Исследование уровня тревожности и самооценки подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

3 курс.docx

— 87.24 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской федера   

Федеральная служба по надзору в  сфере образования и науки

НОУ ВПО Сибирская академия права, экономики и управления

Факультет психологии

Кафедра обшей  и прикладной психологии

Специальность 030301.65 «Психология»

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине: «Экспериментальная психология»

Исследование  уровня тревожности и самооценки подростков

 

 

Выполнил:

студентка заочного отделения 

Группы: ЗПС07

Копылова  Ирина Владимировна

Научный руководитель: Козьмина Л.Б. 

 

 

 

 

Ангарск, 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения взаимосвязи тревожности 

и самооценки подростка………………………………………………………….5

1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5

1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17

    1.     Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25

Выводы…………………………………………………………………………..29

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30

2.1  База и методы исследования……………………………………………..30

2.2  Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33

 Выводы………………………………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………39

Литература……………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: в настоящее время, в условиях социально – экономических преобразований жизненного уклада в нашей стране увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Подростковый возраст – ответственный период становления мировоззрения, системы отношений, интересов. Увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая непрерывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Поэтому проблемы подростковой тревожности и ее своевременной коррекции остаются весьма актуальными.

Исследования в  данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе: проблемы развития личности в периоды возрастных кризисов, трудности  принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с взрослением  и переходом из одного коллектива в другие, проблемы адаптации успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых  ставит перед собой возрастная и  педагогическая психология.

Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.

Объект исследования: тревожность подростка.

Предмет исследования: изучение взаимосвязи уровня тревожности и уровня самооценки подростков.

Гипотеза: уровень тревожности и уровень самооценки у подростков взаимосвязаны, в частности:

1.Чем выше уровень личностной  тревожности, тем ниже уровень  самооценки у подростка.

2.Чем выше уровень ситуативной  тревожности, тем  ниже уровень  самооценки личности.

Задачи исследования:

  1. на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
  2. изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.

Исследование проводилось  в школе интернат № 7 с учениками 4 класса, возраст которых 10-13 лет. При  исследовании использовались методики: шкала реактивной и личностной тревожности  И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина, и методика самооценки качеств личности Т. Дембо  – С. Рубинштейна.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который содержит 30 источников. Работа содержат 2 рисункаи 1 таблицу. Общий объем работы составляет ? страниц.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  аспект изучения взаимосвязи тревожности  и самооценки подростка

    1. О тревожности в отечественной и зарубежной научной литературе

 

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия  “тревога” и “тревожность”. Однако это совсем неидентичные термины. Тревога  – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное  сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах [12]. Однако  помимо физиологических  существуют еще и поведенческие  признаки проявления тревоги: ребенок  начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Тревожность в психологии различают как эмоциональное  состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую  особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги  и беспокойства без достаточных  оснований.

Ситуативная тревожность  порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в  ситуации оценки способностей и достижений личности – например, на экзамене и  т.п.) В таких случаях тревожность  может играть положительную роль, т. к. способствует концентрации энергии  на достижение желаемой цели, мобилизации  резервов организма и личности для  преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность  имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности. Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер. 

Ситуативную тревожность  у детей может провоцировать  резкое изменение привычной обстановки (например, расставание с родителями, поступление в детский сад  и школу), а также нарушение  отношений со сверстниками. В детском  возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки.

Особого внимания требуют  дети с устойчивой личностной тревожностью. Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным. Специалисты, рассматривающие  тревожность как свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность  индивидуальными особенностями  эндокринной и нервной систем. При рассмотрении тревожности как  характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

Выделяется так называемая связанная тревожность, проявляющаяся  в определенной сфере деятельности (школьная, межличностная и др.) и  общая тревожность, распространяющаяся практически на все сферы жизнедеятельности.

Состояние тревожности не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревожность  становится причиной мобилизации потенциальных  возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают  мобилизующую тревогу и расслабляющую. Мобилизующая дает  дополнительный импульс человеку к деятельности, а расслабляющая скорее парализует человека.

Какой вид тревоги человек  будет испытывать чаще – во многом зависит  от стиля воспитания в  детском возрасте. Если родители постоянно  пытаются убедить ребенка в его  беспомощности, то в дальнейшем в  определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же  напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через  преодоление препятствия, то в ответственные  моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу  [11]

Существуют две основные формы тревожности: открытая и скрытая. Первую, в свою очередь, можно подразделить на следующие варианты:

1. Нерегулируемая тревожность  (генерализованная) – сильная, осознаваемая, проявляющаяся симптомами тревоги.  Она встречается во всех возрастных  группах и самостоятельно ребенок  справиться с нею не в состоянии;

2. Регулируемая (компенсируемая) тревожность – дети самостоятельно  вырабатывают способы ее преодоления.  Она чаще встречается в младшем  школьном и раннем юношеском  периодах;

3. Культивируемая тревожность  – осознается и переживается  как ценное для личности качество, позволяющее добиться желаемого  результата. Этот вид тревожности  наиболее характерен для старшего  подросткового и раннего юношеского  возраста.

Анализ литературы последних  лет позволяет рассматривать  тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает  и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных  и поведенческих реакций, провоцируемых  при воздействии на человека различными стрессами.

Н. Аракелов считает, что  тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга  человека, обуславливающими постоянно  повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

Первоначально - тревога  обоснованна. Она вызвана реальными  для ребенка трудностями, но по мере закрепления неадекватности отношения  ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру. Тогда - недоверчивость, подозрительность и  другие подобные черты, повлияют так, что  реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать  неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных. [5]

Исследования отечественных  психологов показывают, что отрицательные  переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных  инстинктов, которые “ждут освобождения”  и всю жизнь довлеют над  человеком.

Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания  тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни  ребенка, как образования, возникающие  в процессе его деятельности и  общения. Иначе говоря, это явление  социальное, а не биологическое.

Проблема тревожности  имеет и другой аспект, - психофизиологический.

Второе направление в  исследовании беспокойства, тревоги  идет по линии изучения тех физиологических  и психологических особенностей личности, которые обуславливают  степень данного состояния.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических  особенностей свойств нервной системы  мы находим у отечественных психологов.

Данные Б.М.Теплова указывают  на связь состояния тревоги с  силой нервной системы. Высказанные  им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной  системы, нашло экспериментальное  подтверждение в исследованиях  В. Д. Небылицина. Он делает предположение  о более высоком уровне тревожности  со слабым типом нервной системы. [6]

В.В. Белоус испытание тревожности  проводил двумя путями - физиологическим  и психологическим.

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность  рассматривалась в связи с  изучением психологических механизмов внушаемости. [18]

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в основе отрицательных  форм поведения лежат: эмоциональное  переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться  как проявление тревожности.

 В зарубежной психологии  понимание тревожности было внесено  в психологию психоаналитиками  и психиатрами. Многие представители  психоанализа рассматривали тревожность  как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку  состояние. 

Основатель психоанализа З.Фрейд утверждал, что человек  имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З.Фрейд считал, что  столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает  неврозы и тревожность.

Э. Йзард (1999)  отмечает, что  тревога состоит из множеств эмоций. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в “тревожном” переживании  могут присутствовать и печаль, и  стыд, и вина, и пр.

А.Адлер выдвигает три  условия, которые могут привести к возникновению у ребенка  неправильной позиции стиля жизни  и, как следствие, к тревожности. Эти условия следующие:

  1. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью.

Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков