успешное формирование возможно только при учёте рядя обстоятельств и при создании определённых условий:

1. Развитие инициативности возможно только на основе приобретения знаний и умений, необходимом в данном виде деятельности.

2. Развитие инициативности  должно проходить под контролем наставника, но без лишней опеки.

3. Необходим  интерес обучаемого к данному  виду деятельности.

Развитие  решительности. Основным путём для развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т.е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т.п. Большое значение для развития решительности имеет создание соревновательной обстановки на занятиях.

    1.  Особенности воли и волевых качеств в юношеском возрасте.

Одним из важнейших новообразований  интеллектуальной сферы в юношеском  возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Меняется представление об интересности предмета: если младшие подростки ценят занимательность предмета и его фактологическую и описательную сторону, то старшеклассник интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания. Они очень ценят нестандартную форму подачи материала, эрудицию преподавателя. На первый план в образе «Я» постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества. Самооценка к старшему юношескому возрасту становится более адекватной (она «впускает» в себя и некоторые негативные оценки своих способностей и возможностей, принимая их как данность, как такую же неотъемлемую часть себя, как и оценки положительные) и продолжает выполнять функцию психологической защиты. Чем важнее для личности какое-то свойство (интеллект, коммуникабельность и т.п.), тем вероятнее личность готова обнаружить его в себе, тем чаще в процессе самооценки включается механизм психологической защиты. Особенностью юношеского возраста в этом плане является специфический эгоцентризм: им часто кажется, что окружающие обязательно обращают на них внимание, негативно думают о них, вообще оценивают их. Именно поэтому часто их первая реакция на других – защита.

Кроме того, поскольку  меняется временная перспектива, юноши  остро озабочены своим будущим  и болезненно переживают реальные или  воображаемые посягательства на их самостоятельность, личностное самоопределение, социальное утверждение. Поэтому они часто производят впечатление агрессивных, неадекватных, грубых, недоступных, неадаптированных.

В начале раннего юношеского возраста у молодого человека появляется и усиливается стремление быть похожим на взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, молодой человек иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский). Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения молодые люди. Видя проявления этих качеств у старших людей, молодой человек часто некритически подражает им. Собственное стремление молодой человек к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к молодым людям уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Итогом этих процессов  становится укрепляющееся внутреннее стремление молодого человека поскорее стать взрослым, которое создаст  совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений молодого человека с окружающими людьми и с самим собой.

В юношеском возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования молодого человека. Новый этап в развитии этой формы учения у молодых людей начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков - молодых людей объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны молодых людей могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в молодых людей среде с возрастом увеличивается.

В юношеском возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания молодого человека. В отличие от предыдущих возрастных этапов, он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания у молодых людей в раннем юношеском возрасте характеризуется особенным вниманием молого человека к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у молодых людей складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.

Информация о работе Исследование волевых качеств и успеваемости в юношеском возрасте