Исследование уровня тревожности и самооценки подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

3 курс.docx

— 87.24 Кб (Скачать)

Вследствие повышения уровня личностной тревожности, характеризующегося субъективными ощущениями напряжения и постоянным ожиданием неблагополучного развития событий, а так же относительно устойчивой склонностью человека реагировать на тревожащий фактор усилением тревоги, влечет за собой неуверенность в себе, чувство заниженной самооценки.

2.Чем выше уровень ситуативной  тревожности, тем  ниже уровень  самооценки личности. Целесообразно  предположить, что низкий уровень  ситуативной тревожности также  способствует понижению уровня  самооценки личности.

Для того чтобы определить наличие или отсутствие корреляционных связей между данными переменными  необходимо применить метод ранговой корреляции Спирмена. При обработки данных была использована  компьютерная программа «Биостатистика».

В таблице 1 отражены тестовые параметры корреляционной связи, полученные значения ранговой корреляции, тип отображенной связи, степень достоверности полученной связи.

                              Таблица № 1

Тестовые параметры,  полученные значения и тип отображаемой связи  уровней тревожности и  видов агрессивного поведения

 

Тестовые параметры, проверяемые на предмет корреляционной связи.

Полученные значения rs,  ранговой корреляции.

Тип отражаемой связи.

Степень достоверности  связи.

1

Личностная тревожность  и самооценка.

 

   0,924

 

    Прямая

Высоко достоверная

2

Ситуативная тревожность  и самооценка

 

    -0,781

     

  Обратная

Недостоверная


 

Примечания: rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена

В первом предположении утверждалось, что чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень самооценки подростков. Проведенный анализ показал  прямопропорциональную, достоверную  связь – это подтверждает наше предположение о том, что при  высоком уровне личностной тревожности  проявляется низкий уровень самооценки личности. В силу того, что личностная тревожность основана на субъективных ощущениях напряжения  и постоянном ожидании неблагополучного развития событий или ситуаций, а так же устойчивой склонностью человека реагировать на тревожащий фактор усилением тревоги, влечет за собой неуверенность в себе, неадекватное восприятие собственного Я все то, что влечет за собой неадекватно заниженная самооценка личности.

Исследование не подтвердило  предположение о том, что высокий  уровень ситуативной тревожности  влечет за собой понижение уровня самооценки, так как коэффициент  полученной корреляции находился в  области, меньшей для статистически  значимой величины. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выводы

 

Проведенное исследование было посвящено изучению взаимосвязи  между уровнем тревожности и  уровнем самооценки личности у подростков.

В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков в  выборке имеют средний уровень  самооценки, а так же ни у одного из подростков нет высокого уровня личностной тревожности, высокий уровнем  ситуативной тревожности показали лишь небольшое количество подростков, скорее всего данный показатель может  быть связан с ситуацией тестирования. В целом данных детей можно  описать как людей обладающих адекватным уровнем самооценки и  тревожности.

Для определения возможных  соотношений между изучаемыми параметрами  – уровень тревожности и уровень  самооценки, у подростков, мы применили  метод статистической обработки  диагностических данных - коэффициент  ранговой корреляции Спирмена. Применение данного метода показало наличие  прямопропорциональной достоверной  взаимосвязи между уровнем тревожности  и уровнем самооценки подростков - это подтверждает наше предположение о том, что при повышении уровня личностной тревожности понижается уровень самооценки личности у подростков.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена  проблеме тревожности подростков и ее влияния на самооценку. Целью курсовой работы было изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.

Исследование проводилось  в школе интернат № 7 с учениками 4 класса, возраст которых 10-13 лет. При  исследовании использовались методики: шкала реактивной и личностной тревожности  И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина, и методика самооценки качеств личности Т. Дембо  – С. Рубинштейна.

На основании  анализа литературных источников в работе обосновано положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок и в поведенческих реакциях и в поступках проявляет себя нерешительным, несамостоятельным, нередко инфантильным, повышенно внушаемым. В результате воздействия неблагоприятных факторов ведущих к повышению тревожности у подростка развивается неуверенность в себе, самоуничижительная установка на свои силы и возможности. Дети с повышенным уровнем эмоциональной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у них формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная эмоциональная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянных психических перенапряжениях, которые выражаются в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неуверенности, безынициативности.

В эмпирической части работы сделан анализ диагностических данных уровней тревожности и самооценки у подростков, выявлена взаимосвязь  между исследуемыми переменными (между  уровнем тревожности и уровнем  самооценки) – высокий уровень ситуативной тревожности влечет за собой понижение уровня самооценки, так как коэффициент полученной корреляции находился в области, меньшей для статистически значимой величины. 

Таким образом, мы доказали, что если эмоциональная  тревожность проявляющаяся в  каких-либо отдельных ситуациях  становиться частью личности человека, чертой его характера, то это ведет  к проявлениям пессимистичной установке  на жизнь, которая  представляется преисполненной угроз и опасностей, и неуверенностью в себе. 

Проведенное исследование имеет свои перспективы и требует  исследования влияния психокоррекционных мероприятий. Так как своевременная  психологическая работа с подростками  может способствовать избавлению от тревожности внутри личности, повышению  его самооценки и тем самым  помочь взрастить адекватную, зрелую личность, способную преодолевать трудности во взрослой жизни.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.,2001.
  2. Астапов В.М  Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
  3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1999. – 63с.
  4. Батаршев А.В. Тестирование. - М., 1999.
  5. Берковитц Л.  Агрессия и социум. – М., 1999.
  6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. -  М.: Просвещение, 2000. – 274с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1999. – 352с.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  10. Выгодский Л.С. Психология. – М., 2000.
  11. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1999. – 156с.
  12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
  13. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1999. – 212с.
  14. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999г. 147с.
  15. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2001. – 256с.
  16. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1999. – 64с.
  17. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  18. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1999. -573с.
  19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1999. – 256с.
  20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1999. – 179с.
  21. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1997. – 147с.
  22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
  23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – М., 2002.
  24. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг. – М., 2002.
  25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
  26. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 2001. – 32с.
  27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2000. – 114с.
  28. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1999.- 161с.
  29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб., 2000.
  30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

 

 

 

Приложение 1

Результаты  исследования самооценки качеств личности.

 

 

Порядковый №

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность

4,2

3,5

2,7

3,5

4,3

5

2

3,6

Средний

4,0

4,7

4,2

4,5

5,0

4,3

4,8

4,5

Высокий

3,2

2,8

3,4

2,6

3,3

3,1

4,7

3,3

Средний

4

4,2

4

5

3,5

4

4,7

4,2

Высокий

4,1

3,6

2,9

3,7

4,4

4,8

2,4

3,7

Средний

2

4,2

3,5

5

3,5

4,3

2,7

3,6

Средний

3,9

4,2

4,9

4,7

3,2

3,1

4,6

4,1

Высокий

2,1

2,9

2,5

3,1

3,3

0,5

3,1

2,9

Низкий

4,2

3,3

4,9

4,2

3,9

4,6

3,1

3,1

Средний

3,3

3,5

3,6

2,6

3,5

2,2

1,6

2,9

Низкий

4,2

4,9

3,1

3,9

4,6

4,2

3,3

4,1

Высокий

4

4,7

3

3,7

4,4

4

3,5

3,9

Средний

4

3,7

2,6

3,2

3,3

2,4

3,2

3,2

Средний

3,8

4

3,5

3,5

3,6

4

2,1

3,5

Средний

4

3,6

4,2

4,9

3,9

4,1

4

4,1

Высокий

3,2

3,8

3,4

4,8

3,6

3,4

3

3,6

Средний

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

Низкий

3,8

3,9

4,2

3,9

3,6

3,7

2,1

3,6

Средний

4

3,7

3,8

4

3,5

3,2

3

3,6

Средний

4,5

4

2,5

4,5

4,5

5

4,5

4,2

Высокий

4,8

5

3,5

4,8

5

5

4,1

4,6

Высокий

4

3,5

3,6

4

3,5

1,3

3,2

3,3

Средний

2

2,2

3

2,5

2,6

2

2,2

2,9

Низкий

3,5

3

5

4,5

3

1

4,5

3,5

Средний

4

3,5

4,8

1,4

3,6

3,7

4,9

3,7

Средний

В целом по классу

 

3,61

 

3,69

 

3,58

 

3,81

 

3,74

 

3,45

 

3,33

   

 

 

 




Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков