Исследование скорости мышления у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.

Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.

Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.

Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.

Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
Провести эмпирическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта 5
1.1 Мышление как понятие в психологии 5
1.2. История развития теории мышления 6
1.3. Виды мышления 8
1.4.Решение мыслительных задач 11
1.5.Индивидуальные качества мышления 14
1.6. Интеллект 16
1.7.Креативность как характеристика мышления человека 19
Глава 2.Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте 21
2.1 Организация экспериментального исследования 21
2.2. Описание используемых методик 21
2.2.1. Методика «Недостающие буквы в словах» 21
2.2.2.Тест интеллекта Айзенка (IQ) 22
2.2.Качественный анализ обработки результатов 22
2.3. Обработка результатов методом количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 24
2.3.1 Описание коэффициента 24
2.3.2 Определение наличия связи между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта 25
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 414.50 Кб (Скачать)

     Табл.1. Расчет по коэффициенту ранговой кореляции Спирмена 

 

    

     

    

                                      0.05                          0.01

                                      0.52                            0.66             0.901

     Рис.3. Ось значимой/незначимой связи 

     Так как rs > rкр и находится в зоне значимой связи, то можно сделать вывод о том, что корелляция между быстротой мышления и  коэффициентом интеллекта отличается от 0, т.е. связь между ними существует.

 

     Выводы

     Исходя  из теоретической части, можно сделать  вывод, что процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения.

     Быстрота  мышления является результатом высокого развития всех других качеств ума; она зависит от способности сосредоточить в нужный момент всю силу ума, проявить высокую активность мышления, его гибкость и критичность. Поэтому быстрота мысли отличается от торопливости мышления.

     Проанализировав полученные данные по практической части и проведя качественный анализ результатов исследования, мы можем сделать вывод, что на данной выборке испытуемых некоторым людям свойственны высокие значения по быстроте мышления и коэффициенту интеллекта. А людям с низкими или низко средними значениями по быстроте мышления свойственен низкий показатель по коэффициенту интеллекта.

     Применение  статистических методов показало, что у студентов наблюдаются высокие показатели по быстроте мышления.

     Следовательно, исходя из всего этого, можно сказать, что гипотеза исследования о том, что скорость мышления у студентов высокая, так как это необходимое условие для учебной деятельности подтвердилась.

 

     Заключение

     В первой главе «Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта» были рассмотрены различные подходы в определению понятий «мышление» и «интеллект»; рассмотрено историческое развитие теорий мышления; проанализированы индивидуальные качества мышления; описаны виды мышления; рассмотрено решение мыслительных задач, также описана креативность как характеристика мышления человека.

     Во  второй главе «Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте»  излагается процедура исследования, обосновываются и описываются применявшиеся методики, даётся характеристика выборки. Описываются и анализируются полученные результаты.

     Основными показателями в работе выступают: быстрота мышления и коэффициент интеллекта.

     В результате качественного и количественного  анализа гипотеза исследования о  том, что скорость мышления у студентов  высокая, так как это необходимое  условие для учебной деятельности, на данной выборке испытуемых подтвердилась.

 

     Список литературы

  1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук – СПб.: «Питер», 2007. – 688 стр. –ISBN 978-5-94723-387-2
  2. Выгодский, Л.С. Психология /  Л. С. Выгодский – М: «ЭКСМО – Пресс», 2000.–1008стр. ISBN 5-04-004708-8
  3. Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова – М.:ПЕР СЭ, 2005. – 136 стр. ISBN 5-9292-0134-Х
  4. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с. – ISBN 5-7695-0735-7
  5. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов – / М. И. Еникеев – М.: «Приор», 2000. – 400 стр. ISBN 5-7990-0462-0
  6. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина – М.: Институт психологии РАН, 2005. - 375 стр. ISBN 5-9270-0063-0
  7. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков – СПб.: «Питер», 2006. – 583 стр. ISBN 5-272-00062-5
  8. Маланов, С. В. Психологические механизмы мышления человека / С. В. Маланов изд. «Московский психолого-социальный институт» 2003 г. – 480 с. – ISBN 5-89502-447-5
  9. Новоселова, С. Л. Генетически ранние формы мышления / С. Л. Новоселова - М.: МПСИ, 2003. - 320 с. ISBN 5-89502-291-X
  10. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов – «Владос», 2008. –631стр. ISBN 978-5-691-01134-4
  11. Петерс, В. А. Психология и педагогика в вопросах и ответах / В. А. Петерс изд. «Проспект», – 2004 г. – 298c. – ISBN 5-482-00281-0
  12. Петровский, А. В. Хрестоматия по психологии / А. В. Петровский – М: Просвещение, 1997. - 528с.
  13. Радугин, А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин – М: Центр, 2003. – 400 с. ISBN 5-8886-0061-X
  14. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с. ISBN 5-94648-014-6
  15. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн – М.: 1958.
  16. Семенов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии / И. Н. Семенов – М.: Воронеж «МОДЭК», 2000. – 64 с. ISBN 5-89502-102-6
  17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214 с.
  18. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О. К. Тихомов – М.: «МГУ», 1984. – 272 стр.
  19. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М: Мартис,1995.- 320с.
  20. http://azps.ru
  21. http://vsetesti.ru

 

     Приложение

     №1

  Методика «Недостающие буквы в словах»

     Инструкция  к тесту:

     Перед Вами бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 мин. необходимо определить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, в единственном числе.  

    1.                              2.                          3.                         4.                       5.

    п-ро                 1.д-р-во               1.п-л-а                 1.з-о-ок             1.с-я-о-ть

    г-ра                  2.з-м-к                 2.о-р-ч                 2.к-и-а              2.к-с-а-ник

    п-ле                 3.к-м-нь               3.к-р-он               3.с-е-ло            3.у-и-е-ь

    к-са                  4.с-р-й                 4.з-р-о                  4.к-ы-а             4.а-е-ь-ин

    т-ло                  5.н-в-д                 5.в-с-ок                5.т-а-а              5.с-а-ц-я

    п-ла                  6.х-л-д                 6.с-г-об                6.к-у-ка            6.ч-р-и-а

    в-ра                  7.п-с-к                  7.в-т-а                  7.с-а-ка            7.к-п-с-а

    с-жа                  8.к-з-л                  8.п-д-ак                8.т-у-а             8.т-у-о-ть

    д-ша                  9.з-л-нь               9.п-р-а                  9.с-а-а             9.с-е-о-а

    р-ка                  10.т-л-га              10.б-л-он              10.п-е-а           10. к-н-о-а 
     

    Интерпретация результатов:

- менее  20 слов из 50 - низкая быстрота мышления;

- 21-30 слов - средняя быстрота мышления;

- 31 и  более слов - высокая быстрота мышления.  
 
 
 
 
 

№2

     2. Тест интеллекта  Айзенка (IQ)

     Инструкция  к тесту:

     На  выполнение теста дается ровно  30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы – проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему – подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

     Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно  произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу – не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

     Тест  не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача. 

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

2. Вставьте слово,  которое служило  бы окончанием  первого слова и началом второго.

ОБЫ ( . . . ) КА

3. Решите анаграммы  и исключите лишнее  слово.

ААЛТЕРК 
КОЖАЛ 
ДМОНЧЕА 
ШКААЧ

4. Вставьте недостающее  число.

5. Вставьте пропущенное  слово.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК  
ГАРАЖ ( . . . . ) ТАБАК

6. Вставьте пропущенное  число.

196  (25)  324 
325  (  )  137

7. Продолжите ряд  чисел.

18  10  6  4  ?

8. Решите анаграммы  и исключите лишнее  слово.

НИАВД 
СЕОТТ 
СЛОТ 
ЛЕКСОР

9. Выберите нужную  фигуру из пронумерованных.

10. Выберите нужную  фигуру из шести  пронумерованных.

11. Вставьте недостающую  букву.

Щ  Ц  Т  П  Л  ?

12. Вставьте слово,  которое служило  бы окончанием  первого слова  и началом второго.

ME ( . . . ) ОЛАД

13. Вставьте пропущенное  число.

14. Вставьте недостающее  число.

4  9  20 
8  5  14 
10  3  ?

15. Вставьте недостающее  число.

16  (27)  43 
29  (  )  56

16. Вставьте недостающие  буквы.

17. Выберите нужную  фигуру из шести  пронумерованных

18. Выберите нужную  фигуру из пронумерованных.

19. Вставьте пропущенное  число.

6  11  ?  27

20. Вставьте пропущенное  число.

12  (56)  16 
17  (  )  21

21. Вставьте пропущенное  слово.

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ 
КОСЯК ( . . . . ) МИРАЖ

22. Вставьте слово,  которое служило  бы окончанием  первого слова  и началом второго.

ПРИК ( . . . ) ЬЯ

23. Решите анаграммы  и исключите лишнее  слово.

ЖААРБ 
ТЯХА 
НУССК 
КОДАЛ

24. Вставьте слово,  которое означало  бы то же, что  и слова, стоящие  вне скобок.

РУКА ( . . . . . ) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную  букву.

А  Г  Ж 
Г  З  Л 
З  М  ?

26. Вставьте пропущенные  буквы. 

27. Выберите нужную  фигуру из шести  пронумерованных. 

28. Выберите нужную  фигуру из пронумерованных. 

29. Выберите нужную  фигуру из шести  пронумерованных.

30. Вставьте пропущенное  слово.

КНИГА (АИСТ) САЛАТ 
ПОРОГ ( . . . . ) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово,  которое означало  бы то же, что  и слова, стоящие  вне скобок.

КАРТОЧНАЯ ИГРА ( . . . . ) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ

32. Вставьте пропущенное  число.

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное  слово.

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА 
ОЛИМП ( . . . . ) КАТЕР

34. Решите анаграммы  и исключите липшее  слово.

АТСЕН 
ТИВОНКР 
РАКЫШ 
КООН

35. Вставьте пропущенную  букву и пропущенное число.

Информация о работе Исследование скорости мышления у студентов