Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41
Формирование самосознания и частных самооценок. Чувства к самому себе, как правило формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. ‘’С другой стороны, если кем-то постоянно пренебрегают и насмехаются над ним, ему ничего не остается, как заключить, что он достоин презрения. По мере того как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакций других людей’’[6,с.236]. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. И точно так же гордец отмахнется от любого человека, как от не имеющего значения, если тот обратится к нему без должного почтения. Как только сформировался определенный уровень собственного достоинства, оно, подобно другим чувствам, имеет тенденцию к самоподкреплению.
Хотя люди обычно применяют один и, тот же критерий при оценке себя и других, они часто более строги к самим себе. В ‘’формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком пли плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным, зависит скорее от того, что он сам о себе знает, чем от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, которых он слишком стыдится, чтобы поведать о них даже самым близким друзьям’’[15,с.133]. Поскольку другие не обнаруживают внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и еще некоторые индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках: Он не понимает того, что такие импульсы в действительности, весьма широко распространены.
‘’Формирование самосознания
и частных самооценок может рассматриваться
как результат усвоения, интериоризации
ребенком определенных параметров отношения
к нему родителей: неприязнь, отдаленность,
неуважение переходят в дефект самоотношения
- вплоть до неприязни к себе - своим
чертам, физическому облику’’[7,с.225].
В свою очередь активно формирующийся
образ Я ребенка может входить
в противоречие с имеющимся у
родителя представлением о ребенке
и эмоциональным отношением к
нему. Образ Я и самооценка ребенка
в этом случае будут содержать
черты дополнительные или защитные
к транслируемым через
Любые изменения какого-то аспекта, образа Я, при низкой дифференцированности влекут за собой изменение и других аспектов представления о себе; изменение частной самооценки по какому-то значимому измерению вызовет изменение многих других частных самооценок и эмоционально-ценностного отношения к себе в целом.
‘’В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии "аффекта" и "интеллекта", так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом’’[5,с.72] ‘’Бедность, когнитивная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанность составляющих его структуру шкал из травматического, негативного опыта общения со значимыми другими с необходимостью порождает негативное самоотношение’’[6,с.177].
На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.
«Хрупкое, уязвимое Я можно
сравнить с такой структурой самосознания,
когда Я-идеал представляет собой
интернализованный образ жестко
регламентирующего, подавляющего и
наказывающего Родителя, в то время
как Я-реальное, неразвитое, несамостоятельное,
постоянно испытывающее потребности
быть любимым и одобряемым, оказывается
в позиции Неблагополучного Ребенка»[5,с.235].
Естественно, что чувства подавленности,
вины и стыда оказываются наиболее
"готовой", сформированной реакцией
на жизненные события.
Зависть, ярость, проявление
агрессии как дизъюнктивные, разъединяющие
чувства, а также неодобряемые родительской
инстанцией сверх-Я, не могут быть выражены
прямо и непосредственно, а только
как безнадежность и
В процессе изучения материала мы выявили, что психоаналитические исследования анализируют не процессы реального межличностного взаимодействия, а их интрапсихическую динамику, "диалог" структур "Суперэго" и "Эго". Нормальное развитие Эго зависит от того, сумеет ли оно сбалансировать требования Суперэго и процессы сегрегации-индивидуации Я, и какими чувствами будет сопровождаться этот процесс. Инфантильное Эго реагирует суженным спектром поведенческих и аффективных реакций субдоминантного типа независимо от интра- или экстрапунитивной направленности. Это реакции тревоги, вины, страхи наказания, мазохистские реакции нанесения себе телесного или морального ущерба (самонаказания), извинения, искупления вины, угодливой уступчивости. "Согласием с родительской инстанцией Эго удастся обеспечить себе позитивную самооценку (Я-хороший) недорогой ценой, расплачиваясь потерей самоуважения, зависимостью и поворачиванием агрессии против себя" [2,с.137].
Самокоманды (самоинструкции) выполняют широкие функции саморегуляции внутреннего состояния субъекта и его поведения в настоящем и будущем. На их основе складываются субъективные стандарты и оценки адекватности и эффективности своих действий, своей личностной привлекательности и ценности; они позволяют также предвидеть оценки окружения и меру своего влияния на них. Поскольку каждый человек склонен демонстрировать достаточно постоянный и регулярный паттерн (стиль) самокоманд в отношении определенных ситуаций, резонно предположить, что стиль самоинструктирования производен от некоторой генерализованной и целостной системы общих правил, внутренних эталонов, с помощью которых производится актуальная и ожидаемая самооценка. Кроме этого несомненно и то, что эта система стабилизирует и защищает Я, обеспечивая "равновесие" между ожидаемыми оценками, собственными стандартами и текущими состояниями и действиями Я.
Формирование высокой и низкой самооценки. Зачастую низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. ‘’Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди, невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными’’[2,с.121]. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нем. Исследователи, экспериментально проверявшие самооценки людей в крайних ситуациях (приглашение к общению, отказ в нем), выявили, что индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнерам друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнерам. Возможно, наиболее существенно здесь то, ’’что люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой’’[11,с.143].
Низкая самооценка влияет и на социальное поведение людей. Зимбардо утверждает, что "лица с низкой самооценкой более склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая ее подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты"[11,с.85]. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее, склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих.
В некоторых случаях низкая самооценка свидетельствует о неверной оценке навыков общения индивида. Случается, что и привлекательные и способные люди признают свои недостатки и считают свое поведение неуместным (то есть дают себе низкую оценку). Но в других случаях низкая самооценка отражает действительный недостаток навыков, необходимых для установления или поддержания социальных взаимоотношений.
То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. ‘’Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать’’[19,с.266]. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достается львиная доля предоставляемых обществом благ.
Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за "конструктивный совет" [7,с.109]. Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.
‘’Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми’’[11,с.78].
Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. С другой стороны, если кем-то постоянно пренебрегают и насмехаются над ним, ему ничего не остается, как заключить, что он достоин презрения. По мере того как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакций других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли успокоят уговоры его друзей. И точно так же гордец отмахнется от любого человека, как от не имеющего значения, если тот обратится к нему без должного почтения. Как только сформировался определенный уровень собственного достоинства, оно, подобно другим чувствам, имеет тенденцию к самоподкреплению.
В наше время очень важно (для психического и физического здоровья; нормальной жизнедеятельности, при напряженном ритме жизни, в мире технологического прогресса) адекватно оценивать собственные силы и обстоятельства. «Познай самого себя, и тебе приоткроется тайна бытия другого человека…» – учили великие мудрецы и мыслители древнего Китая. ‘’Что бы беспристрастно контролировать свое поведение, анализировать и осуществлять само контроль над своими действиями’’ [18,с.259]. Каждый день, многие люди начинают, задумываются, о том какое место они реально занимают в сегодняшнем мире, в своем городе, на работе (на учебе) среди друзей, в своей семье. Объективный ответ они могут получить, имея адекватную самооценку, и постоянно самосовершенствуясь. ‘’Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости самооценки’’ [11,с.148].
Неустойчивости самооценки способствуют:
стихийность,
Метод самоанализа, это постоянный
контроль, за своим поведением на
улице, на работе, среди семьи
и своих друзей, наедине с самим
собой необходим. Владеющие, методом
самоанализа и адекватно
А все начинается с раннего возраста, на адекватную самооценку влияют взаимоотношения с родителями, со сверстниками (на определенном жизненном этапе). ‘’Адекватная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке’’[21,с.132]. Например:
И возможно, что человеку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в институте, необходимо поступать на работу, предстоит самому решать жизненно важные проблемы, находить ответы на возникающие вопросы. ‘’Многие подростки, становясь взрослыми, продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно родителей, когда начинают искать себя’’[11,с.242]. Помогать ребенку подростку взрослому человеку, обрести устойчивое правильное, само восприятие - наиболее важная задача родителей, воспитателей детского сада, учителей, преподавателей, психологов (психическое здоровье).
Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков