Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41
Вследствие повышения уровня личностной тревожности, характеризующегося субъективными ощущениями напряжения и постоянным ожиданием неблагополучного развития событий, а так же относительно устойчивой склонностью человека реагировать на тревожащий фактор усилением тревоги, влечет за собой неуверенность в себе, чувство заниженной самооценки.
2.Чем выше уровень
Для того чтобы определить наличие или отсутствие корреляционных связей между данными переменными необходимо применить метод ранговой корреляции Спирмена. При обработки данных была использована компьютерная программа «Биостатистика».
В таблице 1 отражены тестовые параметры корреляционной связи, полученные значения ранговой корреляции, тип отображенной связи, степень достоверности полученной связи.
Таблица № 1
Тестовые параметры, полученные значения и тип отображаемой связи уровней тревожности и видов агрессивного поведения
Тестовые параметры, проверяемые на предмет корреляционной связи. |
Полученные значения rs, ранговой корреляции. |
Тип отражаемой связи. |
Степень достоверности связи. | |
1 |
Личностная тревожность и самооценка. |
0,924 |
Прямая |
Высоко достоверная |
2 |
Ситуативная тревожность и самооценка |
-0,781 |
Обратная |
Недостоверная |
Примечания: rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена
В первом предположении утверждалось, что чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень самооценки подростков. Проведенный анализ показал прямопропорциональную, достоверную связь – это подтверждает наше предположение о том, что при высоком уровне личностной тревожности проявляется низкий уровень самооценки личности. В силу того, что личностная тревожность основана на субъективных ощущениях напряжения и постоянном ожидании неблагополучного развития событий или ситуаций, а так же устойчивой склонностью человека реагировать на тревожащий фактор усилением тревоги, влечет за собой неуверенность в себе, неадекватное восприятие собственного Я все то, что влечет за собой неадекватно заниженная самооценка личности.
Исследование не подтвердило
предположение о том, что высокий
уровень ситуативной
Выводы
Проведенное исследование было посвящено изучению взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем самооценки личности у подростков.
В ходе исследования было выявлено,
что большинство подростков в
выборке имеют средний уровень
самооценки, а так же ни у одного
из подростков нет высокого уровня
личностной тревожности, высокий уровнем
ситуативной тревожности
Для определения возможных
соотношений между изучаемыми параметрами
– уровень тревожности и
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена проблеме тревожности подростков и ее влияния на самооценку. Целью курсовой работы было изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Исследование проводилось в школе интернат № 7 с учениками 4 класса, возраст которых 10-13 лет. При исследовании использовались методики: шкала реактивной и личностной тревожности И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина, и методика самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.
На основании анализа литературных источников в работе обосновано положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок и в поведенческих реакциях и в поступках проявляет себя нерешительным, несамостоятельным, нередко инфантильным, повышенно внушаемым. В результате воздействия неблагоприятных факторов ведущих к повышению тревожности у подростка развивается неуверенность в себе, самоуничижительная установка на свои силы и возможности. Дети с повышенным уровнем эмоциональной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у них формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная эмоциональная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянных психических перенапряжениях, которые выражаются в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неуверенности, безынициативности.
В эмпирической части работы
сделан анализ диагностических данных
уровней тревожности и
Таким образом, мы доказали, что если эмоциональная тревожность проявляющаяся в каких-либо отдельных ситуациях становиться частью личности человека, чертой его характера, то это ведет к проявлениям пессимистичной установке на жизнь, которая представляется преисполненной угроз и опасностей, и неуверенностью в себе.
Проведенное исследование имеет свои перспективы и требует исследования влияния психокоррекционных мероприятий. Так как своевременная психологическая работа с подростками может способствовать избавлению от тревожности внутри личности, повышению его самооценки и тем самым помочь взрастить адекватную, зрелую личность, способную преодолевать трудности во взрослой жизни.
Литература
Приложение 1
Результаты исследования самооценки качеств личности.
Порядковый № |
Качества личности |
Средний балл |
Уровень | ||||||
Доброта |
Честность |
Сообразительность |
Трудолюбие |
Щедрость |
Любознательность |
Общительность | |||
4,2 |
3,5 |
2,7 |
3,5 |
4,3 |
5 |
2 |
3,6 |
Средний | |
4,0 |
4,7 |
4,2 |
4,5 |
5,0 |
4,3 |
4,8 |
4,5 |
Высокий | |
3,2 |
2,8 |
3,4 |
2,6 |
3,3 |
3,1 |
4,7 |
3,3 |
Средний | |
4 |
4,2 |
4 |
5 |
3,5 |
4 |
4,7 |
4,2 |
Высокий | |
4,1 |
3,6 |
2,9 |
3,7 |
4,4 |
4,8 |
2,4 |
3,7 |
Средний | |
2 |
4,2 |
3,5 |
5 |
3,5 |
4,3 |
2,7 |
3,6 |
Средний | |
3,9 |
4,2 |
4,9 |
4,7 |
3,2 |
3,1 |
4,6 |
4,1 |
Высокий | |
2,1 |
2,9 |
2,5 |
3,1 |
3,3 |
0,5 |
3,1 |
2,9 |
Низкий | |
4,2 |
3,3 |
4,9 |
4,2 |
3,9 |
4,6 |
3,1 |
3,1 |
Средний | |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
2,6 |
3,5 |
2,2 |
1,6 |
2,9 |
Низкий | |
4,2 |
4,9 |
3,1 |
3,9 |
4,6 |
4,2 |
3,3 |
4,1 |
Высокий | |
4 |
4,7 |
3 |
3,7 |
4,4 |
4 |
3,5 |
3,9 |
Средний | |
4 |
3,7 |
2,6 |
3,2 |
3,3 |
2,4 |
3,2 |
3,2 |
Средний | |
3,8 |
4 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
4 |
2,1 |
3,5 |
Средний | |
4 |
3,6 |
4,2 |
4,9 |
3,9 |
4,1 |
4 |
4,1 |
Высокий | |
3,2 |
3,8 |
3,4 |
4,8 |
3,6 |
3,4 |
3 |
3,6 |
Средний | |
1,5 |
2 |
2,7 |
2,8 |
3 |
3,5 |
2 |
2,9 |
Низкий | |
3,8 |
3,9 |
4,2 |
3,9 |
3,6 |
3,7 |
2,1 |
3,6 |
Средний | |
4 |
3,7 |
3,8 |
4 |
3,5 |
3,2 |
3 |
3,6 |
Средний | |
4,5 |
4 |
2,5 |
4,5 |
4,5 |
5 |
4,5 |
4,2 |
Высокий | |
4,8 |
5 |
3,5 |
4,8 |
5 |
5 |
4,1 |
4,6 |
Высокий | |
4 |
3,5 |
3,6 |
4 |
3,5 |
1,3 |
3,2 |
3,3 |
Средний | |
2 |
2,2 |
3 |
2,5 |
2,6 |
2 |
2,2 |
2,9 |
Низкий | |
3,5 |
3 |
5 |
4,5 |
3 |
1 |
4,5 |
3,5 |
Средний | |
4 |
3,5 |
4,8 |
1,4 |
3,6 |
3,7 |
4,9 |
3,7 |
Средний | |
В целом по классу |
3,61 |
3,69 |
3,58 |
3,81 |
3,74 |
3,45 |
3,33 |
Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков