Исследование уровня тревожности и самооценки подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

3 курс.docx

— 87.24 Кб (Скачать)

 

    1. Роль тревожности в формировании самооценки подростка

 

Тревожность как  свойство личности во многом обуславливает  поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Когда же этот уровень  превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его недостаточной эмоциональной  приспособленности к тем или  иным социальным ситуациям. У детей  с данным уровнем тревожности  формируется установочное отношение  к себе как  к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает  общую установку на неуверенность  в себе. Ребенок боится совершить  ошибку, в нем нет уверенности  цельного человека. Неуверенность в  себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили  ребенку, что он — "гадкий утенок". Сформировалась заниженная самооценочная  установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным. Он стесняется самого себя, затаенно и  мучительно презирает себя, чувствует  вину перед сильными и красивыми  родителями.

Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций  сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у  ребенка сложился осознаваемый принцип: "Надо помочь другу в беде, потому что он прав". В сознании повелительный  стимул — "надо", а из неосознаваемого  установка: "не надо, опасно" —  и ребенок теряется. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная  отцом установка: "товарища надо выручать из беды любой ценой". Однако сознание этого ребенка ориентировано  на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка  будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить  ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт может породить у него тревогу и депрессию.[26]

Тревожность окрашивает в  мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в  себе, но и недоверчив ко всем и к  каждому. Для себя тревожный ребенок  не ожидает ничего хорошего. И все  это при обостренном и больном  чувстве достоинства. Теперь он все  преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в  коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что  говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая  недоумение ребят и испытывая  чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для  тревожного человека — а вдруг  он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности [15].

Тревожные подростки, даже если у них хорошо развиты коммуникативные  навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются  в изоляции, они чаще входят в  число наименее популярных, так как  очень часто такие подростки  крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность  из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут  быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности  тревожных детей является то, что  у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет  к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные  со сферой общения, усиливается неуверенность  в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений  со сверстниками появляется состояние  напряженности и тревожности, которые  и создают либо чувство неполноценности  и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению [7]

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с  личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением  заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых  разных жизненных ситуациях, в том  числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую  самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое  выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной  неустойчивости [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выводы

Таким образом, эмоциональная тревожность возникает  из соединения фундаментальных эмоций: а) интереса - волнения; б) радости; в) удивления; г) горя – страдания; д) гнева; е) отвращения; ж) презрения; з) страха; и) стыда; к) вины. И может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. В отличие от так называемой, полезной тревожности, которая является для человека существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Повышенная эмоциональная тревожность является субъективным направлением неблагополучия личности.

В результате воздействия  неблагоприятных факторов у школьника  развивается неуверенность в  себе, самоуничижительная установка  на свои силы и возможности. При отсутствии коррекционных воздействий со стороны  взрослых эмоциональная тревожность  становится чертой характера, проявленная  в пессимистичной установке на жизнь  в целом, которая  представляется преисполненной угроз и опасностей.

Таким образом, неуверенный  в себе, склонный к сомнениям и  колебаниям, робкий, тревожный ребенок  и в поведенческих реакциях и  в поступках проявляет себя нерешительным, несамостоятельным, нередко инфантильным, повышенно внушаемым.

Дети с повышенным уровнем эмоциональной  тревожности  склонны воспринимать угрозу своей  самооценке. Как правило, у них  формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная эмоциональная  тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых  разных жизненных ситуациях, в том  числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую  самооценку, находятся в постоянных психических перенапряжениях, которые  выражаются в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной  неустойчивости, неуверенности, безынициативности.

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. База и методы  исследования

 

Исследование проводилось  в школе интернат № 7 с учениками 4 класса, возраст которых 10-13 лет, всего 17 человек, из них 4 девочки и 13 мальчиков.

Исследование проводилось  в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники исследования были открыты и проявили желание учувствовать в исследовании. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты: «каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух».

Участники исследования имели достаточно времени для  обдумывания ответов. Ребятам была дана гарантия не разглашения.

При исследовании использовались методики: шкала реактивной и личностной тревожности И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина, и методика самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.

Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн). Для исследования была применена методика изучения  самооценки  качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня  самооценки  школьника по заранее  заданным качествам личности.

Материалом для исследования послужили ряд шкал  (100  мм.),  условно обозначающих проявление  различных  качеств  личности (доброта, честность, сообразительность и др.) Методика  предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно  обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция:  "Допустим, что на этой линии расположились все люди  мира  в  порядке  повышения  их  состояния  здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?". На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора  усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Пример шкалы:   высокое


 

 

 

 

 

низкое

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения  шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно  деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого  подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней"  самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой"  – со  средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом  0-2.5.

определяющий уровни тревожности, является, разновидностью личностных тестов, и выявляет личностную и  ситуативную тревожность.

Методика измерения тревожности  и как Диагностика уровня тревожности по опроснику Спилбергера – Ханина. Данный опросник,личностного свойства, и как состояния была разработана Ч.Д. Спилбергером, адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным [9, ст. 187]. В данной методике представлены две шкалы «ситуативной» и «личностной» тревожности, включающими в себя по 20 утверждений, отражающих ситуативную и личностную тревожность, а так же по 4 варианта ответов соответствующие ниже представленным альтернативам, для каждой шкалы соответственно: «Нет, это не так», «Пожалуй так», «Верно.», «Совершенно верно», и «Никогда», «Почти никогда», «Часто», «Почти всегда». Полученные данные обсчитываются, подсчитывая общее количество баллов присваивая каждому альтернативному ответу соответствующий балл: «Нет, это не так», - 4 балла, «Пожалуй так» - 3 балла, «Верно.» - 2 балла, «Совершенно верно» - 1 балл, подсчет по шкале личностной тревожности производится по аналогии со шкалой ситуативной тревожности. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут: - очень высокая тревожность;  – высокая тревожность;  – средняя тревожность; – низкая тревожность; – очень низкая тревожность.

В качестве адекватного метода для поверки нашей рабочей  гипотезы мы определили метод математического  анализа - коэффициент корреляции Спирмена. Данный процесс выполняется следующим  образом:

    1. Необходимо проранжировать данные по каждой переменной признака, при этом начисляется ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования.
    2. Необходимо посчитать разность между рангами переменных.
    3. Каждую полученную разность между переменными необходимо возвести в квадрат.
    4. Подсчитать сумму квадратов всех переменных.
    5. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции по формуле. Исходя из данных нашего ранжирования мы рассчитывали коэффициент ранговой корреляции по формуле с наличием одинаковых рангов. 
    6. Используя таблицу критических значений [23] необходимо определить критические значения.

Опираясь на результаты, полученные нами с помощью данных расчетов, позволит нам, опровергнуть или подтвердить наши предположения  относительно  взаимосвязи между  уровнем тревожности и уровнем  самооценки у подростков.

 

2.2. Анализ и  обсуждение данных исследования

 

Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение  самооценки качеств личности). После  обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых  данных (приложение 1).

Результаты проведения представленной методики в группах детей подросткового возраста выглядят следующим образом (рис. №1 ):

Рис. 1. Распределение подростков по уровню самооценки (%)

Как видно из рисунка 1, большинство испытуемых в выборке имеют средний уровень самооценки, 28% подростков имеют высокий уровень самооценки; 56% подростков имеют средний уровень самооценки; 16% подростков имеют низкий уровень самооценки.

Рассмотрим показатели тревожности, полученные с помощью  методики Спилбергера-Ханина. На рисунке 2 наглядно представлены данные, полученные по уровням ситуативной и личностной тревожности у испытуемых.

 

Рис. 2 Распределение показателей уровня тревожности у испытуемых (%)

Примечание: Ряд 1 – показатели личностной тревожности, Ряд 2 – показатели ситуативной тревожности, 1 - очень высокая, 2 – высокая, 3 – средняя, - 4 – низкая, 5 - очень низкая

 

Исходя из представленных показателей, можно сказать, что 2% детей  обладают очень высоким уровнем  ситуативной тревожности, наибольшее количество детей – 39% показали высокий  уровень ситуативной тревожности. Средний уровень ситуативной  тревожности у 23% детей. Низкий и очень низкий уровень ситуативной тревожности у 18% детей. На данных уровнях количество детей идентичное.

Ни у одного из обследованных детей уровень  личностной тревожности очень высокий, детей просто на высоком уровне личностной тревожности 30%. Дети, показавшие средний  уровень личностной тревожности  составляют 38% от всей группы испытуемых. Дети, данные которых, относятся к  очень низкому уровню личностной тревожности, составляют 11% выборки, и  просто низкий уровень личностной тревожности  у 23% детей.

Проведя первичную обработку  результатов изучаемых нами параметров – уровень тревожности и уровень  самооценки у подростков, для определения  возможных соотношений между  ними, мы считаем целесообразным выдвинуть  следующие гипотетические предположения, опираясь на выводы эмпирического исследования:

1.Чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень самооценки у подростка.

Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков