Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41
Тревожность как
свойство личности во многом обуславливает
поведение субъекта. Существует определенный
уровень тревожности –
Когда же этот уровень
превышает оптимальный, можно говорить
о появлении повышенной тревожности.
Повышенный уровень тревожности
у ребенка может
Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: "Надо помочь другу в беде, потому что он прав". В сознании повелительный стимул — "надо", а из неосознаваемого установка: "не надо, опасно" — и ребенок теряется. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: "товарища надо выручать из беды любой ценой". Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт может породить у него тревогу и депрессию.[26]
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности [15].
Тревожные подростки, даже если
у них хорошо развиты коммуникативные
навыки, могут не пользоваться всеобщим
признанием в группе, но и не оказываются
в изоляции, они чаще входят в
число наименее популярных, так как
очень часто такие подростки
крайне неуверенные в себе, замкнутые,
малообщительные, или же напротив, сверхобщительные,
назойливые, озлобленные. Также причиной
непопулярности является их безынициативность
из-за своей неуверенности в себе,
следовательно, эти дети не всегда могут
быть лидерами в межличностных
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости [4]
Выводы
Таким образом, эмоциональная тревожность возникает из соединения фундаментальных эмоций: а) интереса - волнения; б) радости; в) удивления; г) горя – страдания; д) гнева; е) отвращения; ж) презрения; з) страха; и) стыда; к) вины. И может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. В отличие от так называемой, полезной тревожности, которая является для человека существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Повышенная эмоциональная тревожность является субъективным направлением неблагополучия личности.
В результате воздействия неблагоприятных факторов у школьника развивается неуверенность в себе, самоуничижительная установка на свои силы и возможности. При отсутствии коррекционных воздействий со стороны взрослых эмоциональная тревожность становится чертой характера, проявленная в пессимистичной установке на жизнь в целом, которая представляется преисполненной угроз и опасностей.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок и в поведенческих реакциях и в поступках проявляет себя нерешительным, несамостоятельным, нередко инфантильным, повышенно внушаемым.
Дети с повышенным уровнем эмоциональной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у них формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная эмоциональная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянных психических перенапряжениях, которые выражаются в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости, неуверенности, безынициативности.
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1. База и методы исследования
Исследование проводилось в школе интернат № 7 с учениками 4 класса, возраст которых 10-13 лет, всего 17 человек, из них 4 девочки и 13 мальчиков.
Исследование проводилось в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники исследования были открыты и проявили желание учувствовать в исследовании. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты: «каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух».
Участники исследования имели достаточно времени для обдумывания ответов. Ребятам была дана гарантия не разглашения.
При исследовании использовались методики: шкала реактивной и личностной тревожности И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина, и методика самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.
Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн). Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности.
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.) Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?". На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Пример шкалы: высокое
низкое
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.
определяющий уровни тревожности, является, разновидностью личностных тестов, и выявляет личностную и ситуативную тревожность.
Методика измерения
В качестве адекватного метода для поверки нашей рабочей гипотезы мы определили метод математического анализа - коэффициент корреляции Спирмена. Данный процесс выполняется следующим образом:
Опираясь на результаты, полученные нами с помощью данных расчетов, позволит нам, опровергнуть или подтвердить наши предположения относительно взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем самооценки у подростков.
2.2. Анализ и обсуждение данных исследования
Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности). После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых данных (приложение 1).
Результаты проведения представленной методики в группах детей подросткового возраста выглядят следующим образом (рис. №1 ):
Рис. 1. Распределение подростков по уровню самооценки (%)
Как видно из рисунка 1, большинство испытуемых в выборке имеют средний уровень самооценки, 28% подростков имеют высокий уровень самооценки; 56% подростков имеют средний уровень самооценки; 16% подростков имеют низкий уровень самооценки.
Рассмотрим показатели тревожности, полученные с помощью методики Спилбергера-Ханина. На рисунке 2 наглядно представлены данные, полученные по уровням ситуативной и личностной тревожности у испытуемых.
Рис. 2 Распределение показателей уровня тревожности у испытуемых (%)
Примечание: Ряд 1 – показатели личностной тревожности, Ряд 2 – показатели ситуативной тревожности, 1 - очень высокая, 2 – высокая, 3 – средняя, - 4 – низкая, 5 - очень низкая
Исходя из представленных
показателей, можно сказать, что 2% детей
обладают очень высоким уровнем
ситуативной тревожности, наибольшее
количество детей – 39% показали высокий
уровень ситуативной
Ни у одного из обследованных детей уровень личностной тревожности очень высокий, детей просто на высоком уровне личностной тревожности 30%. Дети, показавшие средний уровень личностной тревожности составляют 38% от всей группы испытуемых. Дети, данные которых, относятся к очень низкому уровню личностной тревожности, составляют 11% выборки, и просто низкий уровень личностной тревожности у 23% детей.
Проведя первичную обработку
результатов изучаемых нами параметров
– уровень тревожности и
1.Чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень самооценки у подростка.
Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков