Исследование уровня тревожности и самооценки подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияние уровня тревожности и самооценки подростков.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы обосновать положение о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки в подростковом возрасте,
изучить и выявить взаимосвязь тревожности и самооценки у подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности
и самооценки подростка………………………………………………………….5
1.1 Понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………................................5
1.2 Понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной научной литературе…………………………………………………..................................17
Роль тревожности в формировании самооценки подростка…………...25
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и самооценки подростков………………………………………………………………………30
2.1 База и методы исследования……………………………………………..30
2.2 Анализ и обсуждение данных исследования………………………….....33
Выводы………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

3 курс.docx

— 87.24 Кб (Скачать)

А.Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.

  1. Избалованность ребенка. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное  превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность - требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
  2. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда - необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Умение любить других требует  развития и тренировки. В этом А. Адлер видит роль членов семьи  и, прежде всего, матери и отца. Итак, у А. Адлера в основе конфликта  личности, в основе неврозов и тревожности  лежит противоречие между "хотеть" (воли к могуществу) и "мочь" (неполноценность), вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается  это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной  силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству  не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство.

Проблема тревожности  стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего, у К. Хорни.

В теории К. Хорни главные  источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте  между биологическими влечениями и  социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

К. Хорни считает, что при  помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности  ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет  путей избавления.

В большой степени К. Хорни  близок С. Салливен. Он известен как  создатель “межличностной теории”. Личность не может быть изолирована  от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение  индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает, что  у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

С. Салливен так же, как  и К. Хорни, рассматривает тревожность  не только как одно из основных свойств  личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения  с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно  присутствует на протяжении всей жизни  человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится "центральной  потребностью" и определяющей силой  его поведения.

Иначе подходит к пониманию  тревожности Э. Фромм. Он считает, что  в эпоху средневекового общества, с его способом производства и  классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой  опасности, и не испытывал таких  тревог, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек  был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет “естественными социальными связями, существующими в первобытном  обществе”. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной  “негативной свободой”, человек  стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит  в бегстве от свободы, то есть бегство  от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние  тревоги. [30]

Э. Фромм, К. Хорни и С. Салливен пытаются показать различные механизмы  избавления от тревоги.

Э. Фромм считает, что все  эти механизмы, в том числе  “бегство в себя”, лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего “Я” составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Э. Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что тревожность  основана на реакции страха, а страх  является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением  целостности организма.

Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызвала  у ребенка страх. Тревога или  беспокойство - это ожидание того, что  может вызвать страх. При помощи тревоги ребенок может избежать страха.

М.С. Каган с одной стороны, рассматривает тревогу как врожденную реакцию на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны - ставит степень тревожности человека в  зависимость от степени интенсивности  обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.

Можно рассматривать состояние  страха, беспокойства и тревоги как  реакцию субъекта на события, происходящие непосредственно в окружающей обстановке. Различия между этими явлениями  не делается. Беспокойство присуще  уже младенцу, когда он слышит громкий  звук, испытывает внезапное перемещение  или потерю опоры, а также другие внезапные раздражители, к которым  организм оказывается неподготовленным. Однако маленький ребенок остается нечувствительным ко многим стимулам, которые могут его потенциально тревожить в более позднем  возрасте.

К. Роджерс видит источник тревожности в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как они осознанны. Это может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение, которое сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.

Основной конфликт личности и основную тревогу К. Роджерс  выводит из соотношения двух систем личности - сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется  полное согласие, то у человека хорошее  настроение, он удовлетворен собой, спокоен. И, наоборот, при нарушении согласованности  между двумя системами возникают  различного рода переживания, беспокойства и тревога. Главным условием, предупреждающим  эти эмоциональные состояния, является умение человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее, если этого  требуют новые условия жизни. Таким образом, драма конфликта  в теории К. Роджерса переносится  от плоскости "биосоцио" в плоскость, возникающую в процессе жизни  индивида между его представлениями  о себе, сложившегося в результате прошлого опыта и данного опыта, который он продолжает получать. Это  противоречие - основной источник тревожности.

К. Хорни и С. Салливен, которые считают тревогу изначальным  свойством, "основной тревогой", тем  не менее, подчеркивают и ее социальное происхождение, ее зависимость от условий  формирования в раннем детстве.

Наоборот, Э.Фром, который  стоит как будто на совсем других социальных позициях, в то же время  считает, что тревога возникает  в результате нарушения "естественных социальных связей", "первичных  уз". А что такое естественные социальные узы? - это природные, то есть не социальные. Тогда тревога  является результатом вторжения  социального в биологическое. Это  же рассматривает З.Фрейд, но только вместо разрушения естественных влечений, по его мнению, происходит разрушение "естественных связей".

Такое же смешение социального  и биологического в понимании  тревожности мы наблюдаем у других авторов. Помимо отсутствия четкости в  понимании природы тревожности  у всех авторов, несмотря на бесконечные  частные различия, имеется еще  одна общая черта: никто не делает различия между объективно обоснованной тревожностью и тревожностью неадекватной.

Таким образом, если рассматривать  тревогу или тревожность как  состояние, переживание, или как  более или менее устойчивую особенность  личности, то несущественно, насколько  она адекватна ситуации. Переживание  обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации - это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей  социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных  оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром  нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые  в своих работах выделяют авторы:

1. Тревога из-за потенциального  физического вреда. Этот вид  беспокойства возникает в результате  ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим  неблагополучием. 

2. Тревога из-за потери  любви (любви матери, расположения  сверстников).

3. Тревога может быть  вызвана чувством вины, которая  обычно проявляется не ранее  4-х лет. У старших детей чувство  вины характеризуется чувствами  самоунижения, досады на себя, переживание  себя как недостойного.

4. Тревога из-за неспособности  овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что  не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога  связана с чувством неполноценности,  но не идентична ему. 

5. Тревога может возникнуть  и в состоянии фрустрации. Фрустрация  определяется как переживание,  возникающее при наличии препятствия  к достижению желаемой цели  или сильной потребности. Нет  полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации  и теми, которые приводят в  состояние тревоги (потеря любви  родителей и так далее) и  авторы не дают четкого различия  между этими понятиями. 

Тревога свойственна каждому человеку в  той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе  к достижению цели. Сильное же чувство  тревоги может быть "эмоционально калечащим" и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные  защитные механизмы (способы).

В возникновении тревоги большое  значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка  с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Анализ основных работ  показывает, что в понимании природы  тревожности у зарубежных авторов  можно проследить два подхода - понимание  тревожности как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Однако, несмотря на, казалось бы, принципиальное различие между пониманием тревожности  как биологической или социальной, мы не можем разделить авторов по этому принципу. Эти две точки зрения постоянно сливаются, смешиваются у большинства авторов.

 

 

    1. Самооценка в отечественной и зарубежной литературе

 

В данном разделе для понимания  сути составляющей понятие самооценки необходимо рассмотреть понятия  самооценки  встречающиеся в работах  ученых.

Самооценка – оценка личностью  самой себя, своих возможностей,  качеств и места среди других людей.  Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят  взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым  она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности  [21].

Самооценкой, К. Куперсмит  называет присущее индивиду чувство собственной ценности, которое для других людей проявляется в тех или иных его реакциях. Самооценка, которую вырабатывает и поддерживает человек, является сугубо личным и субъективным психологическим состоянием. Тем не менее, как считает Куперсмит, ее можно изучать, поскольку она проявляется в поведении [10].

Самооценка тесно связанна с  уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождения между притязаниями и реальными возможностями ведет  к тому, что он начинает неадекватно  себя оценивать. 

В работах Ф. Зимбардо самооценка рассматривается  из условий сочетания Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное определяется как адекватное представление личности о самой себе. Я-идеальное характеризуется  идеализированными представлениями  о самом себе  [11].

Информация о работе Исследование уровня тревожности и самооценки подростков