Автор: Оля Костекова, 13 Октября 2010 в 18:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности больных с бронхиальной астмой
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения бронхиальной астмы
1. Понятие о бронхиальной астме
2. Этиология и патогенез бронхиальной астмы
3. Клиническая картина
4. Психические расстройства при бронхиальной астме
5. Лечение и профилактика
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня тревожности больных с бронхиальной астмой
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исcледования
2.3. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Тревожность
как черта определялась в качестве
устойчивой склонности к тревоге и оценивалась
с помощью 20 утверждений. Испытуемый должен
был оценить степень их применимости для
описания того, как он себя чувствует обычно.
Пример.
Образец бланка STAI для диагностики тревожности-черты
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1. Я склонен принимать все близко к сердцу | ||||
2. Меня ничто не может вывести из равновесия |
При
использовании данного
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным.
Личностная
тревожность характеризует
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала
самооценки состоит из 2-х частей,
раздельно оценивающих
Фамилия ____________________ Дата___
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложении и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЮТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
1 – почти никогда, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – почти всегда
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = ∑1 - ∑2 + 35,
где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,
- где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1—20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10—15 сек.
Шкала явной тревожности (Manifest Anxiety Scale — MAS), разработанная Дж. Тейлор (1951—53гг.) Эта методика была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали клиническому представлению о хронических тревожных реакциях. В нашей стране опросник Дж. Тейлор, называемый Личностная шкала проявлений тревоги, получил широкое распространение в психологической практике. Он существует в нескольких адаптациях, среди которых наиболее известны варианты Т. А. Немчина и В. Г. Норакидзе. Последний предпочтителен тем, что в нем присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов; 50 утверждений являются диагностическими, они отражают наиболее явные проявления тревожности, относящиеся как к вегетативно-соматическим реакциям, так и к настроению, переживаниям, социально-психологическим установкам. С каждым утверждением следует согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»). Пример.
1. У меня редко болит голова.
2. Ожидание меня нервирует.
По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревожности испытуемого. Всего рассматривается четыре уровня: низкий и средний уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, высокий и очень высокий — о тревожности-черте.
Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 г. Позволяет судить о демонстративности и неискренности.
Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.
Инструкция. Распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования – 20-25 минут.
Обработка и интерпретация данных
Шкала тревоги В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.
В 1 балл оцениваются ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи. тревоги В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55.
В 1 балл оцениваются ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается
40-50
баллов – рассматривается как
показатель очень высокого
25-40 баллов – высокий уровень тревоги;
15-25
баллов – средний (с
5-15
баллов – средний (с
0-5
баллов – низкий уровень
2.3. Анализ и
интерпретация результатов.
Обобщая и анализируя результаты, полученные при обследовании больных, мы пришли к следующим фактам.
……………….
Эти
показатели говорят нам о том,
что ……………….
Заключение
Проблема исследований и диагностики тревожности пользуется неизменным вниманием психологов, так как имеет немаловажное практическое значение. Тревога может приводить к общей дезорганизации деятельности, проявляющейся в ее направленности и эффективности. Поэтому так важна диагностика этого состояния для решения ряда практических задач, связанных с трудовой, учебной, спортивной деятельностью. Так, например, это необходимо для выяснения надежности тех, кто работает на опасном производстве, где возможны аварии.
Обычно особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием страха, причина которого неизвестна индивиду или недостаточно ясно им осознается, называю" тревогой. Тревогой иногда считают диффузный или беспредметньй страх. Но между страхом и тревогой существуют качественные различия. Если страх является реакцией на конкретную угроз, то тревога обычно связана с опасениями социального характера, с угрозами представлению о себе, потребностям Я, ценностям, затргивающими ядро личности, с ожиданием неудач в социальном взашодействии.
Склонность
индивида к переживанию состояния
тревоги обычно называют тревожностью.
Вмете с тем четкого разделения этих терминов
нет, часто они оба примшяются для обозначения
психического состояния.
Список
литературы
1. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. Т.2 – М.: Агар 1997
2. Руководство по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В., Федосеева Г.Б. – Л.: Медицина 1984
3. Милькаманович В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995
4. Сизых Т.П. Комплексные методы профилактики и лечения астматического состояния у больных бронхиальной астмой (методические рекомендации) . – Иркутск 1990.
5. Бронхиальная астма (очерки по аллергии и бронхиальной астме) . Под ред. Брусиловского Е.С. и Рапопорта Ж.Ж. – Красноярск 1969.
6. Пыцкий В.И. и др. Аллергические заболевания. - М.: Медицина 1991.
7. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М.: «Универсум паблишинг» 1997.
8. Неотложные состояния в практике врача-терапевта. Под ред. Сизых Т.П. Иркутск 1994.
9. Гершвин М.Э. Бронхиальная астма. – М.: Медицина 1984.
Лечение бронхиальной астмы
Информация о работе Исследование уровня тревожности у больных с бронхиальной астмой