Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:54, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является исследование скорости мышления у студентов.
Объект исследования: мышление и интеллект в юношеском возрасте.
Предмет исследования: исследование скорости мышления студентов юношеского возраста.
Гипотеза исследования: у студентов преобладает высокая скорость мыслительных процессов.
Описание выборки: в роли испытуемых выступают студенты 19-21 года, обучающиеся в Высших Учебных Заведениях города Казани.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по скорости мышления и интеллекта.
Провести эмпирическое исследование.
Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы мышления и интеллекта 5
1.1 Мышление как понятие в психологии 5
1.2. История развития теории мышления 6
1.3. Виды мышления 8
1.4.Решение мыслительных задач 11
1.5.Индивидуальные качества мышления 14
1.6. Интеллект 16
1.7.Креативность как характеристика мышления человека 19
Глава 2.Эмпирическое исследование быстроты мышления в юношеском возрасте 21
2.1 Организация экспериментального исследования 21
2.2. Описание используемых методик 21
2.2.1. Методика «Недостающие буквы в словах» 21
2.2.2.Тест интеллекта Айзенка (IQ) 22
2.2.Качественный анализ обработки результатов 22
2.3. Обработка результатов методом количественного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 24
2.3.1 Описание коэффициента 24
2.3.2 Определение наличия связи между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта 25
Выводы 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 31
Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.
1) Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
2) Интеллект – достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний [5, стр.146].
Характеризуя
мышление человека, в первую очередь
подразумевают его интеллектуал
Характеризуя
мышление человека, в первую очередь
подразумевают его интеллектуал
Под
умственным развитием понимается
совокупность как знаний, умений, так и
умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально-психологического
норматива (СПН). То есть уровень умственного
развития должен отражать наиболее типичные,
общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности,
касающиеся как объема и качества знаний
и умений, так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления.
Интеллект - относительно устойчивая
структура способностей, в основе которых
лежат процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную
оценку ее. Интеллектуальные
качества - качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
Практически диагностика умственного
развития возникла как тестирование интеллекта
и в этом русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже довольно
привычным употреблять показатель по
тесту Стэнфорда - Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент
интеллектуальности (IQ) - количественный
показатель, указывающий на общий уровень
развития мышления индивида по сравнению
с выборкой, на которой проходила стандартизация
интеллектуального теста [8, стр.210].
Наряду
с интеллектом в англо-
Было признано, что креативность зависит
от способности по-разному использовать
данную в задачах информацию в быстром
темпе. Эту способность назвали креативностью
и стали изучать независимо от интеллекта
- как способность, отражающую свойство
индивида создавать новые понятия и формировать
новые навыки. Креативность связывают
с творческими достижениями личности. Попытки
определить креативность посредством
познавательных переменных направлены
на оценку необычных интеллектуальных
факторов и познавательных стилей. Дж.
Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954
года, выделили 16 гипотетических интеллектуальных
способностей, характеризующих креативность.
Среди них такие, как:
Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентность мышления, которая проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или "подходящее" решение проблемы) [7, стр. 273].
I этап: Методологический.
Целью данного исследования явилось исследование скорости мышления у студентов
II этап: Методический.
Для решения задач исследования были использованы методики: «Недостающие буквы в словах» на определение скорости мышления и «Тест интеллекта Айзенка» на определения коэффициента интеллекта (IQ).
III этап: Диагностический.
Для проведения исследования были заготовлены инструкции, стимульный материал, бланки ответов по всем методикам.
Первой предъявлялась методика «Недостающие буквы в словах (см. Приложение 1); второй – тест интеллекта Айзенка (см. Приложение 2).
Исследование проводилось в декабре 2009 года. В выборку вошли 15 студентов 19-21 года.
Методика
позволяет определить темп выполнения
ориентировочных и
Цель данной методики: исследовать скорость протекания мыслительного процесса в юношеском возрасте. Методика проводилась в группе. При проведении методики использовалось следующее оборудование: секундомер, бланк с рядами слов(см. Приложение 1)
Задача экспериментатора подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.
Показателем быстроты мышления выступает количество правильно составленных слов:
- менее 20 слов из 50 - низкая быстрота мышления;
- 21-30 слов - средняя быстрота мышления;
- 31 и более слов - высокая быстрота мышления.
Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением [21].
Обработка результатов:
Отложить на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем провести вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения провести горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует КИ (коэффициенту интеллекта). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
Анализ результатов начнем с рассмотрения показателей скорости мышления
Рис.1. Графическое отображение скорости мышления
На рисунке 1 в виде графического отображения представлены результаты испытуемых после проведения методики «Недостающие буквы в словах» для определения скорости мышления.
Нормой быстроты мышления является диапазон значений от 21 до 30. Высокий показатель быстроты мышления – более 31, низкий показатель – менее 20.
Возведя диапазон значений в процентное соотношение мы получили следующие результаты:
1. высокий показатель быстроты мышления – 26,66%
2. средний показатель быстроты мышления –73,33%
3. низкий показатель быстроты мышления – 0%
Следуя из этих результатов можно сделать выводы, о том, что большинство испытуемых имеют средние значения по быстроте мышления.
Рис.2.
Графическое отображение
коэффициента интеллекта
На рисунке 2 в виде графического отображения представлены результаты испытуемых, после проведения теста на интеллект Айзенка.
Минимальный уровень IQ = 70, максимальный 180. Средний уровень IQ колеблется от 100 до 120 баллов. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
Просмотрев результаты, можно сделать вывод, что у большинства испытуемых коэффициент интеллекта находятся в зоне достоверных результатов.
Коэффициент ранговой корреляции позволяет определить тесноту или направление связи между двумя признаками. Коэффициент применим к данным, которые представлены либо в шкале порядков, либо другими количественными шкалами.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
Первым этапом расчета коэффициента является ранжирование рядов переменных по возрастанию их значений. Разным значениям присваиваются ранги, обозначаемые натуральными числами. Если встречаются несколько равных по значению переменных, им присваивается усредненный ранг.
Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs) определяется из уравнения: , где di – разность между рангами каждой переменной из пар значений X и Y; N – число сопоставляемых пар.
При
наличии одинаковых рангов вводится
поправка на одинаковость рангов по формулам:
и
. При этом общая формула расчета коэффициента
выглядит следующим образом:
.
Первоначально необходимо выдвинуть две гипотезы:
H0 – Корреляция между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта не отличается от 0;
H1 – Корреляция между быстротой мышления и коэффициентом интеллекта отличается от 0.
Для удобства расчетов составим таблицу, где укажем значения по двум признакам у каждого испытуемого, значения рангов по этим признакам и разность между рангами:
№ испытуемого | Быстрота мышления | IQ | R1 | R2 | d | d2 |
1 | 35 | 122 | 1 | 4,5 | -3,5 | 12,25 |
2 | 27 | 100 | 10 | 12 | -2 | 4 |
3 | 28 | 121 | 7 | 6 | 1 | 1 |
4 | 29 | 122 | 5 | 4,5 | 0,5 | 0,25 |
5 | 33 | 136 | 2 | 1 | 1 | 1 |
6 | 24 | 98 | 14 | 14 | 0 | 0 |
7 | 27 | 111 | 10 | 9 | 1 | 1 |
8 | 25 | 94 | 12,5 | 15 | -2,5 | 6,25 |
9 | 27 | 108 | 10 | 11 | -1 | 1 |
10 | 28 | 120 | 7 | 7 | 0 | 0 |
11 | 25 | 98 | 12,25 | 13 | -0,5 | -0,25 |
12 | 30 | 125 | 4 | 3 | 1 | 1 |
13 | 31 | 128 | 3 | 2 | 1 | 1 |
14 | 28 | 119 | 7 | 8 | -1 | 1 |
15 | 26 | 110 | 15 | 10 | 2,5 | 6,25 |
Информация о работе Исследование скорости мышления у студентов